Конспект урока русского языка. Корни с чередованием е-и
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Разработка урока в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_lemeshevoy_s.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе Ч
Разработка учителя русского языка и литературы Лемешевой С.С.
Тема урока: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Цели:
1)развивающие:
-развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать навыки самоконтроля;
2) образовательные:
-продолжать отработку правила выбора верной буквы в корнях с чередованием;
-закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, групповых, индивидуальных и самостоятельных заданий;
3) воспитывающие:
-воспитывать внимательное отношение к слову;
-прививать интерес к русскому языку;
Оборудование : учебник 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л,А. Тростенцовой и др.; тесты, схемы, карточки.
Ход урока
I. 1)Орг. Момент
Слово учителя
Доброе утро, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Садитесь, пожалуйста.
Давайте откроем тетради. Отступим 2 строчки от предыдущей работы и запишем сегодняшнее число:
Сегодня Пятнадцатое апреля
Классная работа
2) Актуализация знаний
Прежде чем записать тему урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
О чередовании каких букв в корне? (О чередовании букв Е-И).
От чего зависит выбор той или иной буквы? От наличия суффикса А
(В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс А)
(Сильный ученик формулирует, слабый повторяет.)
II. 3)Основная часть
Мы вспомнили правило, а теперь обратите внимание, что у вас на партах лежат карточки. На одной из них написана буква е, на другой –и.
Сейчас я буду называть слово, а вы, подумав какую букву нужно вставить в корне, будете поднимать нужную карточку. Обратите внимание! У кого-то из вас лежит карточка с буквой И, у других- Е!
Итак, начнем: первое слово разберем вместе.
Заблестели( корень блест в корне -е, т.к за ним нет суффикса А, поднимаю карточку с буквой Е).
А теперь сами:
Взбираемся, замереть, зажигать, расстилается, опирается, запереть, натирать, постелить, протереть, прибирать, задирает, избиратель. собирают, выжигать, запер, заблестело.
Молодцы!
Давайте попробуем перечислить корни с чередованием Е-И. Чтобы вам было легче, обратите внимание на схемы, которые я для вас приготовила. Их нужно будет вклеить в тетради справочники. (Схемы у детей на столах). Я попрошу вас дома вклеить эти схемы в наши тетради справочники.
Как мы видим, чередование букв е-и довольно частое явление.
4) Выборочный диктант
- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1уровень: выписать слова, указать условия выбора верной буквы;
2уровень: выписать слова, указать условия выбора верной буквы, произвести морфемный разбор слов
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Учащиеся слушают и выписывают слова.
Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. (1 ученик у доски).
Проверка. Проговариваем правило.
5) «Кто больше?» (с данными на доске словами составить словосочетания).
1 уровень: составить словосочетания;
2 уровень: составить словосочетания, найти главное и зависимое слово, указать средства связи слов;
6) Повторение
Вспомним, какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
(Синтаксис)
Что еще кроме сл/соч изучает синтаксис?(Предложение, текст и правила их построения.
Какие разделы науки о языке мы с вами еще знаем? ( Фонетика. Морфемика. Лексика. Орфоэпия и т.д) Молодцы.
В упражнениях учебника мы постоянно сталкиваемся с цифрами 1,2,3,4,5. Что они обозначают? (виды разбора).
Давайте вспомним один из видов разбора. (На доске заранее записано предложение : Пчелы соберут мед и улетят в улей. )
Над ним цифра 4. Что это значит? Синтаксический разбор.
1 уровень: найти грамматическую основу и второстепенные члены;
2 уровень: сделать полный синтаксический разбор, выписать словосочетания, указать падеж существительных;
Выполним у доски и в тетрадях. Найдем в предложении слово, в котором есть орфограмма, о которой мы говорим сегодня и сделаем его морфемный разбор. (Соберут).
7) Магический квадрат.( подпишите листочки) проверочная работа в игровой форме.
У уч-ся карточки с квадратами. Под диктовку учителя в каждую клеточку квадрата учащиеся вписывают только корневую гласную букву И и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.
Слова для квадрата:
1.Выдирать, 2.приберу, 3.отпереть, 4.вытер, 5.натирать.
6.Расстилает, 7.блестящий, 8.зажечь, 9.зажигательный, 10.отмирают.
11.Блистательный, 12.заблестеть, 13.выжигать, 14.взберёшься,15. взбираться.
16.Продираешься, 17.отпираешь, 18.расстелю,19. выжег, 20.стираем.
21.Отдирает, 22.натереть, 23разберёшься, 24.уберёт, 25.выпирает.
8)Развиваем речь. Составление памятки
Ваша мама попросила вас научить младшего брата или сестру правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:
Вымыв руки перед едой , вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Набор глаголов с чередующимися корнями:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, задирать, растирать.
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.
III. Подведение итогов урока
О чем говорили? Что запомнили?
IV. Инструкции по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: выполнить тест
V. Выставление отметок.
Приложение1. Карточки
е | и |
Приложение 2. Магический квадрат
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11 | 12 | 13 | 14. | 15. |
16. | 17 | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
Приложение 3. Таблица
И - Е в корнях с чередованием
И перед суффиксом -а- | Е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Но: сочетать, сочетание |
Приложение 4. Домашнее задание. 1уровень : выполнить тест;
2 уровень : Написать сочинение-миниатюру «Немного о хороших манерах»(используя глаголы с чередованием в корне)
Тест по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне. Буквы Е-И в корнях с чередованием»
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) раст...рание красок
2) зап...рать кабинет
3) зам...реть от страха
4) изб...рательный бюллетень
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) подб...решь литературу
2) выж...гание по дереву
3) разд...рать добычу
4) нап...рать на мост
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) приж...гать йодом
2) подт...рать пол
3) отм...рающие обычаи
4) прид...рется к неточностям
9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
1) предпоч...тает знать правду
2) пробл...ски
3) предприн...матель
4) нач...нает ходить
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) поб...рушка
2) зан...маться
3) соб...рет сведения
4) напом...нать о сроках
Список источников информации:
- Г.А. Богданова. Урок русского языка в 5 классе.-М.:Просвещение, 2013
- И.И. Постникова и др,. Просто и занимательно о русском языке- М.: Просвещение, 2007
- http://www.saharina.ru/
- http://www.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку русского языка "Корни с чередованием раст- ращ- рос-"
Данный материал содержит материал для проведения урока в 5 классе на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О ". В работе представлены разнообразные задания по теме....
Конспект урока русского языка по теме "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-.
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-...