Технологическая карта открытого урока "Имена существительные собственные и нарицательные" в 5 классе
план-конспект урока (5 класс)

Технологическая карта открытого урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Учебный предмет: русский язык. 

Тип урока: применения и совершенствования знаний.

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель  урока: повторить и дополнить теоретический материал, касающийся существительных собственных и нарицательных, а также правила написания прописной буквы в именах собственных; развивать навыки, позволяющие быстро отличать собственные и нарицательные имена существительные как в устной, так и в письменной речи.

Задачи:

Обучающие (формирование познавательных УУД) :

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать умение использовать собственные и нарицательные имена существительные в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развитие критического мышления обучающихся;

- развитие внимания обучающихся;

     - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- воспитывать интерес к истории имён собственных, в том числе к истории названий городов, имён и фамилий;

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

 -развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Материалы и необходимое техническое оборудование: учебник, толковый и этимологический словари, справочник по истории имён; ПК, мультимедийный проектор.

           Структура и ход  урока:

 «Собственные и нарицательные имена существительные».

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1

Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности.

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя. Учитель предлагает записать число и вид работы.

Приветствие

учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число.

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Повторение изученного материала

- проверить умение учащихся графически объяснять орфограммы

(Слайд 1) Зашифрованный диктант. –Перед вами картинки, запишите словами то, что на них изображено.

Бабочка(о), петух(о), трамвай(н), книга (н), река(н), Буратино(о).

Ученики записывают под диктовку слова, выделяя орфограммы.

5 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

Актуализация знаний

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

(Слайд 4) Историческая справка. Нарицательные от старосл. «нарицати» - называть.

Собственные от старосл. «собьство» - «свое», «личное», «себе принадлежащее».

В мире великое множество разнообразных предметов. Огромное количество животных, книг, рек, озёр, городов, людей. О любой книге мы можем сказать: это книга. О любой кошке или собаке: это кошка, а это собака. Таким образом, мы постоянно применяем в своей речи имена существительные, называющие предметы в совокупности, не уточняющие и не выделяющие их. Ведь, сказав, что это кошка, мы не уточнили ни чья она, ни как выглядит, ни как её зовут. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Записывают в тетрадь слова.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся формулируют тему урока.

5 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные (поиск и выделение необходимой информации), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование)

3

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно  дать определение, собственных и нарицательных имён существительных, затем сопоставить с определением из учебника  ( параграф 91).

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника.

2 мин.

Коммуникативные, познавательные  (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов), регулятивные (планирование своей деятельности) УУД

4

Целепола-гание и мотивиро-вание

Распределительный диктант. Проверь себя.

- Какова тема текста?

- Что означает каждое имя собственное по отдельности и в совокупности?

- Назовите нарицательные имена существительные?

Учащиеся ставят цели урока:

научиться отличать собственные и нарицательные имена существительные;

усвоить правила написания прописной буквы в именах собственных.

6 мин

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог), регулятивные (постановка цели учебной задачи) УУД

5.

Первичное закрепление

- фиксация знаний.

Работа с книгой. –Откройте 56 страницу. Прочитайте правило о собственных и нарицательных именах существительных.

Ученики распределят слова по группам.

5 мин.

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение (при необходимости), познавательные (рефлексия способов и условий действия,

анализ и синтез объектов), регулятивные ( планирование своей деятельности для решения поставленной задачи) УУД

6.

Контроль знаний                                                                                                                                                                                                                                                            

 Учитель зачитывает слова.

Имена сказочных героев

Географические названия

Имена, фамилии, отчества

Оставшиеся слова

ЗАДАНИЕ  1: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные

Учитель корректирует  деятельность учеников.

 Коллективная проверка работы.

 ЗАДАНИЕ  2: Составление и запись предложения с любыми из этих словосочетаний.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам.

5мин.

Регулятивные (оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности)

7.

Применение нового знания в нестандарт-ной ситуации

Изучение нового материала. (с.56, правило).

Ученики читают правило в учебники, добавляют новые знания к изученному правилу.

5 мин.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации), регулятивные  (решение поставленной задачи) УУД

9.

Домашнее задание

Учитель диктует домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание (дифференцированное)  (на слайде): 1. Стра 54 упр 495, выучить теоретический материал п.91; стр 53 упр 490; п. 91, выписать из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» 7 имен существительных собственных, 7- нарицательных.

Учащиеся записывают домашнее задание .

2 мин.

Познавательные, регулятивные  УУД

10

Подведение итогов

Учитель подводит итог.

- Что изучали сегодня на уроке?

 - Чему научились?  

- Что понравилось?

-Спасибо за урок! Молодцы!

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

3 мин.

Коммуникативные, (умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение), познавательные (построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия), регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока ) УУД

11

Оценивание

Учитель оценивает работу  учащихся по 5-балльной шкале.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

1 мин.

Коммуникативные, регулятивные (оценка своей деятельности в рамках урока)                                                                           УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

Конспект и технологическая карта открытого урока английского языка в 6 классе по теме Family в соответствии с требованиями ФГОС (УМК Комаровой Ю. А.)

Данный урок 5-й в разделе «Meet my family». Урок  разработан с учетом того, что обучающимся уже знакомы лексические единицы по теме. Данный урок построен таким образом, чтобы обучающиеся продемон...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"( в соответствии с ФГОС). Технология деятельностного метода

Урок "открытия нового знания"составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: системно-деятельностного подхода ,игровые,здоровьесберегающие ....

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Технологическая карта открытого урока английского языка в 5 классе на тему "Мой дом - моя крепость" (УМК "Spotlight - 5")

Технологическая карта открытого урока английского языка на тему "Мой дом - моя крепость" построена в рамках учебного курса "Spotlight - 5" (Авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс). Так...