Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppy_sochinitelnyh_soyuzov.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района
Урок русского языка
в 7 классе
«Смысловые группы сочинительных союзов,
их значение и особенности употребления»
Учитель: Ипатова Р.М.
2015
Тема: Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления.
Цели урока.
Образовательные:
- расширить знания о сочинительных союзах;
- сформировать представление о смысловых группах сочинительных союзов.
Развивающие:
- совершенствовать умения обучающихся определять смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности;
- развивать пунктуационные и орфографические навыки обучающихся;
- содействовать развитию коммуникативных умений: умения участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умения сотрудничать в совместном решении проблемы.
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, группировка и обобщение;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Сочинительные союзы», таблица «Группы сочинительных союзов», запись произведения Чайковского «Сентиментальный вальс».
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Этот урок является для нас продолжением темы, но это и урок изучения нового материала. Он очень важен, так как именно эта тема поможет вам лучше усвоить материал, который вы будете изучать в 8- 9 классах.
II. Актуализация опорных знаний. Реализация домашнего задания.
1. Экспресс - викторина «Для любознательных и знающих»
1) Что такое союз?
2) Какие союзы употребляются и в простом, и в сложном предложениях? (Сочинительные)
3) Какие союзы употребляются только в сложном предложении? (Подчинительные)
4) Какую функцию выполняют союзы в сложносочинённых предложениях? (связывают простые предложения, выражают отношения между ними, не являясь частью ни одного из простых предложений).
5) Что произойдёт с союзом, если в сложносочинённом предложении переставить его части – простые предложения? Например, переставьте простые предложения в сложносочинённом: «Шёл дождь, и светило солнце». (Ничего не произойдёт, союз останется между предложениями)
6)Какую функцию выполняет союз в сложноподчинённых предложениях? (Союз принадлежит к зависимому, придаточному, предложению, выражает его подчинённое положение)
7. Что произойдёт с подчинительным союзом, если переставить части сложноподчинённого предложения? Например, попробуйте это сделать с предложением: «Чтобы каникулы прошли весело, необходима хорошая погода». (Подчинительный союз является неотъемлемой частью придаточного предложения, местами поменять простые предложения можно, хотя не всегда, но только вместе с союзом: «Необходима хорошая погода, чтобы каникулы прошли весело.»)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Проблемная беседа (запись на доске)
* В простом предложении По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны между однородными подлежащими вставьте поочерёдно союзы И, А, ИЛИ. Получившиеся предложения запишите в тетради, определите, какие смысловые отношения устанавливаются с помощью этих сочинительных союзов.
Вариант записи в тетради:
1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны. («И» соединяет подлежащие.)
2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны. («А» противопоставляет подлежащие.)
3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны. ( «ИЛИ» разделяет подлежащие).
*В сложном предложении Слышался загадочный шум ветра, … раздавалось звонкое пение птиц поочередно вставьте союзы И, А, ИЛИ. Получившиеся сложные предложения запишите в тетради, расставьте знаки препинания, сравните смысловые отношения, выраженные этими же союзами в предложениях.
Вариант записи в тетради:
1.[Слышался загадочный шум ветра], и [раздавалось звонкое пение птиц]. («И» соединяет простые предложения; действие происходит одновременно)
2. [Слышался не загадочный шум ветра], а [раздавалось звонкое пение птиц]. ((«А» противопоставляет простые предложения; действия противопоставлены друг другу)
3. .[ Слышался загадочный шум ветра], или [раздавалось звонкое пение птиц]. (Или разделяет простые предложения; возможно только одно действие или они чередуются.)
*Сформулируйте вывод о смысловом значении сочинительных союзов и постарайтесь дать название группам союзов, передающим такие же значения.
(Соединительные, противительные, разделительные)
? Почему они так называются?
? Какова цель нашего урока? Сформулируйте её.
- Цель сегодняшнего урока – более глубоко изучить смысловые группы сочинительных союзов, ознакомиться с теми союзами, о которых ещё ничего не знали, хотя, возможно, и встречались с ними в речи.
IV. Теоретико – исследовательский практикум по теме урока
1. Исследовательская беседа на основе опорной таблицы
(Интерактивная доска)
Группы сочинительных союзов по значению
Союзы | Название группы. Значение. | Примеры |
И, да (в значении И), не только – но и, как – так и, также (=и), тоже (=и), | Соединительные Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим. (и этот и то) | Небо опустилось, и звёзды вспыхнули над крышами. Старик не только умён, но и хитёр. Как дети, так и взрослые любят Рождество. |
А, но, да (= но), однако, однако же, зато (= но), же | Противительные Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается. (не то, а это) | Не по словам судят, а по делам. Мал золотник, да дорог. Луна светила сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Мама любит читать детективы, я же читаю фантастику. |
Или, либо, то – то, не то – не то, ли…ли, то ли – то ли. | Разделительные Указывают на то, что из двух явлений возможно только одно. (или то, или это) | То солнце светит, то дождик моросит. По саду разливается аромат или цветущей яблони, или зацветающей вишни. То ли неожиданно набежала тучка, то ли подул сильный ветер. |
2. Закрепляющая работа с учебником
- Чтение теоретических сведений о сочинительных союзах в § 58, сопоставление с таблицей.
- Самодиктант с грамматическим заданием по упражнению № 327 (I).
Физкультминутка!!!
(под музыку П. Чайковского «Сентиментальный вальс»)
3. Объяснительный диктант с грамматическим заданием
Задание. Озаглавьте текст, записанный под диктовку. Составьте схемы, объясните знаки препинания при союзе И.
Самое прекрасное слово на земле – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не угаснет любовь, и оно ни к чему не останется равнодушным.
Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.
(По З.И. Воскресенской)
? Как вы озаглавили текст? Почему?
? Какова основная мысль данного текста?
? Чему учит нас этот текст?
? Каков тип речи данного текста? Стиль речи?
? Как связываются предложения в тексте?
V. Подведение итогов урока
Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»
1. Однако, но, или, а.
2. Не то – не то, не только – но и, то ли – то ли, или.
3. либо, тоже, также, да (= и).
Рефлексия
- Какой теме был посвящён сегодня наш урок?
- Какую цель мы ставили перед собой, начиная урок? Удалось её достичь?
- На какие смысловые группы делятся сочинительные союзы?
- Что связывают сочинительные союзы?
- Что было самым трудным и интересным на уроке?
«Незаконченное предложение»
1. О сочинительных союзах я узнал(а), что…
2. Трудно мне было, когда …
3. Свою работу на уроке в целом я оцениваю как…
VI. Домашнее задание
1. Выучить группы сочинительных союзов . § 58 или по таблице.
2. Выполнить упражнение № 328.
Приложение №1
Группы сочинительных союзов по значению
Союзы | Название группы. Значение. | Примеры |
И, да (в значении И), не только – но и, как – так и, также (=и), тоже (=и), | Соединительные Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим. (и этот и то) | Небо опустилось, и звёзды вспыхнули над крышами. Старик не только умён, но и хитёр. Как дети, так и взрослые любят Рождество. |
А, но, да (= но), однако, однако же, зато (= но), же | Противительные Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается. (не то, а это) | Не по словам судят, а по делам. Мал золотник, да дорог. Луна светила сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Мама любит читать детективы, я же читаю фантастику. |
Или, либо, то – то, не то – не то, ли…ли, то ли – то ли. | Разделительные Указывают на то, что из двух явлений возможно только одно. (или то, или это) | То солнце светит, то дождик моросит. По саду разливается аромат или цветущей яблони, или зацветающей вишни. То ли неожиданно набежала тучка, то ли подул сильный ветер. |
Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»
1. Однако, но, или, а.
2. Не то – не то, не только – но и, то ли – то ли, или.
3. либо, тоже, также, да (= и).
«Незаконченное предложение»
1. О сочинительных союзах я узнал(а), что______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Трудно мне было, когда______________________________________________
____________________________________________________________________
3. Свою работу на уроке в целом я оцениваю как_________________________
____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"
«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....
Урок русского языка. "Смысловые группы наречий"
Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.Работа по ...
Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Омонимы и их употребление"
Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии...
Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»
Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...
План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...
Конспект урока русского языка по теме "Сочинительные союзы"
Конспект урока русского языкапо теме: «Сочинительные союзы» 7 классЦель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов. Тип урока: изучение...