конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imena_suschestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, 5 класс «Имена существительные собственные и нарицательные».
Учитель: Ошманкевич Галина Александровна.
ГБОУ СОШ № 352.
Класс: 5 .
Предмет: русский язык.
Тема урока: имена существительные собственные и нарицательные.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала, урок с использованием ИКТ (на основе презентации MS PowerPoint).
Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов:
Предметные:
- дать представление о новых языковых понятиях: имя собственное, имя нарицательное;
- на основе распознавания и классификации имен собственных освоить орфографическое правило.
Метапредметные:
Личностные: смыслообразование (осознание учеником своей деятельности на уроке), развитие эстетического сознания.
Регулятивные: формирование цели достижения, планирование и прогнозирование своей деятельности, умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: работа с различными видами информации (презентация, интернет-ресурсы, текстовые материалы); анализ, классификация, конструирование, перевод информации (из текстовой в графическую – обобщающая таблица).
Коммуникативные: работа в парах (развитие умения сотрудничать), умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем, строить устное и письменное речевое высказывание в соответствии с заданной темой.
Технологии урока: проблемное обучение, информационно-компьютерные технологии, элементы технологии развития критического мышления, элементы игровых технологий.
Формы организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Опорные понятия: имя существительное, заглавная буква, строчная буква, словосочетание, предложение, однородные члены, текст, тема текста, стиль речи, средства художественной выразительности, эпитет, метафора.
Новые понятия: имена собственные, имена нарицательные.
Межпредметные связи: литература, география, история Санкт-Петербурга,
Образовательные ресурсы: программа по русскому языку для 5-9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А .Ладыженской., учебник «Русский язык, 5 класс», 2011 г., под ред. Ладыженской, В.М. Гаршин «Петербургские письма» (Петербург в русском очерке 19 века, «ДЕТГИЗ-Лице», Спб; 2005 г), электронные образовательные ресурсы: , http://dic.academic.ru/ (словари: словарь иностранных слов русского языка, - Чудинов А.Н., 1910 г.; Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.;Энциклопедический словарь. 2009., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru.. Интернет-сайты: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=4; http://www.petrograd.biz/maps/lo1.php; http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_1_77.html.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. | Включение в деловой ритм. | Подготовка к работе (проверка готовности рабочего места). |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Выявляет уровень знаний, организовывая работу с текстом (слайд № 2). Проводит виртуальную мини-экскурсию по сайту Петергофа (акцент на Большой Каскад и Самсон). Организует работу с лексическим значением слов (шпиц, форт) определяет умение отличать имена существительные от других частей речи, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Работа с текстом (текст на экране, на парте), предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности ( чтение, осмысление, выделение главного) и осуществление мыслительных операций (анализ, сравнение, выделение, сопоставление) 1.Читают текст про себя (весь класс) и вслух ( 1-2 ученика). 2. Называют имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 Ищут языковые средства художественной выразительности: читатель (обращение), легкая мгла, иззубренная полоска, уходящий Петербург и т. д. (эпитеты), горит золотой звездой, глядит сквозь брызги Самсона (метафора), 4. Определяют тему текста (подбирают возможный заголовок.) Определяют общее эмоциональное настроение текста. Думают над типом текста. 5. Находят имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Определяют их значение в тексте. |
|
3.Постановка учебной задачи. Стадия вызова. | Организует работу со словами из текста (слайд № 3). Создаёт проблемную ситуацию. Ко всем ли словам сразу удалось подобрать пару? Что общего? Чем отличаются? Работа со словосочетаниями (Слайд № 4) Написание каких слов вызывает затруднение? Почему так записаны слова? Чему мы научимся на уроке? – Слайд № 5 | Работают со словами из текста. Подбирают обобщенные слова (нарицательные существительные). Отвечают на вопросы. Записывают словосочетания. Задают вопрос: как правильно писать данные слова? Слайд № 5 Высказывают предположению о дальнейшем ходе урока. Предлагают темы. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. (Изучение нового материала) | Организация поиска выхода из проблемной ситуации Организация работы с новыми понятиями ( слайд № 6). Прием ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы» ( слайд № 7). Предоставляет возможный план достижения цели ( слайд №8) | Подбор синонимов ( свой, принадлежащий, личный, присущий). Работа с ассоциациями ( называть, обозначать, конкретный и т.д.) Ставят цели урока ( ищут варианты с помощью «тонких и толстых» вопросов, ( В чем различие между имена собственными и нарицательными? Как писать те или иные имена собственные? Где использовать полученные знания?) составляют план достижения цели, определяют, как осмыслить новые языковые понятия и научиться их использовать в речи (слайд № 8) |
|
5.Первичное закрепление | Слайд № 10 Организация фронтальной работы с помощью презентации: составление предложений (слайд №10, 11), работа со справочными интернет-ресурсами (словарями, энциклопедиями, интернет-порталами). | Возвращение к записанным словосочетаниям ( слайд №9), самопроверка, формулируют вывод: какие существительные относятся к именам собственным. Работа с языковым материалом на основе визуального ряда ( фотоматериалы, словарь, энциклопедия, географическая карта, виртуальная галерея) При необходимости работа с текстом учебника. Делаются выводы:
|
|
6.Самостоятельная работа | Организация работы в парах. Игровой момент определения тем ( вытягивают карточки, некоторые могут повторяться, в зависимости от количества ребят; работа на ограниченное время, принцип «кто больше»). | Слайд № 12. Работа в парах как построение доказательства одной из гипотез урока: имена собственные встречаются во всех сферах жизнедеятельности человека. Поиск языкового материала на заданную тему. Разрешается использовать разнообразные источники информации ( интернет, учебник, книга, словарь). Презентация имен собственных перед другими парами учащихся, добавление и уточнение правильности выбранных примеров и их написания. |
|
7.Этап продуктивного использования полученных знаний | Слайд №13. Организация работы над созданием текста на заданную тему с использованием имен собственных. | Индивидуальная работа над созданием текста на заданную тему (по желанию выдается текст-подсказка) |
|
8.Рефлексия деятельности (итог урока) | Слайд № 14 Работа с перекодированием информации. Подведение итога. Работа с электронным образовательным ресурсом Слайд № 15. Возвращение к намеченным целям в начале урока. ( слайд № 7,8) | Работа с теоретическим текстом. Составление таблицы с орфографическим правилом. Проверка с помощью интернет-ресурса. Заполнение таблицы ( выдается индивидуально) с рефлексией и ответ на поставленный вопрос в начале урока. |
|
9.Домашнее задание | Слайд № 16 Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности |
|
Приложение № 1
Текст. Слайд № 2
Не поехать ли нам, читатель, в Петергоф?... Пароход, отходящий от Английской набережной, до того полон пассажиров, что многие из них должны стоять всю дорогу на ногах….Впереди , сквозь легкую мглу, какая часто бывает на море, когда солнце светит слишком ярко, видна узкая полоска, иззубренная шпицами церквей и мачтами судов. Это Кронштадт: пятна справа и слева – его грозные форты. Направо финляндский берег уходит в туман волнистою линиею, налево берег Стрельны и Петергофа , весь заросший парками и садами. Сзади широкая картина уходящего Петербурга: отдельных зданий уже почти нельзя рассмотреть, только купол Исаакия горит золотою звездой….
У самого начала пристани – вход в знаменитый парк; около ресторанчики, где гремит музыка… Здесь все старо: солидно, прочно. Стар самый парк, множество дерев которого посажены самим Петром Великим; стары фонтаны…,старый дворец глядит сквозь брызги Самсона и множества других водометов на знаменитый канал, ведущий к морю и выкопанный в одну ночь….
В. М. Гаршин «Петербургские письма» ( отрывок), 1882 год
ЗАДАНИЯ к тексту:
1. Прочитайте текст. Значение каких слов вам непонятно?
2. Найдите имена существительные одушевленные и неодушевленные.
2. Найдите средства художественной выразительности.
3. К какому типу речи мы можем отнести текст? Определите его тему. Подберите заголовок.
4. На какие еще существительные вы обратили внимание?
5. Выпишите в столбик из текста существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Во второй столбик подберите слово-ключ. Например, Петергоф – музей-заповедник.
Приложение № 2
Слайд № 13 Текст-подсказка.
Здравствуй,…. Я хочу тебе рассказать о своем родном городе…. Наш город - культурная столица … И, это неслучайно, ведь город богат такими достопримечательностями, как:… Мой самый любимый музей города - …. Там ты увидишь произведения …
А еще в нашем городе всегда можно посмотреть интересный спектакль, например,…. сходить на балет …., посетить концерт классической и современной музыки. Послушать произведения…..А какие в Петербурге пригороды с удивительными парками и дворцами!
Приезжай в гости, и мы вместе поедем в… Я уверен, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Урок формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....
Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Разработка урока "Имена существительные собственные и нарицательные"...
Технологическая карта открытого урока "Имена существительные собственные и нарицательные" в 5 классе
Технологическая карта открытого урока в 5 классе...