2. Актуализация полученных знаний. Проверка домашнего задания. Слайд 2
| – Какую часть речи мы изучаем? – Давайте посмотрим, как хорошо вы повторили эту тему дома. Вы будете отвечать на мои вопросы: «да»,- если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради. Задание 1. Я утверждаю, что ... (Слайд 2) 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица. 5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-. 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя. – Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде: Самооценка (Слайд Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3» – Внесите оценку в оценочный лист. | (глагол)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения.
Самопроверка по презентации: Занесение результатов в оценочный лист. Проверим себя (Слайд 3) 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. да 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. нет. 11. да
Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»
|
Познавательные УУД Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителями и обучающимся. Личностные понимания важности знаний |
3.Постановка цели и задач урока. Создание проблемной ситуации. Слайд
4.Первичное осмысление, решение проблемы. Слайд | Для того чтобы определить тему нашего урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика. (работаем в парах)
- ВЫЖИГАТЬ
- РАСТЕРЕТЬ
- РАСТИРАТЬ
- ПОДБИРАТЬ
- БЛИСТАТЬ
- ЗАБЛЕСТЕТЬ
- ПОДБЕРУ
- ВЫЖЕГ
Несов.в сов.вид - ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
- РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ
- БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ
РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
– Проверим. (Слайд – Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И) – Какие это слова? (Однокоренные) – Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных) – Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)
Сформулируйте тему нашего урока. (Корни с чередованием букв е и и) (Слайд – Записываем тему урока. Давайте определим цель и задачи урока. цель урока: познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.
проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.
– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И. Несов.в сов.вид - ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
- РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬ
- БЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬ
РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
– Определите вид глаголов. – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары) – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные – Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях? – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).
- Сверим вывод с правилом в учебнике. Стр. 139 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд ) корни | примеры | БИР – БЕР | подбирать – разбери | ПИР – ПЕР | напирать – запереть | ДИР – ДЕР | задирать – дерёт | ТИР – ТЕР | растирать – стереть | МИР – МЕР | замирать – замереть | БЛИСТ – БЛЕСТ | блистать – заблестеть | СТИЛ – СТЕЛ | расстилать – подстелить | ЖИГ – ЖЕГ | разжигать – зажечь | ЧИТ – ЧЕТ | вычитать –вычет Искл: сочетать, сочетание |
|
у одних слов в корне пишется Е, у других - И) (Однокоренные)
(Чередование гласных)
(Чередование гласных Е и И) Отвечают на вопросы учителя, называют явление, самостоятельно формулируют проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?), Определяется тема урока и ставятся цели. тема урока:“ Корни с чередованием букв е- и) цель урока:мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий. Запись темы урока в тетрадь.
Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары! Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И. Учитель: Наблюдение верное. Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Гипотеза подтверждается. Под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора) Дети самостоятельно составляют правило и сверяют его с правилом в учебнике.
| Познавательные УУД Осознание противоречия; осознание необходимости получения нового знания. Личностные формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение родного языка |
5. Изучение нового материала. Слайд | - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. | Алгоритм. 1Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне. 2Вспомнить корни с чередованием. 3Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. 4Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е .Графически выделить условие выбора гласной. | Познавательные УУД Умение работать с разными источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям. Предметные результаты Работа с понятийным аппаратом -корень, безударная гласная, суффикс. Личностные результаты Формировать аналитическое мышление: уметь анализировать причинно-следственные связи и на их базе формировать алгоритм действий. |
7.Закрепление полученных знаний.
Слайд | Задание 3. Выборочный диктант. - Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. Работает весь класс. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. |
Самопроверка: Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. 0 ош. – 3 б 1, 2 ош. – 2 б 3, 4, 5 ош. – 1 б > 5 ош. – 0 Занесение результатов в оценочный лист. | Осуществлять анализ высказываний, с последующим выделением необходимой информации; осуществлять самопроверку и самоанализ. |
7.Закрепление полученных знаний (продолжение) Слайд
Задания для самостоятельной работы.
|
- Творческий диктант.
Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).
- Распределительный диктант
– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.
Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.
Разноуровневые задания Задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Уровень 1 ( низкий) Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Выпишите(подчеркните) из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок. Уровень 3 ( высокий) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
|
Выполняют упражнение.
1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением (удивлять, стареть, веселиться,) 2. непроверяемая безударная гласная в корне: (решать, сверкать, командовать) 3. корни с чередующимися гласными. (расти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать. )
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок.
Замирать от восторга, примерять(мерить) платье, помирить ( мир) друзей, замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую, (мир),отмирающий элемент.
0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2- 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 б |
Формирование навыков в соответствии с уровнем ученика (дифференцированный подход), осознание успешности в результате выполнения задания соответствующего уровня сложности. |