Рабочая программа "Практическая стилистика "
рабочая программа (10, 11 класс)
Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту). «Русский язык» «Литература» – важнейший учебные предметы, преподавание которых способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общедуховному развитию, приобщает студентов к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_praktikum_po_russkomu_yazyku_i_lit-re.docx | 40.66 КБ |
rp_prakticheskaya_stilistika.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено Педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» протокол № от 2017 года | Утверждаю Директор БУ«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П.Коробова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Практикум по русскому языку и литературе |
Вид программы | Дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту) |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1,5 месяца |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1,5 месяца |
Количество часов всего | 12 |
Количество часов в неделю | 2 |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | Справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
Программа «Практикум по русскому языку и литературе имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту). Русский язык и литература – важнейший учебные предметы, преподавание которых способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общедуховному развитию, приобщает студентов к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
По своему функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации – 1,5 месяца
Автор программы:
Программа разработана Сарбиной Ларисой Николаевной, Глуховой Натальей Геннадьевной, преподавателем русского языка.
Актуальность программы
По окончанию колледжа получения диплома по специальности некоторые ребята стремятся получить высшее образование, им неизбежно придется столкнуться с новым типом испытаний — ЕГЭ. Данная программа учитывает условия подготовки к такому типу экзамена .Большинство студентов не могут самостоятельно подготовиться к экзамену по окончанию первого курса (форма экзамена — коскомплект, приближенный к ЕГЭ.)Для этого нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка. Для написания творческой работы нужно изучить алгоритм написания изложения с элементами сочинения, сочинения-эссе. Программа акцентирует внимание на типичных ошибках, а также на трудных случаях орфографии, пунктуации, стилистики. Данная программа не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия позволяют систематизировать полученные знания во время уроков.
Педагогическая целесообразность программы.
Язык по своей специфики и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющим условия современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоение различных знаний, русский язык связан с другими дисциплинами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессии.
Цели и задачи программы:
Цель - углубление знаний и умений по русскому языку; формирование навыков применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи :
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения, умение писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту;
- исправление наиболее типичных для студентов отступлений от лексико-грамматических норм русского языка;
Возраст и количество слушателей:
Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.
Сроки реализации программы:
1 учебный год, 12часов.
Распределение часов
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 12 | - |
Формы и режим занятий:
Как видно из выше приведенной таблицы, занятия по данной программе состоят из теоретических и практических занятий, причем большее количество времени занимают практические занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного занятия 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:
- практико-ориентированные технологии;
- развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ожидаемы результаты освоения программы:
В результате освоения курса слушатель должен знать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- алгоритм написания сочинения -рассуждения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Аттестация по итогам освоения программы: не предусмотрена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Умейте владеть словом»
| Практикум по русскому языку и литературе |
Раздел, тема | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах) | ||
Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Орфография. Пунктуация | 3 | ||
Тема1.1.Знаки препинания при обособленных членах предложения, вводных конструкциях, при однородных членах предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | ||
Тема 1.3. Правописание приставок. суффиксов, окончаний | 1 | ||
Тема 1.4. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | ||
Раздел2.Грамматические нормы. | 4 | ||
Тема 2.1.Морфологические нормы. | 1 | ||
Тема 2.2. Синтаксические нормы | 1 | ||
Тема.2.3. Стилистические и речевые особенности текста. Изобразительные средства языка в тексте. | 2 | ||
Раздел3.Сочинение рассуждение по прочитанному тексту как вид творческой работы. | 5 | ||
Тема 3.1. Сочинение-рассуждение — жанр литературного произведения. | 1 | ||
Тема3.2.Алгоритм написания сочинения- рассуждение по прочитанному тексту. | 2 | ||
Тема 3.3. Написания сочинения-рассуждения по тексту. | 2 |
Раздел 1. Орфография. Пунктуация
Тема 1.1. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств.
Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединённые союзами. Однородные и неоднородные приложения. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные конструкции. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в разных видах сложного предложения.
Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Сочетание знаков препинания.
Тема 1.2. Чередование гласных корня.. Правописание И, Ы после приставок..Правописание парных согласных. Правописание непроизносимых согласных. Двойные согласные. Сложносокращённые слова и аббревиатуры.
Правописание приставок. Правописание суффиксов. Слитные, дефисные и раздельные написания. Правописание сложных слов. Окончания имён существительных. Суффиксы имён существительных, имён прилагательных. Правописание сложных имён существительных и имён прилагательных. Правописание глаголов и глагольных форм. Личные окончания глаголов. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Раздел2.Грамматические нормы.
Тема 2.1 Ошибки в образовании слов нарушение словообразовательных норм): неправильное использование приставок, суффиксов, ошибки при образовании сложных слов. Ошибки в образовании форм различных частей речи (нарушения морфологических норм). Нарушения в образовании форм существительных. Прилагательных,местоимений, ошибки в склонении числительных, в образовании глагольных форм, ошибки при образовании наречий.
Тема 2.2 Ошибки в построении словосочетаний (нарушения синтаксических норм, в построении простого предложения, в построении сложного предложения ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций.
Тема 2.3. Понятие текста и его признаков, определение типа речи в тексте, стиля и систематизация тропов, моделирование на уроках.
Тема 3.1.Отличие сочинения- рассуждения по прочитанному тексту от других видов.
Тема 3.2. Алгоритм написания: клише ,структура сочинения-рассуждения, типичные проблемы текстов
Тема 3.3 .Пишем сочинение. Опорная схема.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
3.1. Материально-техническое обеспечение курса
Реализация курса требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- Учебники по русскому языку.
- Словари русского языка.
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам русского языка, литературы.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
а) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Сайт радио «Культура». URL: http//cultradio.ru
- Сайт телеканала «Культура». URL: http//tvkultura.ru
- Союз образовательных сайтов URL: http//allbest.ru/union/
- Электронные библиотеки. URL: http//www.livre.ru, http//www.litportal.ru, http//www.lib.ru
- Образовательный информационный портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http//www.eduhmao.ru.
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки (http://obrnadzor.gov.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – единственный официальный разработчик контрольных измерительных материалов ЕГЭ (http://fipi.ru/)
- Сайт ФЦИОР (федеральный центр информационных образовательных ресурсов) - http://fcior.edu.ru/
- Сайт национального корпуса русского языка - http://www.ruscorpora.ru
- Справочно-информационный портал Грамота.ру - http://www.gramota.ru;
- Мир словарей - • http://mirslovarei.com
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
3.3. Информационное обеспечение
- ГЕРАСИМЕНКО Н.А. - Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / (Н.А. Герасименко, А.В.Канафьева, В.В.Леденева и др.) под ред. Н.А Герасименко.-5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
- ВЛАСЕНКОВ, А.И.. - Русский язык. 10 - 11 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова; Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение», 2012. 287с.
- БАБАЙЦЕВА В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля / Вера Васильевна Бабайцева . - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2008. - 447 с.
- ГРЕКОВ В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010
- ГОЛЬЦОВА Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы, - 4-е изд. – М., Русское слово, 2008.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008г. -368с.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008г. - 448с.
Предварительный просмотр:
«Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж» протокол № от 31 августа 2018 года | Утверждаю Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П. Коробова приказом № от 31 августа 2018 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Практическая стилистика |
Вид программы | Дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | Дети (старшего школьного возраста до совершеннолетия) и взрослые (без ограничения по возрасту) |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1,5 месяца |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1,5 месяца |
Количество часов всего | 12 |
Количество часов в неделю | 2 |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | Справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного возраста) и взрослых (без ограничения по возрасту). «Русский язык» и «Литература» – важнейший учебные предметы, преподавание которых способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общедуховному развитию, приобщает студентов к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
По своему функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной, массовой; по времени реализации – 1,5 месяца
Автор программы:
Программа разработана Сарбиной Ларисой Николаевной, Глуховой Натальей Геннадьевной, преподавателем русского языка.
Актуальность программы
По окончанию колледжа получения диплома по специальности некоторые ребята стремятся получить высшее образование, им неизбежно придется столкнуться с новым типом испытаний — ЕГЭ. Данная программа учитывает условия подготовки к такому типу экзамена .Большинство студентов не могут самостоятельно подготовиться к экзамену по окончанию первого курса (форма экзамена — коскомплект, приближенный к ЕГЭ.)Для этого нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка. Для написания творческой работы нужно изучить алгоритм написания изложения с элементами сочинения, сочинения-эссе. Программа акцентирует внимание на типичных ошибках, а также на трудных случаях орфографии, пунктуации, стилистики. Данная программа не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия позволяют систематизировать полученные знания во время уроков.
Педагогическая целесообразность программы.
Язык по своей специфики и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющим условия современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоение различных знаний, русский язык связан с другими дисциплинами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессии.
Цели и задачи программы:
Цель - углубление знаний и умений по русскому языку; формирование навыков применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи :
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения, умение писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту;
- исправление наиболее типичных для студентов отступлений от лексико-грамматических норм русского языка;
Возраст и количество слушателей:
Стартовый возраст для адекватного восприятия программы и ее успешной реализации – не ранее 15 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество слушателей в группе от 15 до 25 человек.
Сроки реализации программы:
1 учебный год, 12часов.
Распределение часов
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 12 | - |
Формы и режим занятий:
Как видно из выше приведенной таблицы, занятия по данной программе состоят из теоретических и практических занятий, причем большее количество времени занимают практические занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного занятия 45 минут. Во время занятий планируется использовать следующие образовательные технологии:
- практико-ориентированные технологии;
- развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ожидаемы результаты освоения программы:
В результате освоения курса слушатель должен знать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- алгоритм написания сочинения -рассуждения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Аттестация по итогам освоения программы: не предусмотрена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Умейте владеть словом»
| Практикум по русскому языку и литературе |
Раздел, тема | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах) | ||
Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Орфография. Пунктуация | 3 | ||
Тема1.1.Знаки препинания при обособленных членах предложения, вводных конструкциях, при однородных членах предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | ||
Тема 1.3. Правописание приставок. суффиксов, окончаний | 1 | ||
Тема 1.4. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | ||
Раздел2.Грамматические нормы. | 4 | ||
Тема 2.1.Морфологические нормы. | 1 | ||
Тема 2.2. Синтаксические нормы | 1 | ||
Тема.2.3. Стилистические и речевые особенности текста. Изобразительные средства языка в тексте. | 2 | ||
Раздел3.Сочинение рассуждение по прочитанному тексту как вид творческой работы. | 5 | ||
Тема 3.1. Сочинение-рассуждение — жанр литературного произведения. | 1 | ||
Тема3.2.Алгоритм написания сочинения- рассуждение по прочитанному тексту. | 2 | ||
Тема 3.3. Написания сочинения-рассуждения по тексту. | 2 |
Раздел 1. Орфография. Пунктуация
Тема 1.1. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств.
Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединённые союзами. Однородные и неоднородные приложения. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные конструкции. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в разных видах сложного предложения.
Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Сочетание знаков препинания.
Тема 1.2. Чередование гласных корня.. Правописание И, Ы после приставок..Правописание парных согласных. Правописание непроизносимых согласных. Двойные согласные. Сложносокращённые слова и аббревиатуры.
Правописание приставок. Правописание суффиксов. Слитные, дефисные и раздельные написания. Правописание сложных слов. Окончания имён существительных. Суффиксы имён существительных, имён прилагательных. Правописание сложных имён существительных и имён прилагательных. Правописание глаголов и глагольных форм. Личные окончания глаголов. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Раздел2.Грамматические нормы.
Тема 2.1 Ошибки в образовании слов нарушение словообразовательных норм): неправильное использование приставок, суффиксов, ошибки при образовании сложных слов. Ошибки в образовании форм различных частей речи (нарушения морфологических норм). Нарушения в образовании форм существительных. Прилагательных,местоимений, ошибки в склонении числительных, в образовании глагольных форм, ошибки при образовании наречий.
Тема 2.2 Ошибки в построении словосочетаний (нарушения синтаксических норм, в построении простого предложения, в построении сложного предложения ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций.
Тема 2.3. Понятие текста и его признаков, определение типа речи в тексте, стиля и систематизация тропов, моделирование на уроках.
Тема 3.1.Отличие сочинения- рассуждения по прочитанному тексту от других видов.
Тема 3.2. Алгоритм написания: клише ,структура сочинения-рассуждения, типичные проблемы текстов
Тема 3.3 .Пишем сочинение. Опорная схема.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
3.1. Материально-техническое обеспечение курса
Реализация курса требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- Учебники по русскому языку.
- Словари русского языка.
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам русского языка, литературы.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
а) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Сайт радио «Культура». URL: http//cultradio.ru
- Сайт телеканала «Культура». URL: http//tvkultura.ru
- Союз образовательных сайтов URL: http//allbest.ru/union/
- Электронные библиотеки. URL: http//www.livre.ru, http//www.litportal.ru, http//www.lib.ru
- Образовательный информационный портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http//www.eduhmao.ru.
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки (http://obrnadzor.gov.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – единственный официальный разработчик контрольных измерительных материалов ЕГЭ (http://fipi.ru/)
- Сайт ФЦИОР (федеральный центр информационных образовательных ресурсов) - http://fcior.edu.ru/
- Сайт национального корпуса русского языка - http://www.ruscorpora.ru
- Справочно-информационный портал Грамота.ру - http://www.gramota.ru;
- Мир словарей - • http://mirslovarei.com
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
3.3. Информационное обеспечение
- ГЕРАСИМЕНКО Н.А. - Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / (Н.А. Герасименко, А.В.Канафьева, В.В.Леденева и др.) под ред. Н.А Герасименко.-5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
- ВЛАСЕНКОВ, А.И.. - Русский язык. 10 - 11 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова; Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение», 2012. 287с.
- БАБАЙЦЕВА В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля / Вера Васильевна Бабайцева . - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2008. - 447 с.
- ГРЕКОВ В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010
- ГОЛЬЦОВА Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы, - 4-е изд. – М., Русское слово, 2008.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008г. -368с.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008г. - 448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...
Рабочая тетрадь по практической стилистике для 5-6 класса
Рабочие тетрадипо практической стилистике для 5 класса помогут учителю наиболее эффективно организовать работу на уроке, поскольку они содержат достаточное количество заданий, адаптированных к в...
Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...
Рабочая программа элективного курса "Стилистика русского языка"
Рабочая программа элективного курса по стилистике русского языка....
Рабочая программа по стилистике русского языка.
Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Стилистика. Культура речи (7 класс)...