Рабочая программа по стилистике. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и  авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ, направленных на знакомство со стилистикой в 5 и 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._stilistika._7_klass._34_chasa.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                       ДЕПАРТАМЕНТ   ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

                                                       ГБОУ    ШКОЛА   601

                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                        Директор   ГБОУ   ШКОЛА 601

          Рабочая   программа   для    обучающихся   7-х   классов

                                                 по стилистике

                                                        34 часа

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                   Кузнецова М.Б.

В основу программы положена государственная программа по русскому языку

под ред. Н. М. Шанского

                                           


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по стилистике для 7-го класса полностью соответствует новым государственным образовательным стандартам.

       Курс «Стилистика» в 7-ом классе продолжает курс, начатый в 5-ом классе, и предполагает совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков обучающихся и владение ими русским   литературным   языком в разных сферах   и ситуациях его использования.

       Курс стилистики и культуры речи является дополнительным к курсу русского языка. Необходимость в этом курсе возникла во нескольким причинам.

  • В последнее время в школе появилось много обучающихся с неродным русским языком. Им необходимо осваивать богатства русского языка в устной и письменной форме, а это не только правила орфографии и пунктуации, но и умение создавать собственные речевые высказывания.
  • Без знания основ стилистики и культуры речи школьникам довольно сложно создавать устные, а особенно письменные высказывания.
  • Постоянная работа с текстами разных стилей и жанров не только дает им определенные теоретические и практические знания, но обогащает духовно.
  • Творческие задания и игровые уроки помогают привить любовь к русскому языку как к важнейшей части национальной культуры.

          Программа включает в себя такие   теоретические    сведения, которые помогут школьнику, механически не заучивая правила, овладеть лексическими, синтаксическими, грамматическими и   словообразовательными   нормами русского языка путем многократного обращения к конкретному языковому материалу.

         Система   творческих   заданий, упражнений, сочинений, предусмотренная программой, поможет школьникам не только закрепить и проверить свои знания, но станут рычагом в развитии творческого воображения.

         Семиклассники, изучающие этот курс, уже хорошо знакомы с принципами построения речевого высказывания, с   разнообразными функциональными стилями русского языка, с   различными типами речи в зависимости от предназначения текста. Они   различают    основные    лексические    и    синтаксические     средства    выразительности   и   могут   находить   их   в   художественных   текстах.

          В настоящем курсе обучающиеся познакомятся с нормами речевого этикета и национальными особенностями русского речевого этикета, с основными речевыми дистанциями и табу, а также познакомятся с культурой критики в речевом общении.

        В курсе «Стилистика» семиклассники познакомятся с новыми типами текстов, а именно с искусственно созданными текстами ( фразеотекст,  текст  без  глаголов, синквейн).

        В 7-ом классе школьники будут под руководством учителя и самостоятельно создавать лингвистические сказки, что   не   только разовьет   творческое   воображение, но и   поможет   познакомиться с разнообразными    категориями   языкознания   в игровой форме.

ЦЕЛИ   ДАННОГО   КУРСА:

  • Научить создавать собственные тексты в устной и письменной форме.
  • Повысить уровень языкового развития.
  • Расширить круг   общеучебных  умений, навыков, способов деятельности.
  • Реализация основных положений лингвистического образования школьников.
  • Развитие творческих возможностей и воображения учащихся.
  • Воспитать познавательный интерес к русскому языку.
  • Углубление практических и теоретических знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках русского языка.

ЗАДАЧИ    ДАННОГО    КУРСА:

  • Повысить   уровень   владения устной и письменной речью.
  • Сформировать

 умение создавать тексты   собственного сочинения по любому вопросу и  в  любом  жанре.

  • Использование обучения стилистике для общекультурного развития обучающихся.
  • Формирование умения пользовать в практике устной и письменной речи языковыми нормами русского языка.
  • Соблюдать нормы речевого этикета.
  • Развивать интеллектуальные и творческие возможности школьников.

ФОРМА   ОЦЕНИВАНИЯ:

Поурочная пятибалльная система работы.

ЛИТЕРАТУРА

Д. Э. Розенталь. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. М., «Оникс». 2009.

Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., «Оникс». 2009.

Н. А. Пленкин.  Уроки развития речи. М., «Просвещение». 2004.

Л. В. Ассуирова. Риторизация. М., Пушкинский институт. 2007.

П. В. Скворцов. Текст. М., «Перспектива». 2010.

Русский язык. Проектная деятельность учащихся. Сост. Г.В.Цветкова. Волгоград. «Учитель». 2009.


Тематический план

Тема:

Часы:

Статус урока:

1.

Введение

1

1.1.

М.В.Ломоносов - преобразователь русского языка

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

5

2.1.

Функциональные стили русского языка. Цели. Жанры

1

2.2.

Различные типы речи. План построения речевого высказывания

1

2.4.

Лексические средства выразительности

1

2.5.

Синтаксические средства выразительности

1

2.6.

Контрольная работа по повторению

1

Контрольная работа

3.

Речевой этикет как показатель культуры общения

5

3.1.

Понятие о речевом этикете. История возникновения. Пословицы и поговорки о языке и культуре общения

1

3.2.

Национальная специфика речевого этикета. Техника реализации этикетных форм. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

1

3.3.

Речевые дистанции и табу. Культура критики в речевом общении

1

3.4.

Изменение норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях

1

3.5.

Контрольная работа по речевому этикету

1

Контрольная работа

4.

Создание текстов различного типа и жанра

13

4.2.

Текст и его признаки. Структура текста. Создание плана. Роль эпиграфов

1

4.3.

Искусственно созданный текст. Фразеотекст. Синквейн.Текст без глаголов

1

4.4.

Искусственно созданный текст. Закрепление темы

1

Практическая работа

4.5.

Как создать лингвистическую сказку?

1

4.6.

Лингвистические сказки, Закрепление темы

1

Самостоятельная работа

4.7.

Как построить текст-повествование в разных стилях речи

1

4.8.

Текст-повествование. Закрепление темы

1

Самостоятельная работа

4.9.

Как построить текст-описание. Предметы описания

1

4.10.

Текст-описание. Закрепление темы

1

Самостоятельная работа

4.11.

Как построить текст-рассуждение. Рассуждение-доказательство

1

4.12.

Рассуждение-объяснение. Отличие рассуждения-объяснения от описания предмета

1

4.13.

Рассуждение-размышление. Строение размышления-рассуждения

1

4.14.

Текст-рассуждение. Закрепление темы

1

Самостоятельная работа

5.

Риторические приемы

10

5.1.

Речевая ситуация, ее взаимосвязь со стилем типом речи. Отбор языковых средств

1

5.1.

Деловые бумаги в школе

1

5.2.

Риторическая задача. Риторическая игра

1

5.3.

Тема и идея текста. Абзацное членение. Микротема

1

5.3.

Риторическое стихотворство. Каламбур. Шуточные толкования. Лимерики

1

5.4.

Риторическое смехотворство. Литературная игра

1

Практическая работа

5.5.

Создание собственных мини-текстов по образцу

1

Самостоятельная работа

5.6.

Спонтанная речь. Игра "Снежный ком"

1

Самостоятельная работа

5.7.

Ораторская речь. Приемы создания ораторского произведения. Великие ораторы

1

5.8.

Ораторские выступления учащихся на заданную тему

1

Зачет

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стилистике русского языка.

Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа по стилистике. 9 класс

Данная авторская рабочая программа  для 9 класса завершает курс  "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы...

Рабочая программа "Практическая стилистика "

Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного...

Рабочая программа по стилистике

Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса посл...

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....

Рабочая программа по стилистике для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса....