Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_tdm.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: « Корни с чередованием букв е - и ».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Автор: Бобина Л.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №22» г. Ухты, Республики Коми
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования Е-И в корнях слов
Оборудование:
Ход урока:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается положительный эмоциональный фон. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Посмотрите на доску, перед вами графические изображения (корень, приставка, суффикс, окончание), расшифруйте их. - Какая из этих морфем самая значимая? (корень) -Почему? - Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили? (ответы учащихся)
- А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы: Хр…нить, зар…стают, предл…жить, св…той, выр…с, с…мья - На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы. Пробное действие - Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами ( соб..рать – соб…ру, отп…рать - отп…реть).(устные ответы учащихся) ( пришли к выводу, что в некоторых словах пишется Е, в некоторых – И. -А почему? Попробуем объяснить.(подбирают проверочные слова - не получается)
| Познавательные: анализировать, классифицировать, сравнивать, строить логические рассуждения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Выявление места и причины затруднения. | -Какое задание мы выполняли? ( Вставляли пропущенные буквы, пользуясь правилом.) -Где возникла трудность при выполнении задания? ( В корне слова мы не можем определить,какая пишется буква.) - Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы проверить правописание буквы в корне) | Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные: осуществлять констатирующий и контроль по результату и по способу действия; Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Какую цель мы поставим перед собой на уроке ( научиться правильно писать слова с корнями е–и) -Сформулируйте тему урока. -Как мы это мы будем решать? ( вывести правило, с помощью которого мы сможем выбрать правильную букву в корне, научиться им пользоваться) - Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.) - Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.) | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации; целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения. |
5. Реализация построенного проекта. | Итак, давайте установим закономерность. - Посмотрите на доску (слайд презентации), перед нами записаны слова, прочитайте слова правого и левого столбика. разбирать разберу опираться опереться задирать задеру вытирать вытереть замирать замереть блистать блестеть расстилать расстелить - Что общего вы заметили в корнях? - Как называются подобные корни? - Заметили ли вы, от чего зависит выбор буквы в чередующихся корнях? - Сделайте вывод (формулируют правило) - Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило? (сравнение своей формулировки с формулировкой учебника) -Давайте составим алгоритм, который мы будем применять при выборе букв е–и в чередующихся корнях. (Учащиеся работают в группах, одна из групп предлагает свой вариант, после согласования на доске фиксируется эталон) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выстраивание логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Регулятивные: умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Используя алгоритм, объясните написание следующих слов (задание №1, приложение) Работа в парах. | Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само | Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточке с самопроверкой по эталону. ( задание №2, приложение) | Познавательные: умение находить нужную информацию Регулятивные: умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Личностные: способность самооценки своих действий, готовность к самообразованию |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - Ребята, где вы будете применять новые знания? - Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.) - Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.) 1.Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый – с чередующимися гласными в корне (задание №3, приложение) 2.Работа по тексту. - Предложите задания к данному тексту. - Составьте и выполните задание на применение нового правила.(задание №4, приложение) | Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива , готовность и способность к выполнению норм и обязанностей ученика; Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; осуществлять сравнение, классификацию; |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | -Какую проблему мы решали на уроке? Как её решили? -Чему научились на уроке? Что следует доработать? -Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? | Познавательные: рефлексия способов и условий действия Личностные: самооценка, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения Регулятивные: соотносить цели и результаты деятельности |
10.Домашнее задание | На выбор: 1.Упр.599(учебник) 2. Напишите сочинение на тему «Семейная реликвия», используя слова с орфограммой «Корни с чередованием букв е - и ». |
Приложение
Задание №1
Используя алгоритм, объясните написание следующих слов.
Зам…реть, отп…рать, зам…рать, раст….реть, бл…стеть, заст…лать, соб….рать, зап…реть, расст…лить.
Задание №2
Спишите слова, распределяя по графам таблицы
Слова с чередованием гласных в корне | |
За корнем следует суффикс – а - | За корнем нет суффикса -а- |
Уб…рать квартиру, выт…реть посуду, пост…лить скатерть, зам…р от ужаса, прот…рать глаза, ст…рать запись, отд…ру обои, подп…реть дверь.
Задание №3
Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый - с чередующимися гласными в корне.
1.Всё в природе зам…рло и погрузилось в дремотное состояние.2.Справа до самого горизонта расст…лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3.Скоро гости к нам соб…рутся. Сколько гнёзд понавьют, посм…три.4. После обеда Олечка ун…сла альбом к себе и зап…рла его в стол.5.Тук-тук взл…тел на толстую высокую липу, громко цыкнул и ловко поб…жал к вершине дерева.
Глаголы с проверяемыми безударными гласными в корне | Глаголы с чередующимися гласными в корне |
Задание №4
1. Предложите задания к данному тексту.
2.Составьте и выполните задание на применение нового правила.
О, это был знаменитый портфель! Его берегли как самую дорогую вещь в доме. И хотя дедушка давно умер, портфель каждый год тщательно протирали и проверяли все его шесть отделений, словно там могло что-то остаться от того легендарного времени, когда жил дедушка.
(по С.Наумову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Комментарии
Урок русского языка в 5 классе.
Любовь Юрьевна,у Вас очень интересный материал. Обязательно им воспользуюсь на свои уроках. Огромное спасибо!
Спасибо за комментарий
Спасибо за комментарий!Старалась построить урок с позиций системно-деятельностного подхода.Буду рада, если мои материалы пригодятся.