Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppy_sochinitelnyh_soyuzov.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  среднее  общеобразовательное  учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района

Урок русского языка

 в 7 классе

«Смысловые группы сочинительных союзов,

их значение и особенности употребления»

Учитель:  Ипатова Р.М.

2015

Тема: Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления.

Цели урока.

Образовательные:

- расширить знания  о сочинительных союзах;

- сформировать представление о смысловых группах сочинительных союзов.

Развивающие:

- совершенствовать умения обучающихся определять смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности;

- развивать пунктуационные и орфографические навыки  обучающихся;

- содействовать развитию коммуникативных умений: умения участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умения сотрудничать в совместном решении проблемы.

Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, группировка и обобщение;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация «Сочинительные союзы»,  таблица «Группы сочинительных союзов», запись произведения Чайковского «Сентиментальный вальс».

Ход урока

I. Организационный момент урока.

      Этот урок является для нас продолжением темы, но это и урок изучения нового материала. Он очень важен, так как именно эта тема поможет вам лучше усвоить материал, который вы будете изучать в 8- 9 классах.

II. Актуализация опорных знаний. Реализация домашнего задания.

1. Экспресс - викторина «Для любознательных и знающих»

1) Что такое союз?

2) Какие союзы употребляются и в простом, и в сложном предложениях? (Сочинительные)

3) Какие союзы употребляются только в сложном предложении? (Подчинительные)

4) Какую функцию выполняют союзы в сложносочинённых предложениях? (связывают простые предложения, выражают отношения между ними, не являясь частью ни одного из простых предложений).

5) Что произойдёт с союзом, если в сложносочинённом предложении переставить его части – простые предложения? Например, переставьте простые предложения в сложносочинённом: «Шёл дождь, и светило солнце». (Ничего не произойдёт, союз останется между предложениями)

6)Какую функцию выполняет союз в сложноподчинённых предложениях? (Союз принадлежит к зависимому, придаточному, предложению, выражает его подчинённое положение)

7. Что произойдёт с подчинительным союзом, если переставить части сложноподчинённого предложения? Например, попробуйте это сделать с предложением: «Чтобы каникулы прошли весело, необходима хорошая погода». (Подчинительный союз является неотъемлемой частью придаточного предложения, местами поменять простые предложения можно, хотя не всегда, но только вместе с союзом: «Необходима хорошая погода, чтобы каникулы прошли весело.»)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1.  Проблемная беседа (запись на доске)

* В простом предложении   По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны  между однородными подлежащими вставьте поочерёдно союзы И, А, ИЛИ. Получившиеся предложения запишите в тетради, определите, какие смысловые отношения устанавливаются с помощью этих сочинительных союзов.

Вариант записи в тетради:

1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны. («И» соединяет подлежащие.)  

2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны. («А» противопоставляет подлежащие.)

3. По пути нам попадались пышные ели или стройные  сосны. ( «ИЛИ» разделяет подлежащие).

*В сложном предложении  Слышался загадочный шум ветра, … раздавалось звонкое пение птиц поочередно  вставьте  союзы И, А, ИЛИ. Получившиеся сложные предложения запишите в тетради, расставьте знаки препинания, сравните смысловые отношения, выраженные этими же союзами  в  предложениях.

Вариант записи в тетради:

1.[Слышался загадочный шум ветра], и [раздавалось звонкое пение птиц].  («И» соединяет простые предложения; действие происходит одновременно)

2. [Слышался не загадочный шум ветра], а [раздавалось звонкое пение птиц].  ((«А» противопоставляет простые предложения; действия противопоставлены друг другу)

3. .[ Слышался загадочный шум ветра], или [раздавалось звонкое пение птиц].  (Или разделяет простые предложения; возможно только одно действие или они чередуются.)

*Сформулируйте вывод о смысловом значении сочинительных союзов и постарайтесь дать название группам союзов, передающим такие же значения.

(Соединительные, противительные, разделительные)

? Почему они так называются?

? Какова цель нашего урока? Сформулируйте её.

- Цель  сегодняшнего урока – более глубоко изучить смысловые группы сочинительных союзов, ознакомиться с теми союзами, о которых ещё ничего не знали, хотя, возможно, и встречались с ними в  речи.

IV. Теоретико – исследовательский практикум по теме урока

1. Исследовательская беседа на основе опорной таблицы

(Интерактивная доска)

Группы сочинительных союзов по значению

Союзы

Название группы. Значение.

Примеры

И,

 да (в значении И),

 не только – но и,

как – так и,

также (=и),

тоже (=и),

Соединительные

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

(и этот и то)

Небо опустилось, и звёзды вспыхнули над крышами.

Старик не только умён, но и хитёр.

Как дети, так и взрослые любят Рождество.

А,

но,

да (= но),

однако, однако же,

зато (= но),

же

Противительные

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается.

(не то, а это)

Не по словам судят, а по делам.

Мал золотник, да дорог.

Луна светила сильно, однако её свет с трудом пробивал туман.

Мама любит читать детективы, я же читаю фантастику.

Или,

либо,

то – то,

не то – не то,

ли…ли,

то ли – то ли.  

Разделительные

Указывают на то, что из двух явлений возможно только одно.

(или то, или это)

То солнце светит, то дождик моросит.

По саду разливается аромат или цветущей яблони, или зацветающей вишни.

То ли неожиданно набежала тучка, то ли подул сильный ветер.

2. Закрепляющая работа с учебником

- Чтение теоретических сведений о сочинительных союзах в § 58, сопоставление с таблицей.

- Самодиктант с грамматическим заданием по упражнению № 327 (I).

Физкультминутка!!!

(под музыку П. Чайковского «Сентиментальный вальс»)

 3. Объяснительный диктант с грамматическим заданием

Задание. Озаглавьте текст, записанный под диктовку. Составьте схемы, объясните  знаки препинания  при союзе И.

       

      Самое прекрасное слово на земле – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не угаснет любовь, и оно ни к чему не останется равнодушным.

        Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и  светлой твою жизнь.

(По З.И. Воскресенской) 

? Как вы озаглавили текст? Почему?

? Какова основная мысль данного текста?

? Чему учит нас этот текст?

? Каков тип речи данного текста? Стиль речи?

? Как связываются предложения в тексте?

V. Подведение итогов урока

Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»

1. Однако, но, или, а.

2. Не то – не то, не только – но и,  то ли – то ли,  или.

3. либо, тоже, также, да (= и).

Рефлексия

- Какой теме был посвящён сегодня наш урок?

- Какую цель мы ставили перед собой, начиная урок? Удалось её достичь?

- На какие смысловые группы делятся сочинительные союзы?

- Что связывают сочинительные союзы?

- Что было самым трудным и интересным на уроке?

«Незаконченное предложение»

1.  О сочинительных союзах я узнал(а), что…

2. Трудно мне было, когда …

3. Свою работу на уроке в целом я оцениваю как…

VI. Домашнее задание

1. Выучить  группы сочинительных союзов . § 58 или по таблице.

2. Выполнить упражнение №  328.

Приложение №1

Группы сочинительных союзов по значению

Союзы

Название группы. Значение.

Примеры

И,

 да (в значении И),

 не только – но и,

как – так и,

также (=и),

тоже (=и),

Соединительные

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

(и этот и то)

Небо опустилось, и звёзды вспыхнули над крышами.

Старик не только умён, но и хитёр.

Как дети, так и взрослые любят Рождество.

А,

но,

да (= но),

однако, однако же,

зато (= но),

же

Противительные

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается.

(не то, а это)

Не по словам судят, а по делам.

Мал золотник, да дорог.

Луна светила сильно, однако её свет с трудом пробивал туман.

Мама любит читать детективы, я же читаю фантастику.

Или,

либо,

то – то,

не то – не то,

ли…ли,

то ли – то ли.  

Разделительные

Указывают на то, что из двух явлений возможно только одно.

(или то, или это)

То солнце светит, то дождик моросит.

По саду разливается аромат или цветущей яблони, или зацветающей вишни.

То ли неожиданно набежала тучка, то ли подул сильный ветер.

Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»

1. Однако, но, или, а.

2. Не то – не то, не только – но и,  то ли – то ли,  или.

3. либо, тоже, также, да (= и).

«Незаконченное предложение»

1.  О сочинительных союзах я узнал(а), что______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Трудно мне было, когда______________________________________________

____________________________________________________________________

3. Свою работу на уроке в целом я оцениваю как_________________________

____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"

«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....

Урок русского языка. "Смысловые группы наречий"

Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.Работа по ...

Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать ...

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Омонимы и их употребление"

Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии...

Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»

Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...

Конспект урока русского языка по теме "Сочинительные союзы"

Конспект урока русского языкапо теме: «Сочинительные союзы» 7 классЦель урока: формирование у учащихся представления о трех группах сочинительных союзов. Тип урока: изучение...