Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Матвевнина Наталья Николаевна

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10–11 классов «Стилистика и культура речи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» составлена на основе государственного федерального образовательного стандарта, авторской программы Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи», учебного плана ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.

Сведения о программе

В основе рабочей программы элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» лежит авторская программа Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи», утвержденная секцией экспертного совета по русскому языку АППО в 2006 г. (новая редакция утверждена в 2011 г.).

Выбор элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» мотивирован тем, что он:

  • рекомендован для использования в 10-11 классах всех профилей с целью актуализации знаний, формирования практических умений использования языковых ресурсов;
  • соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку и социальному заказу родителей;
  • построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности и учитывает возрастную психологию учащихся.

Содержание элективного курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10–11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Цели, решаемые при реализации рабочей программы

  • систематизация знаний учащихся по разделу «Речеведение»;
  • изучение разделов, не входящих в учебные пособия, но имеющих большое значение для развития языковой компетенции (орфоэпия, ортология и стилистика частей речи, синтаксическая стилистика);
  • развитие культуры устной и письменной речи;
  • развитие практических навыков работы со словарями и языкового чутья;
  • развитие креативности учащихся, что предусмотрено рядом творческих заданий;
  • структурирование мыслительной деятельности (задания на составление планов, выписок, тезисов).

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы

  • углубить теоретические представления обучающихся о базовых лингвистических категориях;
  • существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;
  • скорректировать речевое поведение школьников в обществе;
  • способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;
  • сформировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелательность, тактичность.

Место и роль элективного курса «Стилистика и культура речи»

в учебном плане ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает включение вариативной части на этапе среднего (полного) общего образования в 10-11 классах базового и профильного уровней.

Элективный курс «Стилистика и культура речи» имеет итоговый характер, поскольку обобщает и закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы – умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление элективного курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку – написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса подразумевает обращение к национальной культуре, введение школьников в пространство национальных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Стилистика и культура речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общественных проблем в процессе освоения тем, несомненно, позволит выпускникам глубже понять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к проблемам, затронутым в этом тексте.

Программа модифицирована и рассчитана на 68 ч. учебного материала, предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Общая характеристика элективного курса «Стилистика и культура речи»

Владение родным языком – один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить и рассуждать.

Раздел стилистики и культуры речи не является абсолютно новым для школьников, т. к. уроки развития речи обязательно включены в курс русского языка во всех классах. Но, как правило, учащиеся не воспринимают эти уроки как единое целое, имеющее четкую структуру, и не видят всей области знаний в совокупности явлений. Кроме того, некоторые разделы (орфоэпия, ортология и стилистика частей речи) практически не изучаются совсем.

При разработке программы «Стилистика и культура речи» учитывалось, что в тестах ЕГЭ 30-35% заданий, не считая анализа содержания и языкового оформления текста, предлагается из раздела «Речь» и «Культура речи».

Старшеклассники зачастую испытывают растерянность при работе со словарем из-за неумения учитывать словарные пометы и не имеют представления о разных типах справочников, поэтому словарный запас школьника весьма ограничен. Большие трудности представляет для учащихся понимание, в чем суть грамматической или лексической ошибки. В системе занятий предусмотрено изучение типологии грамматических и речевых ошибок, даются задание на идентификацию и исправление подобных ошибок.

Кроме того, многие учащиеся теряются при необходимости выступления перед аудиторией, в связи с чем сдают устные экзамены, не реализуя полностью своих способностей. В программе элективного курса предусмотрены упражнения на развитие устной монологической и диалогической речи с элементами тренинга. Предусматриваются также разнообразные виды работ, которое помогут учащимся увидеть практическую значимость полученных в результате изучения элективного курса знаний. Для совершенствования структуры мышления учащихся включены задания по систематизации полученных сведений (составление опорных конспектов, планов, тезисов).

Устное выступление, подбор аргументов к тезису, анализ текста с точки зрения средств выразительности, задания в формате ЕГЭ включены в данный курс в качестве видов работы на уроке для развития практических навыков владения языковой культурой.


Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование

Рабочая программа предназначена для изучения элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов на базовом уровне.

Изменение порядка изучения тем и перераспределение часов в рамках элективного курса по русскому языку весьма незначительно и проведено для того, чтобы синхронизировать авторскую программу Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи» с «Программой для средней (полной) школы (базовый уровень) для 10–11 классов» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, по которой ведется преподавание русского языка в соответствии с учебныи планом ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.

Информация об используемом УМК

Рабочая программа оснащена следующими учебниками и пособиями:

  1. Соколова Л. Л. Стилистика и культура речи. Программа элективного курса по русскому языку. 10-11 классы. 2006, 2011.
  2. Соколова Л. Л., Яковлева Ю. Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего». 2008.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Учебный план ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга предусматривает обязательное изучение элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа (1 учебный час в неделю).

Тематическое планирование составлено с учетом необходимости синхронизировать программу элективного курса с основным курсом русского языка.

Информация об используемых технологиях обучения и формах уроков

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • исследовательские работы обучающихся;
  • технология подготовки к ЕГЭ;
  • игровые технологии.

Формы организации образовательного процесса:

  • уроки-лекции;
  • уроки-семинары;
  • уроки-консультации;
  • уроки практической работы;
  • уроки с групповыми формами работы;
  • межпредметные уроки.

Формы контроля

Устные работы:

  • выразительное чтение учащимися поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания;
  • составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом;
  • устное выступление – выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах;
  • организация дискуссии на актуальную социально значимую тему;

Письменные работы:

  • составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма;
  • художественное описание природы, внешности товарища;
  • написание сочинений на различные темы;
  • составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера.
  • написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);

Планируемый уровень подготовки

В результате изучения элективного курса «Стилистика и культура речи» обучающийся должен:

знать / понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой и социально-культурной сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • подготовка устного ответа по разным источникам;
  • составление плана ответа, тезисов;
  • подбор аргументов к лекции учителя;
  • решение и составление тестов;
  • редактирование текста;
  • сравнение вариантов, выявление авторского варианта;
  • сочинение;
  • рецензия на сочинение товарища;
  • лингвистический анализ текста;
  • работа со словарями (анализ, составление словарной статьи);
  • установление лексической соотнесенности языковых средств;
  • работы, связанные с подбором слов (тексты с пропусками или предложенными вариантами);
  • упражнения на согласование грамматических форм;
  • идентификация и устранение ошибки в предложениях с различными речевыми и грамматическими ошибками;
  • упражнения на установление стилистической дифференциации лексики.

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Введение (4 ч.)

Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. Стилистические ресурсы языка.

Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII-Х1Хв. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.

Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, понятность, точность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств)

Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Норма и ее варианты.

Орфоэпия (4 ч.)

Орфоэпия. Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы. Орфоэпия и орфография. Основные орфоэпические нормы.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи.

Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи.

Лексика (12 ч.)

Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Полисемия. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры. Омонимия. Каламбур. Градация. Антонимы и омонимы и их использование. Антитеза. Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре. Эпитет. Постоянные эпитеты. Паронимы. Ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

Устаревшие слова и неологизмы и их использование в литературе. Исконно-русские слова и заимствования. Профессионализмы.

Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, их использование.

Типология речевых ошибок. Понятие о лексической сочетаемости. Оксюморон. Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Словообразование (3 ч.)

Основные способы словообразования. Грамматические трудности, связанные с образованием слов.

Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки.

Морфология (11 ч.)

Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке. Типология грамматических ошибок.

Ортология и стилистика имени существительного. Ортология имени прилагательного. Эпитет. Постоянные эпитеты. Ортология числительного. Роль числительных в тексте. Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. Ошибки, связанные с употреблением местоимений. Ортология глагола. Использование видо-временных несоответствий. Причастие и деепричастие. Ошибки, связанные с употреблением глаголов, причастий и деепричастий.

Ортология и стилистика наречий. Ортология и стилистика служебных частей речи.

11 класс (34 часа)

Синтаксическая стилистика (16 ч.)

Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических конструкций. Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия синтаксических конструкций.

Порядок слов в предложении. Инверсия. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Ошибки в согласовании определений и приложений. Ошибки в управлении.

Использование однородных членов предложения. Различные способы соединения однородных членов предложения. Ошибки, связанные с неправильным их употреблением.

Использование вводных и вставных конструкций. Обращение как свойство поэтического синтаксиса.

Различные способы передачи чужой речи. Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитаты в текст.

Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция.

Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора).

Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.

Речеведение (7 ч.)

Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и устная.

Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи и их лексические и грамматические особенности.

Обучение сочинению (6 ч.)

Требования, предъявляемые к сочинению в школе и в вузе. Формулирование главной мысли. Тема и идея. Проблемы, отраженные в тексте.

Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация.

Роль и варианты вступлений и заключений. Логические, грамматические и лексические средства связи предложений в тексте. Переходы между микротемами.

Фактическая и логическая ошибка. Тезис и аргументы. Различные виды доказательств. Допустимые и недопустимые аргументы.

Сочинение в формате ЕГЭ (5 ч.)

Требования, предъявляемые к сочинению. Критерии оценки. Практическая работа с текстами разных стилей. Написание сочинений.

Учебно-тематический план

10 класс

№№

пп

Разделы

Количество

часов

Зачетные

работы

1.

Введение

4

2.

Орфоэпия

4

1

3.

Лексика

12

1

4.

Словообразование

3

1

5.

Морфология

11

1

ВСЕГО:

34

4

11 класс

№№

пп

Разделы

Количество

часов

Зачетные

работы

1.

Синтаксическая стилистика

16

1

2.

Речеведение

7

1

3.

Обучение сочинению

6

4.

Сочинение в формате ЕГЭ

5

ВСЕГО:

34

2

Список литературы

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. 1999.
  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М. 1997.
  3. Единый государственный экзамен: Тестовые задания. Сборники разных лет.
  4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2001.
  5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
  6. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1994.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Стилистика и культура речи» в 10 классе

№№

пп.

Сроки проведения

Тема урока

Тип

урока[1]

Содержание

урока

Виды деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Контроль[2]

Примечания

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение (4 ч.)

1

3-8

сентября

Стилистика как лингвистическая единица.

ИНМ

Стили речи. Стилистические ресурсы языка.

Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная.

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации, взаимодействии функциональных разновидностей современного литературного языка.

2

10-15

сентября

Взаимосвязь исторических и языковых явлений.

ИНМ

Исторические аспекты языковых изменений.

Лексика и строй речи в XVIII – XX вв. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.

Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная.

Использовать изучающий вид чтения, извлекать необходимую информацию из учебно-научного текста.

текущий

ФО

3

17-22

сентября

Культура речи: речь правильная и речь хорошая.

ИНМ

Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, богатство, чистота, выразительность, разнообразие средств речи).

Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная.

Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица).

текущий

ФО

4

24-29

сентября

Книжная и разговорная речь.

ИНМ

Устная и письменная формы. Норма и ее варианты.

Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная.

Различать речь разговорную и книжную, устные и письменные разновидности функциональных стилей.

Соблюдать в собственной речевой практике нормы современного русского литературного языка.

Владеть действующими в современном языке нормами.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Орфоэпия (4 ч.)

5

1-6

октября

Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы.

СЗУ

Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы. Орфоэпия и орфография.

Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная.

Извлекать необходимую информацию из созданных в различных знаковых системах источников (текст, схема, таблица).

Соблюдать в собственной речевой практике орфоэпические нормы.

текущий

ФО

6

8-13

октября

Интонация и ее разновидности.

СЗУ

Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи.

Анализ языковых единиц с т. зр. правильности, точности и уместности их употребления и работа с орфоэпическим словарем, индивидуальная и групповая.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения орфоэпических норм.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

текущий

ФО

7

15-20

октября

Использование аллитерации и ассонанса в поэзии.

СЗУ

Стилистические недочеты в звуковой организации поэтического текста.

Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения орфоэпических норм.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

текущий

ФО

8

22-26

октября

Зачетная работа.

ККЗУ

Тестовая работа (задания А).

Работа с тестом, индивидуальная.

Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности.

Владеть действующими в современном языке нормами.

тематический

КР

Лексика (12 ч.)

9

5-10

ноября

Основные группы лексики. Лексикологические словари.

ОСЗ

Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Работа с учебником и толковым словарем, индивидуальная и групповая.

Избегать речевых недочетов, связанных с неточностью словоупотребления. Знать строение словарной статьи и способы толкования слов.

текущий

ФО

10

12-17

ноября

Полисемия.

СЗУ

Многозначность слова как средство создания олицетворения и метафоры. Омонимия. Каламбур. Градация.

Работа с текстом, анализ языковых единиц с т. зр. точности, правильности, уместности их употребления, индивидуальная.

Разграничивать прямое и переносное значение слова и осознавать роль многозначности в тексте.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

19-24

ноября

Типология речевых ошибок.

СЗУ

Употребление слова в несвойственном значении.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения лексических норм.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

текущий

ФО

12

26 ноября –

1 декабря

Лексическая сочетаемость.

СЗУ

Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая недостаточность и избыточность. Оксюморон.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения лексических норм.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

текущий

ФО

13

3-8

декабря

Синонимическое богатство русского языка.

ОСЗ

Типы лексической синонимии. Выбор нужного слова. Тавтология и способы ее устранения.

Работа с учебником и со словарем синонимов, групповая и фронтальная.

Определять смысловые и стилистические различия синонимов, активно употреблять в речи синонимические средства языка.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

текущий

ФО

14

10-15

декабря

Антонимы и омонимы.

ОСЗ

Использование антонимов и омонимов. Антитеза.

Работа с учебником и со словарем антонимов, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная.

Знать изобразительные возможности антонимов, в т. ч. контекстуальных, уметь видеть изобразительные возможности лексики в тексте.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

текущий

ФО

15

17-22

декабря

Стилистическая окраска слов.

ОСЗ

Пометы в словаре. Эпитет. Постоянные эпитеты.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная.

Определять основные виды тропов и наблюдать за особенностями их употребления в художественном и публицистическом текстах.

текущий

ФО

16

24-28 декабря

Паронимы.

ОСЗ

Ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Работа с учебником и со словарями омонимов и паронимов, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная.

Избегать ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов.

Уметь видеть изобразительные возможности лексики в тексте.

Соблюдать лексические нормы в своей речевой практике.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

14-19

января

Устаревшие слова и неологизмы.

ОСЗ

Использование устаревших слов и неологизмов в литературе.

Работа с учебником и с этимологическим словарем, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная.

Разграничивать историзмы и архаизмы, определяя их роль в тексте; осознавать язык как развивающееся явление.

Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

текущий

ФО

18

21-26

января

Исконно русские слова и заимствования. Профессионализмы.

ОСЗ

Использование заимствований в речи.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная.

Знать русскую лексику с т. зр. происхождения, причины заимствования слов и избегать речевых ошибок, связанных с их неверным употреблением.

Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

текущий

ФО

19

28 января -

2 февраля

Фразеологизмы.

ОСЗ

Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, их использование в речи.

Работа с учебником и с фразеологическим словарем, индивидуальная и групповая.

Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов, о стилистической окраске и нормативном употреблении фразеологизмов.

Осознавать связь фразеологии с историей и культурой; уместно использовать фразеологизмы в речи.

Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике.

текущий

ФО

20

4-9

февраля

Зачетная работа.

ККЗУ

Тестовая работа (задания А).

Работа с тестом, индивидуальная.

Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности.

Владеть действующими в современном языке нормами.

тематический

КР

Словообразование (3 ч.)

21

11-16

февраля

Основные способы словообразования.

ОСЗ

Грамматические трудности, связанные с образованием слов.

Анализ состава слова, выполнение словообразовательного разбора, работа с учебником, индивидуальная и фронтальная.

Знать основные способы словообразования и уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.

Уметь определять в предложенном отрывке текста словá на конкретный способ словообразования.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

22

18-23

февраля

Окказионализмы.

СЗУ

Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки.

Работа с опорными схемами, лингвистический анализ языковых явлений, индивидуальная и фронтальная.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, объяснять изобразительно-выразительные свойства морфем.

предварительный

ИО

23

25 февраля-

2 марта

Зачетная работа.

ККЗУ

Тестовая работа (задания А).

Работа с тестом, индивидуальная.

Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности.

Владеть действующими в современном языке нормами.

тематический

КР

Морфология (11 ч.)

24

4-9

марта

Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке.

ОСЗ

Типология грамматических ошибок.

Конспектирование и переработка письменного текста (составление тезисов), индивидуальная и фронтальная.

Знать грамматические и синтаксические отличия знаменательных и служебных частей речи.

Владеть приемами информационной переработки прочитанного текста.

текущий

ФО

25

11-16

марта

Ортология имени существительного.

ОСЗ

Ошибки, связанные с употреблением существительных.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная.

Знать морфологические признаки существительных.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Уметь добывать информацию в различных источниках.

текущий

ФО

26

18-22

марта

Ортология имени прилагательного.

ОСЗ

Ошибки, связанные с употреблением прилагательных.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная.

Знать морфологические признаки прилагательных.

Правильно употреблять краткие формы и степени сравнения качественных прилагательных в речи.

предварительный

ИО

27

1-6

апреля

Эпитет.

СЗУ

Виды эпитетов. Постоянные эпитеты.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Анализировать и оценивать речевые высказывания.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

текущий

ФО

28

8-13

апреля

Ортология числительного.

ОСЗ

Роль числительных в тексте.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная.

Знать морфологические признаки числительных.

Правильно употреблять различные формы количественных порядковых числительных в речи.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

29

15-20

апреля

Употребление числительных в речи.

СЗУ

Ошибки, связанные с употреблением числительных.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Владеть нормами правописания падежных окончаний числительных, орфографическими и грамматическими навыками.

текущий

ИО

30

22-27

апреля

Ортология местоимений.

ОСЗ

Роль местоимений в тексте.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная.

Знать морфологические признаки местоимений, правильно употреблять местоимения в речи.

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

текущий

ФО

31

29 апреля –

4 мая

Употребление местоимений в речи.

СЗУ

Ошибки, связанные с употреблением местоимений.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Владеть нормами правописания местоимений, избегать при употреблении местоимений в речи стилистических и грамматических ошибок.

Владеть орфографическими и грамматическими навыками.

текущий

ИО

32

6-11

мая

Ортология глагола.

ОСЗ

Использование видо-временных несоответствий.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная.

Знать морфологические признаки глаголов, анализировать их, правильно употреблять глаголы в устной речи и письменной практике.

текущий

ФО

33

13-18

мая

Причастие и деепричастие.

СЗУ

Ошибки, связанные с употреблением глаголов, причастий и деепричастий.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать морфологические признаки причастий и деепричастий, правильно употреблять причастия и деепричастия в речи. Правильно образовывать формы причастия.

текущий

ФО

34

20-25

мая

Ортология и стилистика наречий. Ортология и стилистика служебных частей речи.

ОСЗ

Ошибки, связанные с употреблением наречий и служебных частей речи.

Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная.

Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи.

Правильно употреблять предлоги в сочетании с падежными формами существительных, понимать функции частиц в речи.

текущий

ФО


Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Стилистика и культура речи» в 11 классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Синтаксическая стилистика (16 ч.)

1

3-8

сентября

Синтаксис и пунктуация.

СЗУ

Понятие о грамматической (синтаксической) ошибке. Типология синтаксических ошибок.

Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная.

Знать понятия «словосочетание» и «предложение», принципы и функции русской пунктуации.

Владеть приемами информационной переработки прослушанного текста, представлять его в виде тезисов.

текущий

ФО

2

10-15

сентября

Построение предложений.

ОСЗ

Богатство и бедность синтаксических конструкций.

Работа с учебником, переработка письменного текста (составление тезисов), парная.

Знать признаки предложения, классификацию простых предложений.

Уметь работать с текстом научного стиля и лингвистической терминологией.

текущий

ФО

3

17-22

сентября

Порядок слов в предложении.

ОСЗ

Инверсия.

Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная.

Исправлять ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений, пользоваться в речи предложениями разных типов.

текущий

ФО

4

24-29

сентября

Вопросительные и восклицательные предложения.

СЗУ

Риторический вопрос и его функция в речи.

Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная.

Знать признаки предложения, классификацию простых предложений, пользоваться в речи разными типами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске и правильно их интонировать.

текущий

ФО

5

1-6

октября

Выражение подлежащего и сказуемого.

СЗУ

Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Уметь находить грамматическую основу предложения.

Правильно употреблять формы сказуемого в сочетании с разными типами подлежащего; исправлять ошибки, связанные с неверным согласованием главных членов предложения.

текущий

ФО

6

8-13

октября

Связь слов в словосочетании. Согласование.

СЗУ

Ошибки в согласовании определений и приложений.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Правильно употреблять формы определения в сочетании с существительными и числительным.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

15-20

октября

Связь слов в словосочетании. Управление.

СЗУ

Ошибки в управлении.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Уметь правильно употреблять управляемые предложно-падежные формы.

текущий

ФО

8

22-26

октября

Использование в речи однородных членов предложения.

СЗУ

Различные способы соединения однородных членов. Ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи однородных членов.

Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Правильно согласовывать сказуемое в предложениях с однородными подлежащими, однородные определения с распространяемыми словами.

текущий

ФО

9

5-10

ноября

Использование вводных и вставных конструкций в речи.

СЗУ

Ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи вводных конструкций.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Употреблять в речи вводные слова для выражения уверенности, сомнения, оценки, привлечения внимания и др.

Уметь определять роль вводных слов, вводных предложений и вставных конструкций в художественном и публицистическом текстах.

текущий

ФО

10

12-17

ноября

Использование в речи обращений.

СЗУ

Обращение как свойство поэтического синтаксиса.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Правильно интонационно выделять обращения и междометия.

Определять роль обращений в художественном и публицистическом текстах.

текущий

ФО

11

19-24

ноября

Способы передачи чужой речи.

СЗУ

Различные способы передачи чужой речи.

Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь использовать предложения с разными способами передачи чужой речи в речи.

текущий

ФО

12

26 ноября –

1 декабря

Ссылки и цитирование.

СЗУ

Разные способы введения цитаты в текст.

Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать способы оформления цитат, владеть разными приемами цитирования.

Вводить цитаты в собственное письменное высказывание, правильно оформляя их.

текущий

ФО

13

3-8

декабря

Сложное предложение.

СЗУ

Сложное синтаксическое целое. Период.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Употреблять сложные предложения разных типов в речи.

Устанавливать связь между придаточным и главным предложениями.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14

10-15

декабря

Фигуры речи.

ОСЗ

Многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Знать основные виды стилистических фигур.

Уметь распознавать стилистические фигуры в тексте, осознавать их значение как выразительного средства языка и определять их роль в раскрытии авторского замысла.

текущий

ФО

15

17-22

декабря

Синтаксический параллелизм.

ОСЗ

Способы устранения однообразия синтаксических конструкций.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная.

Уметь устранять однообразие синтаксических конструкций.

Делать многоаспектный анализ текста и языковых единиц в нем.

предварительный

ИО

16

24-28

декабря

Зачетная работа.

ККЗУ

Тестовая работа (задания А).

Работа с тестом, индивидуальная.

Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности.

Владеть действующими в современном языке нормами.

тематический

КР

Речеведение (7 ч.)

17

14-19

января

Типы и стили речи.

ОСЗ

Речь книжная и разговорная, письменная и устная.

Работа с учебником, переработка письменного текста (составление тезисов), анализ языковых единиц с т. зр. правильности, точности, уместности их употребления.

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации.

Владеть приемами информационной переработки прочитанных текстов.

текущий

ФО

18

21-26

января

Научный стиль речи.

ОСЗ

Особенности устной и письменной формы. Устное выступление.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать о назначении, стилевых признаках и разновидностях (подстилях) научного стиля.

Распознавать тексты научного стиля по их признакам. Создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты.

текущий

ФО

19

28 января

2 февраля

Публицистический стиль.

ОСЗ

Назначение и особенности публицистического стиля речи.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать основные особенности публицистического стиля речи, распознавать тексты публицистического стиля по внеязыковым и лингвистическим признакам.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

4-9

февраля

Разговорный стиль.

ОСЗ

Культура разговорной речи.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Отличать разговорную речь от др. функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам.

текущий

ФО

20

11-16

февраля

Официально-деловой стиль.

ОСЗ

Назначение и сферы использования официально-делового стиля.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.

текущий

ФО

22

18-23

февраля

Художественный стиль.

ОСЗ

Источники богатства и выразительности русской речи.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать основные особенности художественного стиля речи.

Уметь выявлять отличительные особенности языка художественной литературы.

текущий

ФО

23

25 февраля

2 марта

Зачетная работа.

ККЗУ

Тестовая работа (задания А).

Работа с тестом, индивидуальная.

Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности.

Владеть действующими в современном языке нормами.

тематический

КР

Обучение сочинению (6 ч.)

24

4-9

марта

Формулировка главной мысли.

СЗУ

Тема, идея, проблема, отраженные в тексте.

Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления.

Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов, анализировать тексты с т. зр. темы, идеи и проблемы, отраженных в тексте.

текущий

ФО

25

11-16

марта

Композиция текста.

СЗУ

План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное.

текущий

ФО

26

18-22

марта

Роль вступления и заключения.

СЗУ

Варианты вступления и заключения.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное.

текущий

ФО

27

1-6

апреля

Средства связи предложений в тексте.

СЗУ

Проработка переходов между микротемами.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное.

текущий

ФО


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

28

8-13

апреля

Фактическая и логическая ошибки.

СЗУ

Анализ сочинений, созданных в публицистическом стиле.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Уметь производить речеведческий анализ публицистических текстов с т. зр. их внеязыковых и лингвистических особенностей.

текущий

ФО

29

15-20

апреля

Тезис и аргументы.

СЗУ

Допустимые и недопустимые аргументы.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Уметь выражать собственное суждение по теме и проблеме, отраженных в тексте, и оценивать факты и события, описываемые в тексте.

текущий

ФО

Сочинение в формате ЕГЭ (5 ч.)

30

22-27

апреля

Требования, предъявляемые к сочинению.

ИНМ

Формулировка задания С1. Объем сочинения.

Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления.

Знать и понимать требования, предъявляемые к сочинению.

Уметь производить речеведческий анализ текстов.

текущий

ФО

31

29 апреля –

4 мая

Критерии оценки сочинения в формате ЕГЭ.

ИНМ

Оценка содержания, речевого оформления и грамотности сочинения.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Знать и понимать основные критерии оценки содержания, речевого оформления и грамотности сочинения в формате ЕГЭ.

Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов.

текущий

ФО

32

6-11

мая

Определение темы текста, проблемы и авторской позиции.

СЗУ

Практическая работа с текстом.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов, анализировать тексты с т. зр. темы, идеи и проблемы, отраженных в тексте.

текущий

ФО

33

13-18

мая

Подбор аргументов для доказательства собственного мнения.

СЗУ

Различные виды доказательств.

Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления.

Уметь выражать собственное суждение по теме и проблеме, отраженных в тексте, и оценивать факты и события, описываемые в тексте.

текущий

ФО

34

20-25

мая

Анализ сочинений.

ОСЗ

Практическая работа с текстом.

Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная.

Анализировать тексты с т. зр. темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.

текущий

ФО


[1] Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала; СЗУ – совершенствование знаний и умений; ОСЗ – обобщение и систематизации знаний; ККЗУ – контроль качества знаний и умений.

[2] Условные обозначения: ИО – индивидуальный опрос; ФО – фронтальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание; СР – самостоятельная работа; КР – контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа cпецкурса «Основы культуры речи» 8 класс

Рабочая программа  спецкурса «Основы культуры речи»  для 8 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы факультативного курса “Культура речи” (программа Минист...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ОГАНЕСЯН КЛАВДИИ ВЛАДИМИРОВНЫ ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИЯ КЧР 9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯОГАНЕСЯН КЛАВДИИ ВЛАДИМИРОВНЫВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСГЕОГРАФИЯ КЧР9 КЛАСС...

Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 7 класса

Аннотацияк рабочей программепо предмету "Культура речи"для 7 класса         Рабочая программа состоит из следующих разделов:- Пояснительная записка;- Общая хара...

Рабочая программа групповых занятий "Культура речи" для 8 класса

  Рабочая программа групповых занятий «Культура речи» для 8 класса составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одоб...

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс с объяснительной запиской и тематическим планированием...