Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02_poyasnitelnaya_zapiska_rus_10-11_stilistika.doc | 119 КБ |
03_tematicheskoe_planirovanie_rus_10-11_stilistika.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10–11 классов «Стилистика и культура речи»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» составлена на основе государственного федерального образовательного стандарта, авторской программы Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи», учебного плана ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.
Сведения о программе
В основе рабочей программы элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» лежит авторская программа Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи», утвержденная секцией экспертного совета по русскому языку АППО в 2006 г. (новая редакция утверждена в 2011 г.).
Выбор элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов «Стилистика и культура речи» мотивирован тем, что он:
- рекомендован для использования в 10-11 классах всех профилей с целью актуализации знаний, формирования практических умений использования языковых ресурсов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку и социальному заказу родителей;
- построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности и учитывает возрастную психологию учащихся.
Содержание элективного курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10–11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы
- систематизация знаний учащихся по разделу «Речеведение»;
- изучение разделов, не входящих в учебные пособия, но имеющих большое значение для развития языковой компетенции (орфоэпия, ортология и стилистика частей речи, синтаксическая стилистика);
- развитие культуры устной и письменной речи;
- развитие практических навыков работы со словарями и языкового чутья;
- развитие креативности учащихся, что предусмотрено рядом творческих заданий;
- структурирование мыслительной деятельности (задания на составление планов, выписок, тезисов).
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы
- углубить теоретические представления обучающихся о базовых лингвистических категориях;
- существенно развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;
- скорректировать речевое поведение школьников в обществе;
- способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;
- сформировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелательность, тактичность.
Место и роль элективного курса «Стилистика и культура речи»
в учебном плане ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает включение вариативной части на этапе среднего (полного) общего образования в 10-11 классах базового и профильного уровней.
Элективный курс «Стилистика и культура речи» имеет итоговый характер, поскольку обобщает и закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы – умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление элективного курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникативных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степени подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку – написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.
Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической. Наконец, в рамках школьной программы мало уделяется внимания такой важной составляющей культуры речи, как культура общения.
Коммуникативная несостоятельность многих выпускников средней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уровень владения речью. Огромное количество нарушений норм литературного языка, которые допускают даже журналисты, политики и другие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нелитературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.
Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса подразумевает обращение к национальной культуре, введение школьников в пространство национальных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Стилистика и культура речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общественных проблем в процессе освоения тем, несомненно, позволит выпускникам глубже понять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к проблемам, затронутым в этом тексте.
Программа модифицирована и рассчитана на 68 ч. учебного материала, предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.
Общая характеристика элективного курса «Стилистика и культура речи»
Владение родным языком – один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить и рассуждать.
Раздел стилистики и культуры речи не является абсолютно новым для школьников, т. к. уроки развития речи обязательно включены в курс русского языка во всех классах. Но, как правило, учащиеся не воспринимают эти уроки как единое целое, имеющее четкую структуру, и не видят всей области знаний в совокупности явлений. Кроме того, некоторые разделы (орфоэпия, ортология и стилистика частей речи) практически не изучаются совсем.
При разработке программы «Стилистика и культура речи» учитывалось, что в тестах ЕГЭ 30-35% заданий, не считая анализа содержания и языкового оформления текста, предлагается из раздела «Речь» и «Культура речи».
Старшеклассники зачастую испытывают растерянность при работе со словарем из-за неумения учитывать словарные пометы и не имеют представления о разных типах справочников, поэтому словарный запас школьника весьма ограничен. Большие трудности представляет для учащихся понимание, в чем суть грамматической или лексической ошибки. В системе занятий предусмотрено изучение типологии грамматических и речевых ошибок, даются задание на идентификацию и исправление подобных ошибок.
Кроме того, многие учащиеся теряются при необходимости выступления перед аудиторией, в связи с чем сдают устные экзамены, не реализуя полностью своих способностей. В программе элективного курса предусмотрены упражнения на развитие устной монологической и диалогической речи с элементами тренинга. Предусматриваются также разнообразные виды работ, которое помогут учащимся увидеть практическую значимость полученных в результате изучения элективного курса знаний. Для совершенствования структуры мышления учащихся включены задания по систематизации полученных сведений (составление опорных конспектов, планов, тезисов).
Устное выступление, подбор аргументов к тезису, анализ текста с точки зрения средств выразительности, задания в формате ЕГЭ включены в данный курс в качестве видов работы на уроке для развития практических навыков владения языковой культурой.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование
Рабочая программа предназначена для изучения элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов на базовом уровне.
Изменение порядка изучения тем и перераспределение часов в рамках элективного курса по русскому языку весьма незначительно и проведено для того, чтобы синхронизировать авторскую программу Л. Л. Соколовой «Стилистика и культура речи» с «Программой для средней (полной) школы (базовый уровень) для 10–11 классов» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, по которой ведется преподавание русского языка в соответствии с учебныи планом ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.
Информация об используемом УМК
Рабочая программа оснащена следующими учебниками и пособиями:
- Соколова Л. Л. Стилистика и культура речи. Программа элективного курса по русскому языку. 10-11 классы. 2006, 2011.
- Соколова Л. Л., Яковлева Ю. Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего». 2008.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Учебный план ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга предусматривает обязательное изучение элективного курса по русскому языку для 10 и 11 классов на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа (1 учебный час в неделю).
Тематическое планирование составлено с учетом необходимости синхронизировать программу элективного курса с основным курсом русского языка.
Информация об используемых технологиях обучения и формах уроков
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ;
- исследовательские работы обучающихся;
- технология подготовки к ЕГЭ;
- игровые технологии.
Формы организации образовательного процесса:
- уроки-лекции;
- уроки-семинары;
- уроки-консультации;
- уроки практической работы;
- уроки с групповыми формами работы;
- межпредметные уроки.
Формы контроля
Устные работы:
- выразительное чтение учащимися поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания;
- составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публицистическом;
- устное выступление – выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах;
- организация дискуссии на актуальную социально значимую тему;
Письменные работы:
- составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма;
- художественное описание природы, внешности товарища;
- написание сочинений на различные темы;
- составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационного характера.
- написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);
Планируемый уровень подготовки
В результате изучения элективного курса «Стилистика и культура речи» обучающийся должен:
знать / понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой и социально-культурной сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Виды деятельности учащихся на уроке
- подготовка устного ответа по разным источникам;
- составление плана ответа, тезисов;
- подбор аргументов к лекции учителя;
- решение и составление тестов;
- редактирование текста;
- сравнение вариантов, выявление авторского варианта;
- сочинение;
- рецензия на сочинение товарища;
- лингвистический анализ текста;
- работа со словарями (анализ, составление словарной статьи);
- установление лексической соотнесенности языковых средств;
- работы, связанные с подбором слов (тексты с пропусками или предложенными вариантами);
- упражнения на согласование грамматических форм;
- идентификация и устранение ошибки в предложениях с различными речевыми и грамматическими ошибками;
- упражнения на установление стилистической дифференциации лексики.
Содержание программы
10 класс (34 часа)
Введение (4 ч.)
Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. Стилистические ресурсы языка.
Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII-Х1Хв. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.
Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, понятность, точность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств)
Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Норма и ее варианты.
Орфоэпия (4 ч.)
Орфоэпия. Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы. Орфоэпия и орфография. Основные орфоэпические нормы.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи.
Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи.
Лексика (12 ч.)
Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.
Полисемия. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры. Омонимия. Каламбур. Градация. Антонимы и омонимы и их использование. Антитеза. Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре. Эпитет. Постоянные эпитеты. Паронимы. Ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.
Устаревшие слова и неологизмы и их использование в литературе. Исконно-русские слова и заимствования. Профессионализмы.
Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, их использование.
Типология речевых ошибок. Понятие о лексической сочетаемости. Оксюморон. Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Словообразование (3 ч.)
Основные способы словообразования. Грамматические трудности, связанные с образованием слов.
Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки.
Морфология (11 ч.)
Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке. Типология грамматических ошибок.
Ортология и стилистика имени существительного. Ортология имени прилагательного. Эпитет. Постоянные эпитеты. Ортология числительного. Роль числительных в тексте. Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. Ошибки, связанные с употреблением местоимений. Ортология глагола. Использование видо-временных несоответствий. Причастие и деепричастие. Ошибки, связанные с употреблением глаголов, причастий и деепричастий.
Ортология и стилистика наречий. Ортология и стилистика служебных частей речи.
11 класс (34 часа)
Синтаксическая стилистика (16 ч.)
Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических конструкций. Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия синтаксических конструкций.
Порядок слов в предложении. Инверсия. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Ошибки в согласовании определений и приложений. Ошибки в управлении.
Использование однородных членов предложения. Различные способы соединения однородных членов предложения. Ошибки, связанные с неправильным их употреблением.
Использование вводных и вставных конструкций. Обращение как свойство поэтического синтаксиса.
Различные способы передачи чужой речи. Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитаты в текст.
Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция.
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора).
Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.
Речеведение (7 ч.)
Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и устная.
Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи и их лексические и грамматические особенности.
Обучение сочинению (6 ч.)
Требования, предъявляемые к сочинению в школе и в вузе. Формулирование главной мысли. Тема и идея. Проблемы, отраженные в тексте.
Композиция текста. План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация.
Роль и варианты вступлений и заключений. Логические, грамматические и лексические средства связи предложений в тексте. Переходы между микротемами.
Фактическая и логическая ошибка. Тезис и аргументы. Различные виды доказательств. Допустимые и недопустимые аргументы.
Сочинение в формате ЕГЭ (5 ч.)
Требования, предъявляемые к сочинению. Критерии оценки. Практическая работа с текстами разных стилей. Написание сочинений.
Учебно-тематический план
10 класс
№№ пп | Разделы | Количество часов | Зачетные работы |
1. | Введение | 4 | – |
2. | Орфоэпия | 4 | 1 |
3. | Лексика | 12 | 1 |
4. | Словообразование | 3 | 1 |
5. | Морфология | 11 | 1 |
ВСЕГО: | 34 | 4 |
11 класс
№№ пп | Разделы | Количество часов | Зачетные работы |
1. | Синтаксическая стилистика | 16 | 1 |
2. | Речеведение | 7 | 1 |
3. | Обучение сочинению | 6 | – |
4. | Сочинение в формате ЕГЭ | 5 | – |
ВСЕГО: | 34 | 2 |
Список литературы
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. 1999.
- Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М. 1997.
- Единый государственный экзамен: Тестовые задания. Сборники разных лет.
- Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2001.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
- Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1994.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Стилистика и культура речи» в 10 классе
№№ пп. | Сроки проведения | Тема урока | Тип урока[1] | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Контроль[2] | Примечания | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение (4 ч.) | |||||||||
1 | 3-8 сентября | Стилистика как лингвистическая единица. | ИНМ | Стили речи. Стилистические ресурсы языка. | Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная. | Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации, взаимодействии функциональных разновидностей современного литературного языка. | |||
2 | 10-15 сентября | Взаимосвязь исторических и языковых явлений. | ИНМ | Исторические аспекты языковых изменений. Лексика и строй речи в XVIII – XX вв. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг. | Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная. | Использовать изучающий вид чтения, извлекать необходимую информацию из учебно-научного текста. | текущий ФО | ||
3 | 17-22 сентября | Культура речи: речь правильная и речь хорошая. | ИНМ | Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, богатство, чистота, выразительность, разнообразие средств речи). | Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная. | Извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица). | текущий ФО | ||
4 | 24-29 сентября | Книжная и разговорная речь. | ИНМ | Устная и письменная формы. Норма и ее варианты. | Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная. | Различать речь разговорную и книжную, устные и письменные разновидности функциональных стилей. Соблюдать в собственной речевой практике нормы современного русского литературного языка. Владеть действующими в современном языке нормами. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Орфоэпия (4 ч.) | ||||||||||
5 | 1-6 октября | Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы. | СЗУ | Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы. Орфоэпия и орфография. | Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная и фронтальная. | Извлекать необходимую информацию из созданных в различных знаковых системах источников (текст, схема, таблица). Соблюдать в собственной речевой практике орфоэпические нормы. | текущий ФО | |||
6 | 8-13 октября | Интонация и ее разновидности. | СЗУ | Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи. | Анализ языковых единиц с т. зр. правильности, точности и уместности их употребления и работа с орфоэпическим словарем, индивидуальная и групповая. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения орфоэпических норм. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | текущий ФО | |||
7 | 15-20 октября | Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. | СЗУ | Стилистические недочеты в звуковой организации поэтического текста. | Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения орфоэпических норм. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | текущий ФО | |||
8 | 22-26 октября | Зачетная работа. | ККЗУ | Тестовая работа (задания А). | Работа с тестом, индивидуальная. | Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности. Владеть действующими в современном языке нормами. | тематический КР | |||
Лексика (12 ч.) | ||||||||||
9 | 5-10 ноября | Основные группы лексики. Лексикологические словари. | ОСЗ | Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова. | Работа с учебником и толковым словарем, индивидуальная и групповая. | Избегать речевых недочетов, связанных с неточностью словоупотребления. Знать строение словарной статьи и способы толкования слов. | текущий ФО | |||
10 | 12-17 ноября | Полисемия. | СЗУ | Многозначность слова как средство создания олицетворения и метафоры. Омонимия. Каламбур. Градация. | Работа с текстом, анализ языковых единиц с т. зр. точности, правильности, уместности их употребления, индивидуальная. | Разграничивать прямое и переносное значение слова и осознавать роль многозначности в тексте. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 19-24 ноября | Типология речевых ошибок. | СЗУ | Употребление слова в несвойственном значении. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. | текущий ФО | ||
12 | 26 ноября – 1 декабря | Лексическая сочетаемость. | СЗУ | Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая недостаточность и избыточность. Оксюморон. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с т. зр. соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. | текущий ФО | ||
13 | 3-8 декабря | Синонимическое богатство русского языка. | ОСЗ | Типы лексической синонимии. Выбор нужного слова. Тавтология и способы ее устранения. | Работа с учебником и со словарем синонимов, групповая и фронтальная. | Определять смысловые и стилистические различия синонимов, активно употреблять в речи синонимические средства языка. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. | текущий ФО | ||
14 | 10-15 декабря | Антонимы и омонимы. | ОСЗ | Использование антонимов и омонимов. Антитеза. | Работа с учебником и со словарем антонимов, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная. | Знать изобразительные возможности антонимов, в т. ч. контекстуальных, уметь видеть изобразительные возможности лексики в тексте. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. | текущий ФО | ||
15 | 17-22 декабря | Стилистическая окраска слов. | ОСЗ | Пометы в словаре. Эпитет. Постоянные эпитеты. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная. | Определять основные виды тропов и наблюдать за особенностями их употребления в художественном и публицистическом текстах. | текущий ФО | ||
16 | 24-28 декабря | Паронимы. | ОСЗ | Ошибки, связанные с употреблением паронимов. | Работа с учебником и со словарями омонимов и паронимов, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная. | Избегать ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов. Уметь видеть изобразительные возможности лексики в тексте. Соблюдать лексические нормы в своей речевой практике. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
17 | 14-19 января | Устаревшие слова и неологизмы. | ОСЗ | Использование устаревших слов и неологизмов в литературе. | Работа с учебником и с этимологическим словарем, выполнение практических заданий, групповая и фронтальная. | Разграничивать историзмы и архаизмы, определяя их роль в тексте; осознавать язык как развивающееся явление. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. | текущий ФО | ||
18 | 21-26 января | Исконно русские слова и заимствования. Профессионализмы. | ОСЗ | Использование заимствований в речи. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная. | Знать русскую лексику с т. зр. происхождения, причины заимствования слов и избегать речевых ошибок, связанных с их неверным употреблением. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. | текущий ФО | ||
19 | 28 января - 2 февраля | Фразеологизмы. | ОСЗ | Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки, их использование в речи. | Работа с учебником и с фразеологическим словарем, индивидуальная и групповая. | Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов, о стилистической окраске и нормативном употреблении фразеологизмов. Осознавать связь фразеологии с историей и культурой; уместно использовать фразеологизмы в речи. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. | текущий ФО | ||
20 | 4-9 февраля | Зачетная работа. | ККЗУ | Тестовая работа (задания А). | Работа с тестом, индивидуальная. | Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности. Владеть действующими в современном языке нормами. | тематический КР | ||
Словообразование (3 ч.) | |||||||||
21 | 11-16 февраля | Основные способы словообразования. | ОСЗ | Грамматические трудности, связанные с образованием слов. | Анализ состава слова, выполнение словообразовательного разбора, работа с учебником, индивидуальная и фронтальная. | Знать основные способы словообразования и уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. Уметь определять в предложенном отрывке текста словá на конкретный способ словообразования. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
22 | 18-23 февраля | Окказионализмы. | СЗУ | Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки. | Работа с опорными схемами, лингвистический анализ языковых явлений, индивидуальная и фронтальная. | Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, объяснять изобразительно-выразительные свойства морфем. | предварительный ИО | ||
23 | 25 февраля- 2 марта | Зачетная работа. | ККЗУ | Тестовая работа (задания А). | Работа с тестом, индивидуальная. | Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности. Владеть действующими в современном языке нормами. | тематический КР | ||
Морфология (11 ч.) | |||||||||
24 | 4-9 марта | Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке. | ОСЗ | Типология грамматических ошибок. | Конспектирование и переработка письменного текста (составление тезисов), индивидуальная и фронтальная. | Знать грамматические и синтаксические отличия знаменательных и служебных частей речи. Владеть приемами информационной переработки прочитанного текста. | текущий ФО | ||
25 | 11-16 марта | Ортология имени существительного. | ОСЗ | Ошибки, связанные с употреблением существительных. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная. | Знать морфологические признаки существительных. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. Уметь добывать информацию в различных источниках. | текущий ФО | ||
26 | 18-22 марта | Ортология имени прилагательного. | ОСЗ | Ошибки, связанные с употреблением прилагательных. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная и фронтальная. | Знать морфологические признаки прилагательных. Правильно употреблять краткие формы и степени сравнения качественных прилагательных в речи. | предварительный ИО | ||
27 | 1-6 апреля | Эпитет. | СЗУ | Виды эпитетов. Постоянные эпитеты. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Анализировать и оценивать речевые высказывания. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | текущий ФО | ||
28 | 8-13 апреля | Ортология числительного. | ОСЗ | Роль числительных в тексте. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная. | Знать морфологические признаки числительных. Правильно употреблять различные формы количественных порядковых числительных в речи. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
29 | 15-20 апреля | Употребление числительных в речи. | СЗУ | Ошибки, связанные с употреблением числительных. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Владеть нормами правописания падежных окончаний числительных, орфографическими и грамматическими навыками. | текущий ИО | ||
30 | 22-27 апреля | Ортология местоимений. | ОСЗ | Роль местоимений в тексте. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная. | Знать морфологические признаки местоимений, правильно употреблять местоимения в речи. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. | текущий ФО | ||
31 | 29 апреля – 4 мая | Употребление местоимений в речи. | СЗУ | Ошибки, связанные с употреблением местоимений. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Владеть нормами правописания местоимений, избегать при употреблении местоимений в речи стилистических и грамматических ошибок. Владеть орфографическими и грамматическими навыками. | текущий ИО | ||
32 | 6-11 мая | Ортология глагола. | ОСЗ | Использование видо-временных несоответствий. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная. | Знать морфологические признаки глаголов, анализировать их, правильно употреблять глаголы в устной речи и письменной практике. | текущий ФО | ||
33 | 13-18 мая | Причастие и деепричастие. | СЗУ | Ошибки, связанные с употреблением глаголов, причастий и деепричастий. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать морфологические признаки причастий и деепричастий, правильно употреблять причастия и деепричастия в речи. Правильно образовывать формы причастия. | текущий ФО | ||
34 | 20-25 мая | Ортология и стилистика наречий. Ортология и стилистика служебных частей речи. | ОСЗ | Ошибки, связанные с употреблением наречий и служебных частей речи. | Работа с учебником, выполнение практических заданий, индивидуальная, фронтальная. | Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи. Правильно употреблять предлоги в сочетании с падежными формами существительных, понимать функции частиц в речи. | текущий ФО |
Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Стилистика и культура речи» в 11 классе
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Синтаксическая стилистика (16 ч.) | |||||||||
1 | 3-8 сентября | Синтаксис и пунктуация. | СЗУ | Понятие о грамматической (синтаксической) ошибке. Типология синтаксических ошибок. | Конспектирование лекции, переработка устного текста (составление плана текста), индивидуальная. | Знать понятия «словосочетание» и «предложение», принципы и функции русской пунктуации. Владеть приемами информационной переработки прослушанного текста, представлять его в виде тезисов. | текущий ФО | ||
2 | 10-15 сентября | Построение предложений. | ОСЗ | Богатство и бедность синтаксических конструкций. | Работа с учебником, переработка письменного текста (составление тезисов), парная. | Знать признаки предложения, классификацию простых предложений. Уметь работать с текстом научного стиля и лингвистической терминологией. | текущий ФО | ||
3 | 17-22 сентября | Порядок слов в предложении. | ОСЗ | Инверсия. | Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная. | Исправлять ошибки и недочеты в построении простых и сложных предложений, пользоваться в речи предложениями разных типов. | текущий ФО | ||
4 | 24-29 сентября | Вопросительные и восклицательные предложения. | СЗУ | Риторический вопрос и его функция в речи. | Работа с опорными схемами и таблицами, выполнение практических заданий, фронтальная. | Знать признаки предложения, классификацию простых предложений, пользоваться в речи разными типами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске и правильно их интонировать. | текущий ФО | ||
5 | 1-6 октября | Выражение подлежащего и сказуемого. | СЗУ | Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Уметь находить грамматическую основу предложения. Правильно употреблять формы сказуемого в сочетании с разными типами подлежащего; исправлять ошибки, связанные с неверным согласованием главных членов предложения. | текущий ФО | ||
6 | 8-13 октября | Связь слов в словосочетании. Согласование. | СЗУ | Ошибки в согласовании определений и приложений. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Правильно употреблять формы определения в сочетании с существительными и числительным. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7 | 15-20 октября | Связь слов в словосочетании. Управление. | СЗУ | Ошибки в управлении. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Уметь правильно употреблять управляемые предложно-падежные формы. | текущий ФО | ||
8 | 22-26 октября | Использование в речи однородных членов предложения. | СЗУ | Различные способы соединения однородных членов. Ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи однородных членов. | Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Правильно согласовывать сказуемое в предложениях с однородными подлежащими, однородные определения с распространяемыми словами. | текущий ФО | ||
9 | 5-10 ноября | Использование вводных и вставных конструкций в речи. | СЗУ | Ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи вводных конструкций. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Употреблять в речи вводные слова для выражения уверенности, сомнения, оценки, привлечения внимания и др. Уметь определять роль вводных слов, вводных предложений и вставных конструкций в художественном и публицистическом текстах. | текущий ФО | ||
10 | 12-17 ноября | Использование в речи обращений. | СЗУ | Обращение как свойство поэтического синтаксиса. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Правильно интонационно выделять обращения и междометия. Определять роль обращений в художественном и публицистическом текстах. | текущий ФО | ||
11 | 19-24 ноября | Способы передачи чужой речи. | СЗУ | Различные способы передачи чужой речи. | Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь использовать предложения с разными способами передачи чужой речи в речи. | текущий ФО | ||
12 | 26 ноября – 1 декабря | Ссылки и цитирование. | СЗУ | Разные способы введения цитаты в текст. | Работа с опорными схемами, таблицами, упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать способы оформления цитат, владеть разными приемами цитирования. Вводить цитаты в собственное письменное высказывание, правильно оформляя их. | текущий ФО | ||
13 | 3-8 декабря | Сложное предложение. | СЗУ | Сложное синтаксическое целое. Период. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Употреблять сложные предложения разных типов в речи. Устанавливать связь между придаточным и главным предложениями. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
14 | 10-15 декабря | Фигуры речи. | ОСЗ | Многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Знать основные виды стилистических фигур. Уметь распознавать стилистические фигуры в тексте, осознавать их значение как выразительного средства языка и определять их роль в раскрытии авторского замысла. | текущий ФО | ||
15 | 17-22 декабря | Синтаксический параллелизм. | ОСЗ | Способы устранения однообразия синтаксических конструкций. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с учебником, индивидуальная, фронтальная. | Уметь устранять однообразие синтаксических конструкций. Делать многоаспектный анализ текста и языковых единиц в нем. | предварительный ИО | ||
16 | 24-28 декабря | Зачетная работа. | ККЗУ | Тестовая работа (задания А). | Работа с тестом, индивидуальная. | Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности. Владеть действующими в современном языке нормами. | тематический КР | ||
Речеведение (7 ч.) | |||||||||
17 | 14-19 января | Типы и стили речи. | ОСЗ | Речь книжная и разговорная, письменная и устная. | Работа с учебником, переработка письменного текста (составление тезисов), анализ языковых единиц с т. зр. правильности, точности, уместности их употребления. | Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации. Владеть приемами информационной переработки прочитанных текстов. | текущий ФО | ||
18 | 21-26 января | Научный стиль речи. | ОСЗ | Особенности устной и письменной формы. Устное выступление. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать о назначении, стилевых признаках и разновидностях (подстилях) научного стиля. Распознавать тексты научного стиля по их признакам. Создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты. | текущий ФО | ||
19 | 28 января 2 февраля | Публицистический стиль. | ОСЗ | Назначение и особенности публицистического стиля речи. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать основные особенности публицистического стиля речи, распознавать тексты публицистического стиля по внеязыковым и лингвистическим признакам. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
21 | 4-9 февраля | Разговорный стиль. | ОСЗ | Культура разговорной речи. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Отличать разговорную речь от др. функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам. | текущий ФО | ||
20 | 11-16 февраля | Официально-деловой стиль. | ОСЗ | Назначение и сферы использования официально-делового стиля. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | текущий ФО | ||
22 | 18-23 февраля | Художественный стиль. | ОСЗ | Источники богатства и выразительности русской речи. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать основные особенности художественного стиля речи. Уметь выявлять отличительные особенности языка художественной литературы. | текущий ФО | ||
23 | 25 февраля 2 марта | Зачетная работа. | ККЗУ | Тестовая работа (задания А). | Работа с тестом, индивидуальная. | Отражать в тестовой форме результаты своей деятельности. Владеть действующими в современном языке нормами. | тематический КР | ||
Обучение сочинению (6 ч.) | |||||||||
24 | 4-9 марта | Формулировка главной мысли. | СЗУ | Тема, идея, проблема, отраженные в тексте. | Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления. | Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов, анализировать тексты с т. зр. темы, идеи и проблемы, отраженных в тексте. | текущий ФО | ||
25 | 11-16 марта | Композиция текста. | СЗУ | План и кластер. Структура текста. Заголовок. Соответствие содержания теме текста. Аннотация. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное. | текущий ФО | ||
26 | 18-22 марта | Роль вступления и заключения. | СЗУ | Варианты вступления и заключения. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное. | текущий ФО | ||
27 | 1-6 апреля | Средства связи предложений в тексте. | СЗУ | Проработка переходов между микротемами. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Создавать публицистические тексты (сочинение-рассуждение в публицистическом стиле), редактировать написанное. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
28 | 8-13 апреля | Фактическая и логическая ошибки. | СЗУ | Анализ сочинений, созданных в публицистическом стиле. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Уметь производить речеведческий анализ публицистических текстов с т. зр. их внеязыковых и лингвистических особенностей. | текущий ФО | ||
29 | 15-20 апреля | Тезис и аргументы. | СЗУ | Допустимые и недопустимые аргументы. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Уметь выражать собственное суждение по теме и проблеме, отраженных в тексте, и оценивать факты и события, описываемые в тексте. | текущий ФО | ||
Сочинение в формате ЕГЭ (5 ч.) | |||||||||
30 | 22-27 апреля | Требования, предъявляемые к сочинению. | ИНМ | Формулировка задания С1. Объем сочинения. | Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления. | Знать и понимать требования, предъявляемые к сочинению. Уметь производить речеведческий анализ текстов. | текущий ФО | ||
31 | 29 апреля – 4 мая | Критерии оценки сочинения в формате ЕГЭ. | ИНМ | Оценка содержания, речевого оформления и грамотности сочинения. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Знать и понимать основные критерии оценки содержания, речевого оформления и грамотности сочинения в формате ЕГЭ. Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов. | текущий ФО | ||
32 | 6-11 мая | Определение темы текста, проблемы и авторской позиции. | СЗУ | Практическая работа с текстом. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Уметь производить речеведческий анализ публицистических и художественных текстов, анализировать тексты с т. зр. темы, идеи и проблемы, отраженных в тексте. | текущий ФО | ||
33 | 13-18 мая | Подбор аргументов для доказательства собственного мнения. | СЗУ | Различные виды доказательств. | Работа с текстом и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления. | Уметь выражать собственное суждение по теме и проблеме, отраженных в тексте, и оценивать факты и события, описываемые в тексте. | текущий ФО | ||
34 | 20-25 мая | Анализ сочинений. | ОСЗ | Практическая работа с текстом. | Лингвистический анализ языковых явлений, работа с упражнениями учебника, индивидуальная и фронтальная. | Анализировать тексты с т. зр. темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | текущий ФО |
[1] Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала; СЗУ – совершенствование знаний и умений; ОСЗ – обобщение и систематизации знаний; ККЗУ – контроль качества знаний и умений.
[2] Условные обозначения: ИО – индивидуальный опрос; ФО – фронтальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание; СР – самостоятельная работа; КР – контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
Рабочая программа cпецкурса «Основы культуры речи» 8 класс
Рабочая программа спецкурса «Основы культуры речи» для 8 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы факультативного курса “Культура речи” (программа Минист...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ОГАНЕСЯН КЛАВДИИ ВЛАДИМИРОВНЫ ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИЯ КЧР 9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯОГАНЕСЯН КЛАВДИИ ВЛАДИМИРОВНЫВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСГЕОГРАФИЯ КЧР9 КЛАСС...
Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 7 класса
Аннотацияк рабочей программепо предмету "Культура речи"для 7 класса Рабочая программа состоит из следующих разделов:- Пояснительная записка;- Общая хара...
Рабочая программа групповых занятий "Культура речи" для 8 класса
Рабочая программа групповых занятий «Культура речи» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одоб...
Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс
Рабочая программа к элективу "Культура речи" 9 класс с объяснительной запиской и тематическим планированием...