Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имена существительные собственные и нарицательные | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Имена существительные собственные и нарицательные».
Цели: 1. Сформировать представление о различии имен собственных и
нарицательных.
- формировать представление детей об основном назначении имен собственных;
- закрепить орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных;
2. Коррекция и развитие мыслительных операций (логическое
мышление, устная и письменная речь)
3. Воспитывать положительное отношение к предмету, стремление
к успешной социализации путем грамотной устной и письменной
речи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- – Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность принадлежностей на рабочем месте. Садитесь.
- Сегодня мы совершим вместе с вами путешествие по стране «Имя существительное». Путешествовать мы будем на паровозике. Но есть правила: - вести себя хорошо; - быть любознательными; - активными;
- правильно говорить и писать. Согласны? Тогда поехали!
Станция «Начальная».
2. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема нашего
урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
(обратить внимание на правописание). Дети записывают, учитель дает
индив. задание ученикам 3-4 гр. обучения.
- Актуализация опорных знаний.
Станция «Повторяйка».
- – На этой станции, ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и синие. Красные означают «Да», синие означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете красную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете синюю карточку. Итак…
- Имя сущ. обозначает действие предмета. (Нет).
- Имя сущ. обозначает предмет (Да).
- Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое? (Нет).
- Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что? (Да).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Нет).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто? (Да).
- Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).
2. - Молодцы, ребята! Теперь посмотрите какое задание нам предстоит выполнить на этой станции: - Назовите предметы слева, почему они называются одушевленными? Приведите свои примеры. А предметы справа, на какой вопрос они отвечают? Приведите свои примеры неодушевленных существительных.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Словарная работа.
- Сегодня у нас словарное слово столица.
1. Поделите это слово на слоги. Сто-ли-ца. Ударение на второй слог.
2. Что означает это слово? (Главный город страны).
- Какой город является столицей нашей страны? (Москва).
- А как называется наша страна? (Россия).
3. Определите часть речи слова столица. (Имя существит.)
4. Образуйте от этого слова имя прилагательное. (Столичный).
5. Придумайте и запишите словосочетание со словом столичный. (Столичный житель).
- Какое главное, а какое зависимое слово? (Житель – главное, столичный – зависимое).
- Молодцы, ребята! Поехали дальше.
IV. Изучение нового материала.
Станция «Наблюдайка».
-Ребята, на этой станции, мне кажется, все написано верно. Дальше поедем? Нет? А что написано неверно? (Имена, названия городов надо писать с большой буквы).
1. Напишите эти словосочетания, но уже правильно, подчеркните большую букву.
- Ребята, слова справа называются собственные.
- Посмотрите, что значит имена собственные. ( Уч-ся читают имена, клички, города..)
- Приведите свои примеры.
- А нарицательные - это общее название слов. Назовите предметы и приведите свои примеры. Эти слова пишутся с маленькой буквы.
2. Теперь над нашими словосочетаниями надпишите нар. и соб.
3. Еще одно задание на этой станции: - Назовите Кто это? или Что это?
4. Что это за названия, имена собственные, которые не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки? ( Названия машин, книг, фильмов, мультфильмов)
5. Давайте запишем на доске: сказка «Морозко», машина Ауди», определите какие слова нариц., а какие собств.? Надпишите.
- Очень хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть! Мы прибыли на станцию «Отдыхайка».
V. Физминутка.
Упражнения головой, руками, глазами.
VI. Закрепление.
Станция «Прочитайка».
- Ребята, а на этой станции мы выполним письменное задание. Откройте учебник на стр.108, упр.170. (Уч-ся читают задание).
1 предл. – 1 ученик у доски.
2 предл. – 2 ученик, 3 предл. – самостоятельно.
- Ребята, теперь мы прибыли на
станцию «Поиграйка». (ученик 3-4 гр. нажимает на называемый предмет), с остальными обсуждение: почему сущ. пишутся с большой буквы и в кавычках.
Станция «Думайка».
(ученики подходят и нажимают на выбранный ими ответ).
VII. Итог урока.
- Ребята, мы с вами проехали все станции и выполнили много заданий. А какой багаж мы привезли на станцию «Конечную»? Что мы узнали сегодня нового? (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)
Станция «Конечная».
- Ребята, куда мы приехали? (В свою школу). – Завтра мы будем изучать наш город: названия площадей, улиц. А наше путешествие на сегодня окончено.
- Запишите домашнее задание. Упр. 170, стр. 108. - 4, 5 пред.
- Спасибо вам, ребята, за урок! (Выставление оценок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Урок формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....
конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект...
План-конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по русскому языку по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
Откератый урок в 5 классе...
конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...