Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Урок выстроен на краеведческом материале Волгограда и Волгоградской области, подкреплён электронной презентацией. Особенное внимание уделяется речевой работе, так как данный урок проводился в условиях коррекционной школы V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: изучение нового материала
Урок построен в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием краеведческого материала.
Цели:
1. Образовательные:
– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительных нарицательных и собственных (без применения данных терминов);
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Коррекционно-развивающие:
– развивать чёткость, выразительность речи учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные:
– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.
Технологическая карта урока
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
Решение логической задачи Формулирование темы и целей урока Речевая работа с терминами «Мозговой штурм» | Маркировка текста правила Приём «Верно ли» Составление кластеров по правилу (групповая работа) Презентация кластеров Физкультминутка с мячом Выполнение упражнения Самопроверка Составление синквейна Тест | Воспроизведение кластеров Дальнейшее целеполагание Комментарии отметок |
Оборудование: компьютер, доска, магнитная доска, ватманы (2 шт.), маркеры, клей, иллюстрации, учебники, распечатки заданий, электронная презентация.
Ход урока
- Вызов (актуализация)
На слайде №1 задание:
Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая
река, Волгоград, Волга, Сталинград
Платов, война, Бородино, Кутузов
- Назовите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Правильный ответ – слайд №2.
- Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. (Имена существительные собственные и нарицательные.) Запись числа и темы в тетрадь. Слайд №3.
Речевая работа с терминами « собственный», «нарицательный». Слайд №4
Дети слушают сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении терминов собственный и нарицательный. Слово «собственный» происходит от
старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Слайд №5
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть. Слайд №6, 7.
Формулируем цели урока: с чем должны познакомиться, чему научиться?
Объявление целей. Слайд №8.
«Мозговой штурм»
- Что вы знаете об именах собственных?
- Об именах нарицательных?
- Чем они отличаются друг от друга?
Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.
- Стадия осмысления (объяснение нового материала).
Маркировка текста правила (Каждому предоставляется распечатка правила.) Слайд №9.
Имена существительные собственные и нарицательные
В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.
Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.
Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.
К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?» Слайд №10.
- Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да)
- Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)
- Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет.) (Ребята подтверждают ответы текстом правила.)
Групповая работа.
Составление кластеров.
1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает.
1 группа
Ключевые слова: имя собственное, единичный предмет. Иллюстрации с изображением, например, котёнка Гав, собаки Каштанки, портрета Пугачёва, реки Волги, Мамаева Кургана, президента В. В. Путина и др. Каждая иллюстрация или фотография подписана только именем собственным.
2 группа
Ключевые слова: имя нарицательное, однородные предметы. Иллюстрации с изображением горы, реки, ребенка, собаки и т. д. (абстрактные предметы) не подписаны.
Презентации кластеров
Обсуждение, анализ.
Физминутка с мячом: учитель называет существительное нарицательное и бросает мяч ученику, ученик подбирает к нарицательному существительному собственное и возвращает мяч учителю. Например:
Город – Петербург
Река – Хопёр
Писатель – Л. Н. Толстой
Книга – «Остров сокровищ»
Океан – Индийский
Фильм – «Три мушкетёра»
Праздник – Новый год
Щенок – Фунтик
Магазин – «Гурман»
Стихотворение – «Няне»
Озеро – Эльтон
Выполнение упражнения. Заполнение текста с пропусками.
Текст с пропусками отражён на интерактивной доске или написан на обычной доске. Каждому ученику предоставляются «Материалы для справок» с необходимыми для воспроизведения полного текста словами. Задание можно выполнять по цепочке с комментариями действий. В этом случае у доски работает учитель. Или же каждый ученик выходит к доске и вписывает необходимое слово в текст под контролем учителя. Первая часть текста выполняется в классе, вторая часть – дома.
Царицын – Сталинград – Волгоград
1. Город …………… был основан как крепость в 1589 году в междуречье …………. и ………… . Свое имя город получил от речки ………… . Под защиту крепости становились суда ………….., …………….., ……….. . История повествует о многих событиях ……………. ……………… : восстания ……………, ……………., …………… . В 1722 году город посетил ……….. I и подарил его своей супруге ………………. I.
2. Город стал привлекать внимание предпринимателей. В 1862 г. вступила в строй …………....................... железная дорога, а в 1880 г. – нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «…………….».
В 1925 году …………….. был переименован в……………… . Были построены ……………………. тракторный завод, ……………, завод «……………… ……………». Но все оборвало нападение фашистской ………………… на нашу ……………… в 1941 году. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны - ………………………………., ставшая её переломным этапом.
В 1961 году город-герой ………………..был переименован в ……………….. .
Материалы для справок. Слайд №11.
Город Царицын, река Волга, река Дон, река Царица, государство Персия, город Бухара, государство Индия, Нижнее Поволжье, Булавин, Разин, Пугачёв, Пётр I, Екатерина I, Волго-Донская железная дорога, фирма «Нобель», Сталинград, Сталинградский тракторный завод, Судоверфь, завод «Красный Октябрь», Германия, Родина, Сталинградская битва, Волгоград.
Справка к тексту. Слушают сообщение заранее подготовленного ученика. Слайд №12.
1) Cвоё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге.
2) Слово «Волга» произошло от праславянского *Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага. Существуют реки Влга в Чехии и Вильга в Польше.
Гимнастика для глаз. Проводит ученик.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)
И с него свалилась вниз (глаза – в пол).
Повторить 2-3 раза.
Самостоятельная работа. Составление синквейна. Слайд №13.
Темы синквейна предлагаются учителем на выбор: Волгоград, Сталинград, Волга, Родина. Уметь назвать в своём синквейне имена существительные собственные и нарицательные.
Примеры синквейнов:
Волгоград …
Красивый, патриотичный.
Рассказывает, учит, защищает.
Я люблю свой город!
Родина!
Волга …
Великая, русская.
Течёт, несёт, помогает.
Волга – царица всех рек!
Хозяйка!
Проверка и анализ синквейнов (2 -3).
Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
Тест
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка или самопроверка Слайд №14.
1.б 2. Б 3.б 4. А
Рефлексия
Обращаемся к записям на доске, сделанным учителем во время «мозгового штурма».
- Здесь ваши знания до нашего урока.
- Что мы знаем теперь, какие знания добавлены к уже имеющимся?
Воспроизведение правила по двум кластерам.
- Как вы думаете, каковы будут цели следующего урока?
Выставление отметок, комментарии учителя.
Домашнее задание. Слайд №15.
- Выучить правило (текст, напечатанный синим шрифтом).
- Заполнить анкету:
1.Фамилия___________________________
2.Имя_______________________________
3.Страна____________________________
4.Город_____________________________
5.Улица_____________________________
6.Река_______________________________
7.Озеро_____________________________
8.Писатели__________________________
9.Книги____________________________
10.Журналы_________________________
11.Исторические события_____________
12.Мультфильмы_____________________
Или (для детей, дружащих с интернетом)
подготовить сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.
Слайд №16.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильный ответ Серафимович, Дон, Усть-Медведицкая Волгоград, Волга, Сталинград Платов, Бородино, Кутузов
Три д цатое н оя бря Им е на сущ е ствит е льные со б ств енн ые и н а р и цат е льные
с об-ствен-ны-е
Это интересно ! Собственный от старосл . « собьство » – «свое», «личное» , «себе принадлежащее».
На-ри-ца-тель-ны-е
Это интересно ! Нарицательный от старосл . « нарицати » – называть.
Цели урока Вспомнить изученный ранее материал об имени существительном; познакомиться с новыми понятиями “собственное” и “нарицательное ”; учиться написанию имен существительных собственных и нарицательных. Вспомнить материал экскурсии в Волгоградский краеведческий музей и продолжить знакомство с историей родного края.
Как маркировать текст «V» – знал(а). «+» – новая информация. «?» – есть вопросы. «!» - это важно!
«Верно ли … ?» Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? Верно ли, что название предметам даются для красоты ? Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными ?
Материалы для справок Город Ц арицын, река В олга, река Д он, река Ц арица, государство П ерсия, город Б ухара, государство И ндия, Н ижнее П оволжье, Б улавин, Р азин, П угачёв, П ётр I , Е катерина I , В олго- Д онская железная дорога, фирма «Н обель » , С талинград, Сталинградский тракторный завод, С удоверфь, завод «К расный О ктябрь » , Германия, Р одина, С талинградская битва, Волгоград.
Это интересно «сари-су» ( жёлтая река ) или «сари-чин» ( жёлтый остров ) Волга от праславянского * Vьlga , ср. во́лглый — волога — влага . Реки Влга в Чехии и Вильга в Польше.
Пишем синквейн Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное , задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза , выражающая отношение к предмету описания, суждение; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному, ассоциация.
Ключ 1 б; 2 Б; 3 б; 4 А.
Домашнее задание
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...
урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
Презентация рекомендована для индивидуального обучения....
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....
" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.
Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....