Рабочая программа по стилистике для учащихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_stilistika.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по стилистике
для учащихся 8 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с БУП 2004 года приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004года № 1312 об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования.
-на основе методического пособия «Русский язык» для 8 класса. Автор Н. А. Сенина. Издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2019 год.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста, приемам сжатия.
Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17 часов в год.
Практическая стилистика тесно связана с другими разделами курса современного русского литературного языка: теоретические положения лексикологии и грамматики служат основой для стилистической характеристики языковых средств. Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых - выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты - отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила. Курс рассчитан на 17 часов.
Цели и задачи курса:
- дать общее представление о языковых стилях; охарактеризовать нормы литературного языка;
- показать приемы и способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением; привить навыки обоснованного их выбора;
- содействовать повышению речевой культуры обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержанием практической стилистики являются: 1) общие сведения о языковых стилях; 2) оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка; 3) синонимия языковых средств.
Теория языковых стилей не является предметом практической стилистики, но для последней существенно важно распознавание стилистических особенностей лексических и грамматических средств общенародного языка. Выбор стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов, отдельных форм и конструкций должен производиться с учетом их более или менее прочной закрепленности за функциональными стилями. Центральное место в практической стилистике отводится проблемам синонимии. Основанием для этого служит то обстоятельство, что развитой литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом. Поэтому к стилистике всегда относится изучение дифференциально-смысловых и экспрессивных выражений.
Для практической стилистики большое значение имеет использование лексических и грамматических средств языка, в меньшей степени она занимается стилистическими ресурсами фонетики и словообразования. Что касается образных форм языка (тропов и фигур), то ими в основном занимается стилистика художественной литературы, литературоведческая стилистика.
В грамматической стилистике большое внимание уделяется стилистическому синтаксису. Однако стилистическое использование морфологических категорий остается предметом исследования лингвистов.
Богатейшая синонимика средств русского литературного языка ставит перед практической стилистикой вопрос о критериях оптимального выбора нужных в конкретной ситуации вариантах. При оценке вариантных форм и конструкций нередко сказывается такое преимущество одной из них, как краткость, с которой связана экономия языковых средств, усилий, времени. Тенденция к экономии обнаруживается на всех уровнях языковой системы: в фонетике, в словоизменении, в синтаксисе и особенно в словообразовании. В области морфологии (в склонении и спряжении) также заметна эта тенденция.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области стилистики, стилистического использования форм частей речи, вариативность окончания имён существительных и прилагательных в формах косвенных падежей, вариативность форм глаголов, причастий, деепричастий, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся.
Планируемые результаты:
- обучающиеся должны иметь общее представление о языковых стилях;
- обучающиеся должны знать нормы литературного языка;
- обучающиеся должны владеть приемами и способами наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением;
- обучающимся должны владеть навыками обоснованного выбора средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением;
- у обучающихся должна быть развита речевая культура.
Содержание курса
Программа курса включает в себя толкование понятия стилистики. Сложность задач, стоящих перед стилистикой, позволяет выделить три её типа:
1. стилистика языка как “системы систем”, или структурная стилистика, изучающая так называемые функциональные языковые стили (разговорный, научно деловой, газетнопублицистический, официально-канцелярский и др.
2. стилистика речи, анализирующая различия семантического и экспрессивностилистического характера между разными жанрами
и общественно обусловленными видами устной и письменной речи (выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа и т.п.; передовая статья, научная рецензия и т.п.) ;
3. стилистика художественной литературы, рассматривающая все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления. Нормативный характер практической стилистики сближает ее с широким разделом филологической науки, который носит название “культура речи”.
Помимо объективно-исторического изучения речевой жизни общества в определенную эпоху задачей этой филологической дисциплины является раскрытие норм литературного языка на всех “уровнях” языковой системы и установление на научной основе правил пользования языком, можно говорить о непосредственной связи некоторых проблем стилистики и проблем культуры речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики | 1 | ||
2 | Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Практическая работа с текстом научного стиля | 1 | ||
3 | Официально-деловой стиль. Практическая работа с текстами официально- делового стиля | 1 | ||
4 | Публицистический стиль. Практическая работа с текстом публицистического стиля | 1 | ||
5 | Стили художественной литературы. Практическая работа с текстами художественного стиля | 1 | ||
6 | Разговорный стиль Практическая работа с текстами разговорного стиля | 1 | ||
7 | Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование многозначности слов. | 1 | ||
8 | Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской. Практическая работа по теме «Стилистическое использование форм частей речи» | 1 | ||
9 | Колебания в роде имен существительных. Род несклоняемых существительных. | 1 | ||
10 | Варианты окончаний родительного и предложного падежа единственного числа сущ. мужского рода. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. | 1 | ||
11 | Синонимическое использование | |||
прилагательных и существительных, в формах косвенных падежей. | 1 | |||
12 | Варианты сочетаний числительных с существительными. Числительные собирательные и количественные как синонимы. Числительные в составе сложных слов. | 1 | ||
13 | Практическая работа. Стилистическое использование форм существи-тельных, прилагательных, числительных Стилистическое использование личных местоимений. | 1 | ||
14 | Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных местоимений. Стилистическое использование форм местоимений | 1 | ||
15 | Особенности образования некоторых личных форм глагола. | 1 | ||
16 | Варианты видовых форм. Варианты форм причастий и деепричастий | 1 | ||
17 | Практическая работа. Стилистическое использование форм глаголов, причастий и деепричастий. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний
репетитор.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.
- Григорьева Н.А. практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
- Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
- Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
- Сенина С.Я. Материалы для подготовки к промежуточной аттестации в 8 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по стилистике русского языка.
Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Рабочая программа по стилистике. 7 класс
Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ,...
Рабочая программа по стилистике. 9 класс
Данная авторская рабочая программа для 9 класса завершает курс "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы...
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....
Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"
Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для 10 класса «Практическая стилистика»
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов. Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает вс...