Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;
- развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;
- воспитывать трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka..doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Урок русского языка по теме:
« Корни с чередованием букв Е-И»
5 класс.
(по учебнику «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта; Дрофа, Москва-2007).
Учитель: Гимранова Маргарита Михайловна
г.Мамадыш,2012год.
Цель урока:
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И;
- развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;
- воспитывать трудолюбие.
Оборудование: учебник, доска, проектор, экран.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (упражнение 594, стр.200).
- Опрос теории:
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что обозначает глагол как часть речи?
Какие грамматические признаки имеет глагол? Как он изменяется?
- Каким членом предложения обычно бывает глагол?
- Как обычно пишется НЕ с глаголами?
- Как образуются глаголы совершенного вида?
- Как образуются глаголы несовершенного вида?
2. Объяснение нового материала.
- Изучение теоретического материала на стр.201.
- Составление опорного конспекта корней с чередованием:
- бер-/ - бир - а
- мер - //- мир – а
- дер - // - дир – а
- пер - // - пир – а
- тер - // - тир – а
- блест - // - блист – а
- жёг -// - жиг – а
- стел - // - стил – а
- чет - // - чит - а
3.Тренировочное упражнение (устно). На доске записаны слова, ученик читает слово и объясняет выбор орфограммы.
Разб_ру, зам_рли, изб_рать, заб_рем, заж_гает, забл_стел, ум_рает, приб_рать, нат_реть, проб_раешься, расст_лить, соб_решься, бл_стать, выт_реть, зап_реть, разд_рать, зам_реть, зам_рать, выт_рать, зап_рать, бл_стать.
4.Проверочная работа с использованием карточек (карточки буква Е-И). Я читаю слова, а вы поднимаете нужную карточку (карточку Е или карточку И).
Блистать, замереть, замирать, расстелить, постелить, протирать, растирать, расстилать, блестеть, запирать, застелить, соберу, собираю, поджигать, запереть, удирать, вытирать, прибирать, растереть, сдираю, сдерет, вытереть, приберу, блеснуть.
- Объяснительный диктант.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
- учащиеся разбирают по составу слово РАССТИЛАЕТСЯ, определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.
- Работа с учебником, выполняем упражнение 599, стр.201.
- учащиеся выполняют упражнение, а два ученика индивидуально работают по карточкам.
- Карточка № 1. Вставьте пропущенные буквы.
Соб_ру, пост_ лить, раст_реть, нат_раю, сд_ру, бл_стеть, забл_стать, уб_ру, выт_раю, нат_реть, выт_реть, зап_ раю, зад_раю, разб_раю.
- Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы.
Расст_лаю, выд_ру, изб_рать, приб_рет, заб_раю, заб_ру, подб_раю, бл_стящий, бл_стающий, ум_рать, зам_ реть, соб_ратель, выт_рать.
- Выборочный диктант. (Проверка с использованием проектора). Выписать глаголы с чередованием Е-И.
Все замерло. Кругом зажигаются огни. Сердце замирает от страха. Мать вытерла ручку ребёнка. Пчёлы собирают мёд. Пчёлы соберут мёд и улетят в улей. Дуб вершиной упирается в облака. Спортсмены блистали своей победой. Блестит вдали озеро.
- Домашнее задание.
- параграф 75, выучить правила и корни с чередованием;
- упражнение 600, стр. 201-202 ( спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы с корнями, в которых чередуются буквы Е-И).
9. Итог урока, оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)
Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...
Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".
Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"
Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...