Конспект урока "Гласные в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе. Соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_v_kornyah_s_cheredovaniem.rar | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- – -лож-, -раст- (-paщ-) – -рос-.
Тип урока: урок обобщения.
Цель: формирование у обучающихся языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся.
Предметные:
а) познавательные: повторить правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – - раст- (-paщ-), повторить морфемный состав слова;
б) практические: формировать умение выбирать букву a-о в корнях с чередованием, учить работать с орфографическим словарем, совершенствовать пунктуационную и орфографическую зоркость.
Метапредметные:
а) познавательные: уметь анализировать изучаемую орфограмму;
б) регулятивные: формировать умение работы в парах, планировать последовательности действий, осуществлять навыки контроля, самоконтроля, самооценки;
в) коммуникативные: уметь строить связную устную монологическую речь, уметь слушать и слышать других, уметь корректировать ответ;
г) личностные: формировать логического мышления, памяти, внимания, осознавать русского языка как явления культуры, воспитывать интерес к языку, пополнять словарный запас языка.
Планируемые результаты:
предметные: научиться правильно писать слова с изученной орфограммой.
личностные: воспитание интереса к изучению русского языка; формирование логического мышления, памяти, внимания, пополнение словарного запаса языка учащихся.
метапредметные: находить информацию, анализировать изучаемую орфограмму; определять проблему урока и вопросы, требующие решения.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, опорный конспект «Правописание чередующихся гласных a-о в корнях», раздаточный материал (карточки), ТСО.
Место урока в системе уроков по данной теме: 3 урок
Ход урока.
Цель деятельности учителя: создать условия для систематизации и закрепления умения безошибочно писать слова с чередующимися гласными в корнях слов; развивать умения сопоставлять изучаемые явления, обобщать и делать выводы.
I. Орг. момент: Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
- Добрый день, ребята! Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и не сомневаюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
– Для учета знаний вы будете пользоваться Оценочными листами. Подпишите их, пожалуйста.
II. Введение в тему.
– На какие 3 группы распределяются все безударные гласные в корнях слов?
– Распределите устно слова на 3 группы: далеко, помидор, заросли, грибы, предложение, собака.
– Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание чередующихся гласных а – о в корнях -лаг-
-лож-, раст-(-ращ-) -рос-. – Запишем в тетрадях красиво, аккуратно дату, тему урока. – Ребята, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Чему мы должны научиться?
(Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение отличать чередующиеся гласные от безударных гласных, проверяемых ударением; безошибочно писать слова с изученными орфограммами). – А зачем нам это нужно? (Чтобы сформировать грамотную устную и письменную речь, успешно сдать
– Вспомним правило.
– Что нужно знать, чтобы безошибочно выбирать гласную в корнях с чередованием? (Дети отвечают, что нужно знать условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием)
– Что нельзя делать с чередующимися гласными?
III. Диктант на замену. «Замените развернутые определения одним словом с орфограммой чередующиеся гласные в корне слова. Написание объясните».
- Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
- Синоним слова пересказ, вид творческой работы по русскому языку (изложение).
- Количество лет птицы, животного, человека (возраст).
- Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).
- Отдельная область производства, науки (отрасль).
- Сделать задание более сложным (усложнить).
– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).
– Самопроверка. Поставьте себе 3 балла в оценочный лист, если нет ошибок, 2 балла, если одна ошибка, 1 балл, если две ошибки.
– Написание какого слова является исключением из правила? (отрасль)
– Какое слово является лишним? Почему? Добавьте себе за него 1 балл.
IV. Работа с текстом. Распечатан текст.
У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте текст.
– Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.
– Теперь прочитайте текст вслух.
– Определите основную мысль текста.
– Объясните, что хотел сказать нам автор?
– Чему учит нас этот текст?
– А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?
V. Физ.минутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Раз – вверх руки, потянуться.
Два – влево, вправо повернуться.
Три – в ладоши два хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI. Синтаксический разбор предложения.
Я добрался до пихтовой заросли (синонимичное словосочетание) и расположился2 на крохотной (стилистически нейтральный синоним) полянке.
VII. Предупредительный диктант. Исключение из правила. Работа в парах
В Р…стове живёт р…стовщик Р…стислав. Он любит наблюдать, как из небольшого р…сточка, развивается большое р…стение.
- Какое слово лишнее?
- Какого слова не хватает? (отрасль)
VIII. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Зачем возр…стаю?—
Снегурка спросила меня:
Я знаю, что скоро р..стаю,
Лишь только увижу веселую стаю,
Р…стаю, по камням звеня…
(Ф. Сологуб)
- В выделенных словах выделите корень.
- Сделай вывод: являются ли эти слова однокоренными?
IX. Культура речи.
ПОложить ВЫложить ПЕРЕложить Сложить ОТложить НАложить ПОДложить
КЛАСТЬ ЛОЖИТЬСЯ
Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Поведение за столом (по рядам)
- Не ложи локти на стол.
- Положь нож справа, а вилку слева от тарелки.
- Нельзя ложить много еды на тарелку сразу.
X. Самостоятельная работа. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Разноуровневые задания.
- Распределить словосочетания в 2 столбика: с А и с О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лаг-, лож-.
Р…стёт и крепнет дружба. Людям любого возр…ста полезны морские водор…сли. Надо беречь молодую пор…сль. Ум не в возр..сте, а в голове. От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. Сложное предл…жение предпол…гает знание синтаксиса и частей речи: прил…гательного и прочих.
- Задание: вставьте пропущенные буквы в слова.
Выр…щу, выр…сла, отр…сль, р…стение, р…сток, выр…сти, предпол…жение, водор…сли в реке, предл…гать р…стовские арбузы
XI. Рефлексия. (У каждого ребенка на столе карточка)
– Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
– Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Дети отвечают.
– Да, мы повторили изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, закрепили на практике умение писать слова с изученными орфограммами. Это значительно повысит уровень нашей грамотности, поможет успешно написать проверочную работу на следующем уроке и в будущем – ГИА.
– Как вы считаете, достигли ли мы ее?
– Оцените свою деятельность на уроке.
? | Научился выбирать гласную в корне -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-; -ЛАГ-, -ЛОЖ-, но остался вопрос по теме урока. Мне ещё надо работать. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился проверять гласную в корне -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-; -ЛАГ-, -ЛОЖ-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от безударных гласных, проверяемых ударением. Скажу себе: «Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился выбирать гласную в корне -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-; -ЛАГ-, -ЛОЖ- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!!!» |
– Оцените свою работу. Критерии оценивания: б. – “5” б.– “4” б.– “3” б.– “2”
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
XII. Домашнее задание (на выбор).
- Сочинить сказку «Ох, уж эти исключения».
- Сочинить рассказ «В походе».
- Подобрать 4 пословицы или загадки, где есть корни с чередованием.
- Параграф , упражнение .
СПАСИБО ЗА УРОК!
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
Оценочный лист Фамилия, имя _______________________________ | ||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | итог | отметка |
У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.
– Теперь прочитайте текст вслух.
– Определите основную мысль текста.
– Объясните, что хотел сказать нам автор?
– Чему учит нас этот текст?
– А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?
У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.
– Теперь прочитайте текст вслух.
– Определите основную мысль текста.
– Объясните, что хотел сказать нам автор?
– Чему учит нас этот текст?
– А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?
У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.
– Теперь прочитайте текст вслух.
– Определите основную мысль текста.
– Объясните, что хотел сказать нам автор?
– Чему учит нас этот текст?
– А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?
У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
– Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.
– Теперь прочитайте текст вслух.
– Определите основную мысль текста.
– Объясните, что хотел сказать нам автор?
– Чему учит нас этот текст?
– А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
План - конспект по русскому языку в 5 классе. "Правописание гласных О – А в корнях с чередованием."
разработка урока по русскому языку в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»
Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...