Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бобина Любовь Юрьевна

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_tdm.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс:  5

Тема урока: « Корни с чередованием  букв е - и ».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Автор: Бобина Л.Ю.,  учитель  русского языка и литературы МОУ «СОШ №22» г. Ухты, Республики Коми

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования Е-И в корнях  слов

Оборудование:

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование  УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается

положительный эмоциональный фон.

2. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску, перед вами графические изображения (корень, приставка, суффикс, окончание), расшифруйте их.

- Какая из этих морфем самая значимая? (корень)

-Почему?

- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили? (ответы учащихся)

 

- А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:

Хр…нить, зар…стают, предл…жить, св…той, выр…с, с…мья

- На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы.

Пробное действие

- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами

( соб..рать – соб…ру, отп…рать - отп…реть).(устные ответы учащихся) ( пришли к выводу, что в некоторых словах пишется  Е, в некоторых – И.

-А почему? Попробуем объяснить.(подбирают  проверочные слова -  не получается)

 

Познавательные: анализировать, классифицировать, сравнивать, строить логические рассуждения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция  в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание мы выполняли? ( Вставляли пропущенные буквы, пользуясь правилом.)

-Где возникла трудность при выполнении задания? ( В корне слова мы не можем определить,какая пишется буква.)

- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы проверить правописание буквы в корне)

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и контроль по результату и по способу действия;

Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке

( научиться правильно писать слова с корнями  е–и)

-Сформулируйте тему урока.

-Как мы это мы будем решать? ( вывести правило, с помощью которого мы сможем  выбрать правильную букву в корне, научиться им пользоваться)

- Итак, когда выводите новое правило,  на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)

- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)

Познавательные: самостоятельное создание способа решения  проблемы, осуществление выбора  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации; целеполагание,  включая постановку новых целей, преобразование практической задачи  в познавательную;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения.

5. Реализация построенного проекта.

Итак, давайте установим закономерность.

- Посмотрите на доску (слайд презентации), перед нами записаны слова, прочитайте слова правого и левого столбика.

разбирать         разберу

опираться         опереться

задирать           задеру

вытирать          вытереть

замирать           замереть

блистать           блестеть

расстилать       расстелить

- Что общего вы заметили в корнях?

- Как называются подобные корни?

- Заметили ли вы, от чего зависит выбор буквы в чередующихся корнях?

- Сделайте вывод (формулируют правило)

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило? (сравнение своей формулировки  с формулировкой учебника)

-Давайте составим алгоритм, который мы будем применять  при выборе букв е–и в чередующихся корнях. (Учащиеся работают в группах,  одна из групп предлагает свой вариант, после согласования на доске фиксируется эталон)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выстраивание  логического  рассуждения, включающего  установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

 Регулятивные: умение  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов (задание №1, приложение)

 Работа в парах.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли  в устной и письменной форме, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточке с самопроверкой по эталону.

( задание №2, приложение)

Познавательные: умение находить нужную информацию

Регулятивные:  умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные: способность самооценки своих действий, готовность к самообразованию

8. Включение в систему знаний и повторение.

 - Ребята, где вы будете применять новые знания?

- Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

1.Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик  - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый – с чередующимися гласными в корне (задание №3, приложение)

2.Работа по  тексту.

- Предложите задания к данному  тексту.

- Составьте и выполните задание на применение нового правила.(задание №4, приложение)

Личностные:  устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива , готовность и способность к выполнению норм и обязанностей ученика;

Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; осуществлять сравнение, классификацию;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую проблему мы решали на уроке? Как её решили?

-Чему научились на уроке? Что следует доработать?

-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Личностные: самооценка, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные: соотносить цели и результаты деятельности

10.Домашнее задание

На выбор:

1.Упр.599(учебник)

2. Напишите сочинение  на тему «Семейная реликвия», используя слова с  орфограммой  «Корни с чередованием  букв е - и ».

 Приложение

Задание №1

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов.

Зам…реть, отп…рать, зам…рать, раст….реть, бл…стеть, заст…лать, соб….рать, зап…реть, расст…лить.

Задание №2

Спишите слова, распределяя по графам таблицы

Слова с чередованием гласных в корне

За корнем следует суффикс – а -

За корнем нет суффикса  -а-

 

Уб…рать квартиру, выт…реть посуду, пост…лить скатерть, зам…р от ужаса, прот…рать глаза, ст…рать запись, отд…ру обои, подп…реть дверь.

Задание №3

  Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик  - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый  - с чередующимися гласными в корне.

1.Всё в природе зам…рло и погрузилось в дремотное состояние.2.Справа до самого горизонта расст…лалась зыбкая холмистая  пустыня океанской воды. 3.Скоро гости к нам соб…рутся. Сколько гнёзд понавьют, посм…три.4. После обеда Олечка ун…сла альбом к себе и зап…рла его в стол.5.Тук-тук взл…тел  на толстую высокую липу, громко цыкнул и ловко поб…жал к вершине дерева.

Глаголы  с проверяемыми безударными гласными в корне

Глаголы  с  чередующимися гласными в корне

Задание №4

 1. Предложите задания к данному  тексту.

 2.Составьте и выполните задание на применение нового правила.

   О, это был знаменитый портфель! Его берегли как самую  дорогую вещь в доме. И хотя дедушка давно умер, портфель каждый год тщательно протирали и проверяли все его шесть отделений, словно там могло что-то остаться от того легендарного времени, когда жил дедушка.

                                                                                   (по С.Наумову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...


 

Комментарии

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Любовь Юрьевна,у Вас очень интересный материал. Обязательно им воспользуюсь на свои уроках. Огромное спасибо!

Бобина Любовь Юрьевна

Спасибо за комментарий!Старалась построить урок с позиций системно-деятельностного подхода.Буду рада, если мои материалы пригодятся.