Разработка урока по теме "Корни с чередованием гор/гар"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Волгина Наталья Сергеевна

Данный материал содержит разработку урока, презентацию, раздаточный и наглядный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gor-gar.zip2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе            

Тема: «Буквы О и А в корне ГОР/ГАР»

Цели: 1. Закрепление навыка написания слов с чередованиями гласных в корне.

           2. Формирование умений правильного написания корня ГОР/ГАР

           3. Воспитывать гражданские качества учащихся: любовь к родному краю, родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: игровая, проблемная.

Оборудование: карточки с заданиями, презентации, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент. Просмотр презентации «С деревней малой будет Русь!» (Рындин В.).

(СЛАЙД  1)  Эпиграф:    Родной мой край! Ты очень славный!

                                         Куда ни глянь - леса, поля,

                                         Природа просто расписная.

                                               И это - Родина моя!

-Что можно сказать об этих ребятах? (Любят свою деревню, интересуются ее историей).

- Почему важно любить свою деревню, село? (…)

- С детских лет мы должны чувствовать, что наше село – это часть большой Родины, нашей страны.

II. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число. Оставьте строку для темы, мы ее запишем чуть позже.

(СЛАЙД 2) Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим деревню Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Игровой и Сообразительной.

(СЛАЙД 3) Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который поможет нам легко разобраться в новом материале.

 ЗАДАНИЕ 1.   (СЛАЙД  4)

- Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные гласные, подчеркните и объясните их написание (карточка):

Хорошеет с…ло Черноземья,                                           Здесь при встрече желают здоровья                  

Где р…дился и где я живу.                                               Каждый житель большого с…ла.

И люблю так его до самозабвенья,                                   Год от года оно хорошеет.

Что на гор…д большой не сменю.                                    Как гр…бы выр…стают д…ма,

Мне в ст…пной ст…р…не жить привольно                    Хорошеет с…ло Черноземья,

И вести по-крестьянски дела.                                        Хорошеет моя ст…р…на.                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                             В. Фуфаев

- Какие безударные гласные нам встретились?

(СЛАЙД 5,6)                                                

                                                       безударные гласные в корне

проверяемые  ударением              непроверяемые ударением               чередующиеся

- Каким правилом мы будет руководствоваться при написании корней с чередующимися гласными?

- (СЛАЙД 7) А теперь проверим наши теоретические знания на практике. Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, доказать написание (карточка).

Изучаем прил…гательные, написали предл…жение,к…снуться истории, южное р…стение, маленький р…сток, ср…слись березки, забл…стали на небе, соб…ру вещи, нат…раю полы, расст…лю постель, к…саться рукой.

III. Усвоение новых знаний.

- Итак, мы повторили уже известный материал и теперь отправляемся на нашем паровозике в путь за новыми знаниями. Первая улица, на которой мы остановимся, называется «Теоретическая».

- Как вы думаете, зачем перед отправлением в путешествие мы повторили орфограмму «Чередование гласных а-о, е-и в корнях»? Предположите.

- Наверное, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним корнем, в котором чередуются гласные.

III. Постановка учебной задачи.

- Давайте посмотрим, что же это за корень?

- Это корень –гар – –гор –.

- Какие гласные чередуются в корне?

- А и О.

-(СЛАЙД 8) Запишите тему урока в тетрадь. 

- Что мы должны будем выяснить сегодня на уроке? Какова наша цель?

- Выяснить, каким правилом мы будем руководствоваться при написании гласных а и о в данном корне?

- И вы мне сами сейчас сформулируете правило, рассмотрев следующие примеры (СЛАЙД 9).

IV. Закрепление изученного материала.

- А теперь нам пора перебраться на следующую улицу «Практическую».

- (Слайд 10) Задание на карточке (индивидуальное) (на доске).    

    Мы препол…гали выехать рано, но зад…ржались.

    Вдоль д…роги, кроме кустарниковой пор…сли, не было видно никакой другой р…стительности. В полд…нь мы распол…жились на отдых у озера, зар…сшего к…мышом. Заг…релые ребятишки плавали на самой его середине на пл…ту. Солнце п…кло так, что к п..ску нельзя было прик…снуться. В лучах солнца оз…ро  бл…стело, как зерк…ло. Дог…рала в…черняя зорька, когда мы вернулись д…мой.

  1. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова. От чего зависит правописание гласных?
  2. Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне слова.
  3. Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне слова.

(СЛАЙД 11) Проверьте себя

      1. предполагали                               2. задержались  (держится)                       3. дороги

    поросли                                             полдень (день)                                          камышом

    растительности                                на плоту (плот)                                         к песку

    расположились                                пекло (печь)

   заросшего                                         озеро (озёра)

   загорелые                                         зеркало (зеркальный)

   прикоснуться                                   вечерняя (вечер)

   блестело                                           домой (дом)

   догорала              

(СЛАЙД 12) Мы отправляемся на станцию «Игровая». Игра с буквами и словами. Надо отгадать слова, в которых нет никаких гласных, кроме «о». (На карточке, индивидуально). (На доске записать)

1 .

О

О

О

О

О

О

  1. Беспорядочный шум.
  2. Хищная птица.
  3. Крупный населенный пункт.

2.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

  1. Продукт, из которого изготавливают  масло.
  2. Столярный инструмент.
  3. Драгоценный металл.

3.

О

О

О

О

О

О

О

О

  1. Лиственное дерево.
  2. Водоем.
  3. Съедобный герой русской народной сказки.

Ответы.

1. Гомон, сокол, город.

2. Молоко, долото, золото.

3. Тополь, болото, колобок.

- Мы попали на станцию «Сообразительная». (СЛАЙД 13). Поиграем с вами в игру «Орфолото»

Игроки получают по одной карточке и вписывают слова под диктовку. Выигрывает тот, кто правильно распределил слова и не допустил ошибок в их написании.

-гор- / -гар-

     -кос- / -кас-

-раст- / -рос-

-мер- /-мир-

-пир- / -пер-

     -кос- / -кас-

-лож- / -лаг-

-гор- /-гар-

-лож- / -лаг-

     -пир- / -пер-

-гор- / -гар-

-стел- /-стил-

Подкоситься, загорать, растащить, касательная, скачок, прикосновение, наслаждение, уклониться, утварь, искоса, отрасль, мерный, изложение, расстилается, перила, запирательство, горбыль, горевать.

V. Рефлексия деятельности.

- (СЛАЙД 14) Итак, наше путешествие подошло к концу. Рюкзак знаний наполнился новыми знаниями. Какими?

- Как различить написание букв а-о в корне –гар – –гор –?

 VI. Домашнее задание: § 37 (выучить правило), упражнение №190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные:         -  продолжить фор...

Разработка урока с мультимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Чередование гласных е –и в корнях

Урок по русскомй языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Разработка урока русского языка по теме "Чередование корней кос-кас"

Методические рекомендации к проведению урока с чередованием корней...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....