Урок русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка данного урока содержит цели урока, словарно-орфографическую работу, материалы для наблюдения и закрепления,физкультминутку с привлечением лингвистического материала, а также дифференцированную проверочную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Имена существительные собственные и нарицательные»
ЦЕЛИ УРОКА.
ОБУЧАЮЩИЕ: ученик должен знать, какие имена существительные относятся к собственным, какие - к нарицательным; знать о постановке кавычек при именах собственных, о правописании имен собственных с большой буквы;
ученик должен уметь различать имена собственные и нарицательные, правильно применять правила правописания имён собственных и нарицательных ; должен уметь приводить собственные примеры и использовать в речи;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать логическое мышление, монологическую речь, память, внимание, орфографические и пунктуационные навыки;
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитывать интерес к изучению предмета, расширять кругозор учащихся; воспитывать уважение к своему городу, краю.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. БЛИЦ-ОПРОС
- Какой раздел языка мы изучаем? Что изучается в этом разделе?
- Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.
- На какие вопросы отвечает часть речи, обозначающая предмет? Какая это часть речи?
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Какое слово отражает тему данного текста?
Что вы можете сказать о слове Родина как о части речи?
4. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
На доске слова: Родина Россия Симбирск
- Для записи в словарь представлены три слова. Есть ли между ними что-то общее?
- Да, действительно, эти слова относятся к именам собственным. И тема сегодняшнего урока (открыть на доске) «Имена существительные собственные и нарицательные»
5. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Кроме темы, вы должны знать и цель нашего урока
- Вы должны знать, какие имена существительные относятся к собственным, а какие- к нарицательным, уметь различать их и правильно писать.
- Запишите тему урока в тетрадь, а словарные слова – в словарь, запомните написание этих слов. В течение урока мы к ним обратимся.
-Что вы можете сказать о последнем слове?
-Симбирск-родина многих знаменитых людей, один из них Николай Михайлович Карамзин, в нашем городе ему поставлен памятник. … сделает краткое сообщение о нём.
- Имя нашего земляка встретится в следующем этапе урока
6. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
- Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, назовите имена собственные
Николай Михайлович Карамзин писал: «Виды Симбирска не уступают в красоте видам Европы»
- Какие существительные мы относим к именам собственным? Ведь вам об этом известно. Как их нужно писать?
7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Откройте учебник на странице , познакомьтесь самостоятельно с теоретическим материалом,
Подумайте, что нужно вписать в незаконченные предложения
Названиями единичных предметов являются имена…(собственные)
Названиями однородных предметов являются имена…(нарицательные)
К существительным собственным относятся…(имена, фамилии, отчества, географические названия ,клички животных ,названия литературных произведений, исторических событий, картин, спектаклей, предприятий).
8. МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ
- Что вы можете сказать о правописании именах существительных, записанных на доске? Все ли они имена собственные? Одинаково ли они пишутся?
Земля, Нью-Йорк, Памир, Мария, «Лада»,« Три мушкетера», «Московские новости», Индийский океан, Московский Художественный академический театр.
- Оказывается, внутри большой группы собственных существительных можно выделить подгруппу наименований, которые регламентируются особым правилом: пишутся в кавычках
Обратимся к учебнику-страница…
- Но иногда бывает трудно определить, собственное это существительное или нарицательное. Прочитай словосочетания, среди которых и имена собственные, и нарицательные, и письменно сделай вывод о том, какие группы слов не считаются именами собственными.
На доске записано: К менам собственным не относятся…( породы животных, сорта растений,
названия птиц, национальностей, цветов)
спаниель, «Волга», антоновка, орёл, испанец, «Боинг-707» ,георгины
9.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Хлопаем в ладоши, если имя собственное, не хлопаем, если имя нарицательное
Языково, Чиполлино, сорока, лилия (Лилия), Россия, Гончаров, Болгария, лайка, космос(«Космос»)
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа с текстом
- Запишите, исправив ошибки
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
11. ПЕРВОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Как нужно писать имена собственные?
12. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ)
Проверочная работа по теме «Имена собственные и нарицательные»
«5» Составьте предложения со словами Надежда и надежда; Солнце и
солнце; москвич и «Москвич»; труд и «Труд»
«4» Допишите предложения
1. Мы читаем разные журналы:
2. Моя любимая песня
3. Наша школа находится на улице
4. Летом я был(а) в городе
5. Я читал(а) книгу
6. В нашем городе есть кинотеатр
7. Мы выписываем газету
«3» Соедини стрелочкой
Правильно писатель Карамзин
роман «обрыв»
газета «Правда»
Неправильно машина Ока
цветок «ромашка»
Юрий Гагарин
журнал «Огонёк»
13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- О чем вы узнали на уроке?
- Научились ли вы различать имена собственные и нарицательные?
- Знаете ли вы, как правильно писать имена собственные?
- Сегодня на уроке получили оценки
14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Запишите в дневники домашнее задание: п. 92-выучить правила правописания собственных существительных, упр. 493- требуется узнать, чьими именами названы различные места города, записать, об одном из известных людей подготовить небольшое устное сообщение.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Проверочная работа по теме «Имена собственные и нарицательные»
«5» Составьте предложения со словами Надежда и надежда; Солнце и
солнце; москвич и «Москвич»; труд и «Труд».
«4» Допишите предложения
1.Мы читаем разные журналы:
2.Моя любимая песня
3.Наша школа находится на улице
4. Летом я был(а) в городе
5. Я читал(а) книгу
6. В нашем городе есть кинотеатр
7.Мы выписываем газету
«3» Соедини стрелочкой
Правильно писатель Карамзин
роман «обрыв»
газета «Правда»
Неправильно машина Ока
цветок «ромашка»
Юрий Гагарин
журнал «Огонёк»
Проверочная работа по теме «Имена собственные и нарицательные»
«5» Составьте предложения со словами Надежда и надежда; Солнце и
солнце; москвич и «Москвич»; труд и «Труд».
«4» Допишите предложения
1.Мы читаем разные журналы:
2.Моя любимая песня
3.Наша школа находится на улице
4. Летом я был(а) в городе
5. Я читал(а) книгу
6. В нашем городе есть кинотеатр
7.Мы выписываем газету
«3» Соедини стрелочкой
Правильно писатель Карамзин
роман «обрыв»
газета «Правда»
Неправильно машина Ока
цветок «ромашка»
Юрий Гагарин
журнал «Огонёк»
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек …………………… .
Знаете ли вы, что в Симбирске родилось много талантливых людей: поэты Языков, Дмитриев, Минаев, Архитектор Шоде, Историк Карамзин. Широко известны романы Обломов, Обрыв
И.А. Гончарова, сказка аленький цветочек ……………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
урок русского языка 6 класс « Правописание сложных имен существительных»
Урок усвоения новых знаний...