Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мынова Марина Аркадьевна

Разработка урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mynovoy.docx230.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

                                                        Выполнил: слушатель программы

                                        ДПО повышения квалификации    

                                                          по проблеме  «Особенности преподавания

                                   русского языка и литературы

                                                     в общеобразовательных организациях с

                                                           русским языком обучения»

                                                          Мынова М.А., учитель русского языка

                                                           и литературы МБОУ «Шешминская ООШ»

                                                           Черемшанского муниципального района

                                                          «Проектная работа допущена к защите»

                                                           Руководитель проектной работы

                                                           профессор Скиргайло Т.О.

                                                           «______»_____________ 2017

Казань, 2017 год

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тема: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Содержательная:

- формирование знания об именах собственных и нарицательных;

Деятельностная:

-формирование способностей к новому способу действий – использование наблюдения, работа с алгоритмом, работа с учебником.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик научится формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:  ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, графически обозначать условия выбора верных написаний в тексте.

- ученик получит возможность научиться находить в текстах имена существительные собственные и нарицательные и использовать их в своей речи.

Метапредметные УУД: 

- регулятивные: ученик научится организовывать свою деятельность;    ученик получит возможность самостоятельно ставить цели на уроке, управлять своим поведением, осуществлять контроль и самоконтроль выполненной работы.

        -познавательные: ученик научится извлекать информацию, представлять информацию в виде алгоритма;

- ученик получит возможность научиться проводить наблюдения под руководством учителя и давать определения понятию.

 - коммуникативные: ученик научится аргументировать свою точку зрения и формулировать собственное мнение;

- ученик получит возможность понимать других, делать обобщение, осуществлять взаимоконтроль.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Учитель. Вы хотите включиться в урок?

Ученик. Да.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Тогда проверим домашнее задание.  Те, кто работал на карточках, проверяют по эталону, которые лежат на партах. Те, кто выполнял упр.140, проверяют по эталону, который проецируется на доске. Те, кто выполнял задание для «умников» и «умниц», подходят проверять ко мне.

1 задание. Распределительный диктант: записать, распределяя существительные одушевленные и неодушевленные на два столбика.

Мороз, снег, дети, мальчики, девочки, сугроб, иней, взрослые, Маша, Коля, звери, медведь, гусеница, река, гора, село.

Эталон № 1 к заданию 1

дети

мальчики

девочки

взрослые

Маша

Коля

звери

медведь

гусеница

мороз

снег

сугроб

иней

река

гора

село

2задание. Упр.140. Запишите существительные в винительном падеже множественного числа. Определите, с формой какого падежа (именительного или родительного) совпадает форма каждого из данных существительных. Укажите, какие из них являются одушевленными, а какие- неодушевленными.

Учитель. Проверьте работу  по эталону.

Эталон к упр. 140

В.п.

В.П.=И.П.

В.П.=Р.П.

Группы, отряды, коллективы, роботов, снеговиков, матрешек, раков, рыб, микробов, бактерий

Группы, отряды, коллективы

Неодушевленные

Роботов, снеговиков, матрешек, раков, рыб, микробов, бактерий

Одушевленные

3 задание:  Сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Примерный эталон к заданию 3.

 Жили-были в Грамматическом Королевстве два вопроса: Кто и Что. Жили дружно, выполняли одну и ту же работу. Но вот однажды вопрос Что подумал: «Зачем мне помощник?» И сказал приятелю:

- Знаешь, Кто, уходи-ка ты отсюда! Я и один справлюсь с нашей работой.

Обиделся вопрос Кто и ушел. Начались тогда в Грамматическом Королевстве неприятности: исчезли куда-то все существительные, обозначающие людей и всякую живность. Пусто и грустно стало без них. Ни птицы не поют, ни кошки не мяукают, ни собаки не лают, даже кузнечики не стрекочут.

Собрались тогда неодушевленные существительные, отвечающие на вопрос Что, и стали думать, как отыскать пропавших? Думали-думали, ничего не придумали.

Тут подошел к ним вопрос Что, повесил голову, опустил глаза и признался:

- Ах-ах-ах... Это я во всем виноват... Думал, один справлюсь со всеми существительными. Но был не прав. Не откликаются на меня одушевленные существительные. Чтобы их вызвать, нужен вопрос Кто.

Пошел он к вопросу Кто, повинился перед ним и попросил вернуться. Кто не стал долго обижаться, охотно помирился с приятелем и быстро созвал всех пропавших, обозначающих людей и животных. Все вокруг ожило.

С тех пор Что и Кто больше никогда не ссорились.

Учитель. Кто выполнял 1 задание, поднимите руки? Какие испытывали затруднения?

Ученик. Были ошибки при определении одушевленных существительных. Я записал слово «звери» во 2-ой столбик.

Учитель. Почему?

 Ученик: Был невнимателен.

Учитель. Кто выполнял упр.140 и справился без ошибок? Поднимите руки. А какие трудности испытывали те, кто ошибся?

Ученик. Когда ставили имена существительные в Вин. падеже мн. числа. Вместо слова «матрешек» я записал «матрешки».

Учитель. Ребята, два ученика сочинили лингвистическую сказку. Я хочу прочитать сказку Ивановой Кати, она получилась интереснее. Послушайте. А над сказкой Петрова Васи еще нужно поработать. Ее мы прочитаем на следующем уроке. Вася, ты согласен?

Ученик. Да, мне нужно придумать концовку сказки.

Учитель. На каком уровне выполнили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном.

Учитель. Почему?

Ученик. В наших работах еще присутствуют ошибки.

Учитель. Перед вами лежат листы самооценки.  Оцените свою работу на данном этапе урока. И не забывайте оценивать свою работу на каждом этапе, выбрав в нужной строке знак «+».

Лист самооценки

Оценочный лист ученика 5 класса (Ф.И.)____________________

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

Этапы урока

оценка

1

Проверка домашнего задания

2

Работа с алгоритмом

3

Фронтальная работа. Карточка №1

4

Работа в группах. Карточка №2.

5

Работа в парах. Упр.152.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Карточка №3.

7

Включение в систему знаний и повторение.

Упр.153.

8

9

Итоговая оценка за урок

3.Этап выявления места и причины затруднений. 

Учитель. Сошлись однажды в яростном споре Цыганков и Ростов. Раньше они учебу бесполезным делом считали. А тут остановиться не могут. Первый кричит: «Орел –имя собственное, это город такой!»  «Нет, орел – это нарицательное существительное, это название хищной птицы!» -не уступает второй.

Учитель. Так кто же из ребят прав в этом споре?

Ученик. Я думаю, что второй не прав, так как птица – это тоже название. А значит это тоже имя собственное. 

Учитель.  Давайте докажем, чья гипотеза правильна. К какой части речи относятся названные слова?

Ученик. К именам существительным.

Учитель. В чем заключаются затруднения?

Ученик. Отсутствуют знания об именах существительных собственных и нарицательных.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Нужно научиться различать  и правильно писать имена собственные и нарицательные.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 

Учитель. Какова цель нашей работы?

Ученик. Узнать, определить в каких случаях существительное  «орел» является именем собственным, а в каких – нарицательным.

Учитель. Сформулируйте тему урока.

Ученик Имена существительные собственные и нарицательные.

 Учитель. Ребята, какой метод работы мы выберем для решения проблемы?

Ученик. Мы будем наблюдать, сопоставлять, делать выводы, работать с учебником.

 5.Этап реализации построенного проекта.

Учитель. Обратите внимание на слова, записанные на доске.

На доске записаны слова:

роза

Москва

Волга

конфета «Белочка»

ромашка

Казань

Кама

завод «Слава»

сирень

Самара

Обь

газета «Вести»

дуб

Михайловское

Атлантический

кафе «Сказка»

Учитель. Какие наблюдения вы провели?

Ученик. Во всех четырех столбиках имена существительные в ед. числе.

В 1 столбике имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, они обозначают растения.

Ученик. Во 2 столбике имена собственные, обозначающие населенные пункты. Они пишутся с заглавной буквы.

Ученик. В 3 столбике имена собственные, которые обозначают название рек, океанов. Они тоже пишутся с заглавной буквы.

Ученик. В 4 столбике имена собственные, обозначающие названия конфет, заводов, газет, кафе. Они пишутся с заглавной буквы.

Ученик. Я заметил деталь, если это название газет, заводов, конфет, кафе, то эти существительные выделяются кавычками.

Учитель. Прочитайте параграф 20и скажите, правильно ли вы сделали.

Ученик. Правильно.

Учитель. Теперь мы сможем объяснить гипотезу, которую первоначально не могли объяснить?

Ученик. Да, можем. Только существительные 1-го столбика изменяются по числам и называют однородные предметы. А значит орел – это имя нарицательное и пишется с маленькой буквы.  

Учитель. Какой вывод мы можем сделать?

Ученик.   Мы выяснили и можем опровергнуть гипотезу, о которой говорили в начале урока. В споре правы оба: данное слово может быть и собственным, если обозначает название города, и нарицательным, если оно является названием птицы.

Учитель. Зависит ли правописание слова от того. Является он собственным или нарицательным.

Ученик. Да, название города следует написать с заглавной буквы, а название птицы – со строчной.

Учитель: Сверим наши предположения с материалом учебника и сделаем вывод: « В чем разница?». Откройте учебники на странице 102 и прочитайте правило. Объединитесь в группы и составьте алгоритм. Учитель. Для чего он нужен?
Ученик: Чтобы правильно выбрать правописание имен собственных.

Учитель. Какой алгоритм у вас получился?

Ученик. Наша группа составила такой алгоритм.

C:\Users\N7\Desktop\image029.jpg

Учитель. Все согласны с таким алгоритмом? Можем ли мы его использовать в своей работе?

Ученик. Да, можем.

Учитель. Сможете ли вы объяснить ошибки, которые вызвали затруднения в начале урока.

Ученик. Слово орел - это имя нарицательное, т.к. называет однородные предметы.  

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Какой следующий шаг нашей деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания.

Учитель. Тогда поработайте с карточкой №1. Раскройте скобки и выберите верные написания. В каких случаях необходимо поставить  кавычки?

Карточка №1.

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич,  завод (С,с)лава, громкая (С,с)лава,   дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.

Ученик. Страна Россия  пишу с заглавной буквы, т.к. это имя собственное, обозначающее географическое название.

Ученик. Теплоход «Россия» заключаю в кавычки, т.к. это имя собственное, обозначает название теплохода

Ученик. Автомобиль «Москвич» заключаю в кавычки, т.к. это имя собственное, которое обозначает марку машины.

Ученик. Завод «Слава» заключаю в кавычки, т.к. это имя собственное, обозначает название завода.

Ученик. Громкая слава пишу с маленькой буквы, т.к. это нарицательное.

Ученик. Слава Антонов пишу с заглавной буквы, т.к. это имя собственное, обозначает имя и фамилию.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого задания?

Ученик. Когда сомневались, мы находили выход.

Учитель. Тогда поработайте в группах, выполните задание на карточках. Раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?

  Карточка №2.

Ваня приехал к бабушке (е ,Е)лене (С,с)ергеевне в деревню  (К,к)асьяново. Она угощала внука румяными пирогами и конфетами (б, Б)елочка. (В,в)аня вместе с собакой (п,П)альмой бегал на речку (Л,л)иствянку. Там купался, загорал и читал журналы (ю,Ю)ный натуралист и (С,с)вирелька.

Ученик. Елена Сергеевна пишу с заглавной буквы, т.к. это имя собственное, обозначает имя и отчество.

Ученик. Касьяново пишу с заглавной буквы, т. к. это имя собственное, обозначает название населенного пункта.

Ученик. «Белочка» пишу с заглавной буквы и в кавычках. т.к. это имя собственное, обозначает название конфет.

Ученик. Ваня пишу с заглавной буквы, т.к. это имя собственное, обозначает имя.

Ученик. Пальма пишу с заглавной буквы, т.к. это имя собственное, обозначает кличку животного.

Ученик. Листвянку пишу с заглавной буквы, т. к. это имя собственное, обозначает название реки.

Ученик. «Юный натуралист» и «Свирелька»пишу с заглавной буквы, т. к. это имена собственные, обозначают названия журналов.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Мы в основном справились, потому что использовали алгоритм.

Учитель. Давайте продолжим работу по закреплению и поработаем в парах. Выполните упр.152 на с. 104. Выберите имена собственные и скажите, что они называют.

Ученик. Волга, Лена, Обь, Енисей – это имена собственные. Они обозначают названия рек и поэтому пишутся с заглавной буквы.

Ученик. «Ракета», «Метеор», «Спутник» – это тоже имена собственные. Они обозначают названия теплоходов, поэтому пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки.

Физминутка с мячом.

 Учитель. Я буду вам кидать мяч и называть нарицательное имя, а вы мне его возвращаете, подбирая к нарицательному существительному имя собственное.

 Например:

Город – Петербург

Река – Хопёр

Писатель – Л. Н. Толстой

Книга – «Остров сокровищ»

Океан – Индийский

Фильм – «Три мушкетёра»

Праздник – Новый год

Щенок – Фунтик

Магазин – «Гурман»

Стихотворение – «Няне»

Озеро – Эльтон

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Учитель. Ребята, вы уверены в своих знаниях?

Ученик. Да.

Учитель. Тогда выполните следующее задание.  Найдите пару и исправьте ошибки.

Карточка № 3.

Озеро    Опять двойка

Край      А.С.Пушкин

Писатель   Байкал

Картина     Краснодарский

Поэт          «Л.Н.Толстой»

Учитель. Сверьте по эталону:

Картина «Опять двойка»

Край Краснодарский

Писатель Л.Н. Толстой

Озеро Байкал

Поэт А.С. Пушкин

Учитель. Какие ошибки допустили и как поступить?

Ученик. Слова «Опять двойка» нужно заключать в кавычки, так как это название картины.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Достаточно ли вы закрепили материал?

Ученик. Не совсем, т.к. мал объем применения.

Учитель. Тогда выполните упр.153. 

Эталон к упр153.

Улица Тверская, деревня Александровка, магазин «Одежда», А.С. Пушкин «Сказки», теплоход «Михаил Лермонтов», художественный фильм «Золушка», конфеты «Трюфель».

Учитель. Сверьте с алгоритмом. Какие затруднения испытывали?

Ученик. Все верно.

  • Иван блинов съел много Блинов.
  • Наш шарик поймал воздушный Шарик.
  • Боится Морозов Серёжа Морозов.
  • Хороши Груши в корзине у груши.
  • Коля Арбузов купил шесть Арбузов.
  • Наша поля вернулась с поля.

Сверьте с эталоном:

  • Иван Блинов съел много блинов.
  • Наш Шарик поймал воздушный шарик.
  • Боится морозов Серёжа Морозов.
  • Хороши груши в корзине у Груши.
  • Коля Арбузов купил шесть арбузов.
  • Наша Поля вернулась с поля.

  • Малыш Листик, о котором уже говорилось в этой истории, был очень хороший коротышка. Он жил в Солнечном городе, на Леденцовой улице.
  • После этого профессор Звездочкин громко откашлялся, не спеша вытер платочком нос и принялся делать доклад.
  • Когда-то давно на Луне жили разумные существа, так называемые лунные коротышки, или лунатики.

9.Рефлексия.  

Учитель: Достигли ли вы намеченной цели?

Ученик: Да, но необходимо еще поработать над именами собственными, которые пишутся в кавычках.

Учитель: Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

Домашнее задание:

1.Выполнить упражнение 156.

       2.Работа на карточках.

        1) Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и объясните, почему оно «лишнее».

«Зорька»

зорька

Зорька

шарик

Шарик

Петрушка

«Вымпел»

Большая Медведица

большая медведица

      2) Продолжите ряды слов именами собственными.

       Географические названия: Байкал,…

       Названия исторических событий: Бородинская битва,…

       Названия журналов и газет: «Мурзилка»,…

       Названия телепередач «Новости»,…

      3. Работа с текстом.

Необычные «городские скульптуры», привычные в европейских столицах, в последнее время вошли в моду и в российских городах. Больше всего их в Москве, где есть памятники сырку «Дружба», Ходже Насретдину, пчеле, барону Мюнхгаузену и многие другие. Оспаривает это лидерство Питер, но и провинция не отстает. Забавными монументами отметились Ангарск, установивший памятник сурку, Томск, посвятивший памятник счастью, подмосковное Раменское со статуей Чебурашки и изваявший пельмень Ижевск. В Казани же имеются Водовоз у здания Водоканала, Благотворитель у цирка, Пивовар на территории одного из городских предприятий, ге говоря уже о карете, голубях, лягушках и драконе Зиланте на улице Баумана. Скоро появится еще один «исторический символ» - сизый селезень, которого собираются установить на набережной реки Казанки.

Необычные скульптуры появятся скоро на берегу Волги и Камы в сельских районах Татарстана. Об этом пишут в известном общественно-политическом журнале «Татарстан».

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Найдите в тексте и объясните написание собственных и нарицательных имен существительных.
  3. Заполните таблицу существительными из текста. Объясните, как вы определи их род.

Существительные

Мужского рода

Женского рода

Среднего рода

4*. Как вы думаете, о чем может рассказать ваша фамилия? Попробуйте объяснить ее происхождение. Что вы знаете о своей родословной? Перелистайте страницы вашего семейного альбома вместе с родителями, бабушками и дедушками и расспросите их о своих предках. Обдумайте услышанное и  напишите сочинение на одну из тем: «Моя родословная», «История моей семьи», «По страницам семейного альбома», «История одной фотографии».  

Учитель: Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению.

            Если счастье в твоей поселилось семье,
Ты не думай, что счастливы все на земле,
А старайся почувствовать горе других.
И тогда не спеши проклинать белый свет,
Постарайся почувствовать радость других. (А.Саакян)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

Разработка данного урока содержит цели урока, словарно-орфографическую работу, материалы для наблюдения и закрепления,физкультминутку с привлечением лингвистического материала,  а также дифференц...