Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;

- развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

- воспитывать трудолюбие.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka..doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Урок русского языка по теме:

 « Корни с чередованием букв Е-И»

5 класс.

(по учебнику «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений  под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта; Дрофа, Москва-2007).

 

Учитель: Гимранова Маргарита Михайловна

г.Мамадыш,2012год.

Цель урока:

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;

- развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

- воспитывать трудолюбие.

Оборудование: учебник, доска, проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (упражнение 594, стр.200).
  3. Опрос теории:

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Что обозначает глагол как часть речи?

  Какие грамматические признаки имеет глагол? Как он изменяется?

- Каким членом предложения обычно бывает глагол?

- Как обычно пишется НЕ с глаголами?

- Как образуются глаголы совершенного вида?

- Как образуются глаголы несовершенного вида?

2. Объяснение нового материала.

- Изучение теоретического материала на стр.201.

- Составление опорного конспекта  корней с чередованием:

- бер-/ - бир - а

- мер - //- мир – а

- дер - // - дир – а

- пер - // - пир – а

- тер - // - тир – а

- блест - // - блист – а

- жёг -// - жиг – а

- стел - // - стил – а

- чет - // - чит - а

3.Тренировочное упражнение (устно). На доске записаны слова,  ученик читает слово и объясняет выбор орфограммы.

Разб_ру,  зам_рли, изб_рать, заб_рем, заж_гает, забл_стел, ум_рает, приб_рать, нат_реть, проб_раешься, расст_лить, соб_решься, бл_стать, выт_реть, зап_реть, разд_рать, зам_реть, зам_рать, выт_рать, зап_рать, бл_стать.

4.Проверочная работа с использованием карточек (карточки буква Е-И). Я читаю слова, а вы поднимаете нужную карточку (карточку Е или карточку И).

Блистать, замереть, замирать, расстелить, постелить, протирать, растирать, расстилать, блестеть, запирать, застелить, соберу, собираю, поджигать, запереть, удирать, вытирать, прибирать, растереть, сдираю, сдерет, вытереть, приберу, блеснуть.  

  1. Объяснительный диктант.

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

  1. учащиеся разбирают по составу слово РАССТИЛАЕТСЯ, определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.

  1. Работа с учебником, выполняем упражнение 599, стр.201.
  1. учащиеся выполняют упражнение, а два ученика индивидуально работают по карточкам.

  1. Карточка № 1. Вставьте пропущенные буквы.

Соб_ру, пост_ лить, раст_реть, нат_раю, сд_ру, бл_стеть, забл_стать, уб_ру, выт_раю, нат_реть, выт_реть, зап_ раю, зад_раю, разб_раю.

  1. Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы.

    Расст_лаю, выд_ру, изб_рать, приб_рет, заб_раю, заб_ру, подб_раю, бл_стящий,            бл_стающий, ум_рать, зам_ реть, соб_ратель, выт_рать.

  1. Выборочный диктант. (Проверка с использованием проектора). Выписать глаголы с чередованием Е-И.

Все замерло. Кругом зажигаются огни. Сердце замирает от страха. Мать вытерла ручку ребёнка. Пчёлы собирают мёд. Пчёлы соберут мёд и улетят в улей. Дуб вершиной упирается в облака. Спортсмены блистали своей победой. Блестит вдали озеро.

  1. Домашнее задание.

- параграф 75, выучить правила и корни с чередованием;

- упражнение 600, стр. 201-202 ( спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы с корнями, в которых чередуются буквы Е-И).

9. Итог урока, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)

Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Данный урок - урок открытия новых знаний...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...