Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Морева Ирина Валерьевна

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

«Имена существительные собственные и нарицательные».

  Цели: 1. Сформировать представление о различии имен собственных и                        

   нарицательных.

- формировать представление детей об основном назначении имен собственных;

- закрепить орфографический навык написания заглавной буквы в именах собственных;

              2. Коррекция и развитие мыслительных операций (логическое

               мышление, устная и письменная речь)

              3. Воспитывать положительное отношение к предмету, стремление

               к успешной социализации путем грамотной устной и письменной

              речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. – Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность принадлежностей на рабочем месте. Садитесь.

- Сегодня мы совершим вместе с вами путешествие по стране «Имя существительное». Путешествовать мы будем на паровозике. Но есть правила: - вести себя хорошо; - быть любознательными; - активными;

- правильно говорить и писать. Согласны? Тогда поехали!

Станция «Начальная».

2.  - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема нашего

     урока «Имена существительные собственные и нарицательные».

    (обратить внимание на правописание). Дети записывают, учитель дает

    индив. задание ученикам 3-4 гр. обучения.

  1.   Актуализация опорных знаний.

   Станция «Повторяйка».

  1. – На этой станции, ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и синие. Красные означают «Да», синие означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете красную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете синюю карточку. Итак…

- Имя сущ. обозначает действие предмета.  (Нет).

 - Имя сущ. обозначает предмет  (Да).

 - Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое?  (Нет).

          - Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что?   (Да).

          - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что?  (Нет).

        - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?  (Да).

       - Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).

  2. - Молодцы, ребята! Теперь посмотрите какое задание нам предстоит выполнить на этой станции:  - Назовите предметы слева, почему они называются одушевленными? Приведите свои примеры. А предметы справа, на какой вопрос они отвечают? Приведите свои примеры неодушевленных существительных.

  III.         Подготовка к восприятию нового материала.

       Словарная работа.

 - Сегодня у нас словарное слово столица.

1. Поделите это слово на слоги. Сто-ли-ца. Ударение на второй слог.

2. Что означает это слово?         (Главный город страны).

     - Какой город является столицей нашей страны?      (Москва).

     - А как называется наша страна?            (Россия).

3. Определите часть речи слова столица.     (Имя существит.)

4. Образуйте от этого слова имя прилагательное. (Столичный).

5. Придумайте и запишите словосочетание со словом столичный. (Столичный житель).

 - Какое главное, а какое зависимое слово?   (Житель – главное, столичный – зависимое).

 - Молодцы, ребята! Поехали дальше.

IV.    Изучение нового материала.

 Станция «Наблюдайка».

  -Ребята, на этой станции, мне кажется, все написано верно. Дальше поедем? Нет? А что написано неверно?   (Имена, названия городов надо писать с большой буквы).

 1. Напишите эти словосочетания, но уже правильно, подчеркните большую букву.

 - Ребята, слова справа называются собственные.

 - Посмотрите, что значит имена собственные. ( Уч-ся читают имена, клички, города..)

 - Приведите свои примеры.

 - А нарицательные  - это общее название слов. Назовите предметы и приведите свои примеры. Эти слова пишутся с маленькой буквы.

2. Теперь над нашими словосочетаниями надпишите нар. и соб. 

3. Еще одно задание на этой станции:  - Назовите Кто это? или Что это?

4. Что это за названия, имена собственные, которые не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки?  ( Названия машин, книг, фильмов, мультфильмов)

5. Давайте запишем на доске: сказка «Морозко», машина Ауди», определите какие слова нариц., а какие собств.? Надпишите.

 - Очень хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть! Мы прибыли на станцию «Отдыхайка».

V. Физминутка.

Упражнения головой, руками, глазами.

 VI. Закрепление.

Станция «Прочитайка».

 - Ребята, а на этой станции мы выполним письменное задание. Откройте учебник на стр.108, упр.170.  (Уч-ся читают задание).

1 предл. – 1 ученик у доски.

2 предл. – 2 ученик, 3 предл. – самостоятельно.

  - Ребята, теперь мы прибыли на

станцию «Поиграйка».  (ученик 3-4 гр. нажимает на называемый предмет), с остальными обсуждение: почему сущ. пишутся с большой буквы и в кавычках.

Станция «Думайка».

(ученики подходят и нажимают на выбранный ими ответ).

VII. Итог урока.

 - Ребята, мы с вами проехали все станции и выполнили много заданий. А какой багаж мы привезли на станцию «Конечную»? Что мы узнали сегодня нового?        (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)

Станция «Конечная».

 - Ребята, куда мы приехали?   (В свою школу). – Завтра мы будем изучать наш город: названия площадей, улиц. А наше путешествие на сегодня окончено.

 - Запишите домашнее задание. Упр. 170, стр. 108. - 4, 5 пред.

 - Спасибо вам, ребята, за урок!  (Выставление оценок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...