Конспект урока русского языка в 7 классе: "Союз как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi_semenova_n.v.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Союз как служебная часть речи
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, слайдовая презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, я думаю, что все мы уже устали от долгой холодной зимы, мечтаем о том, чтобы поскорее начал таять снег, чтобы яркое тёплое солнышко приблизило весну. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке себе и своим товарищам. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге.
2. Лингвистическая разминка:
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
(В) течени… семейного ужина
Благодаря поддержк… мамы
(В)следстви… (не)большой ссоры
Достать из(под) ёлки
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка
3. Слово учителя. Введение в тему урока.
Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на доску:
«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард). Найдите части речи, которые не относятся к самостоятельным. С частицами мы более подробно познакомимся позже, а пока я предлагаю вам прослушать небольшое четверостишие, и если вы верно назовёте последнее слово, то поймёте, какой теме посвящён наш сегодняшний урок:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы).
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Давайте познакомимся с этимологией слова СОЮЗ. Приглашаю лингвиста.
Ученик: Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ. Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около двухсот пятидесяти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Учитель: А я обращаю ваше внимание на эпиграф, это высказывание великого русского учёного М.В.Ломоносова:
«Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
Учитель: Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы. НА ДОСКЕ
Где мир … лад, не нужен и клад. (и)
В гостях хорошо, … дома лучше. (а)
Душа на месте, … вся семья вместе. (когда)
- Что связывают союзы в 1-ом предложении?
- Для чего используется союз во 2-ом предложении?
- Какую роль играет союз в 3-ем предложении?
Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
Работа с учебником: чтение определения на стр.182.
Я предлагаю вам составить кластер –«паучок» о союзе как служебной части речи.
Составление кластера на доске и в тетрадях
5. Закрепление изученного о союзах.
А) Работа с текстом: В ГРУППАХ
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
Задания:
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки.
2. Найти в тексте все союзы, взять их в овал, определить простые союзы и составные.
Проверка выполнения.
Б) Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?
- Цени и береги своих близких, потому что…
- Когда у тебя плохое настроение, ….
- Никогда не груби своим родным, так как….
- Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
- Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений.
Контроль: Тест с последующей взаимопроверкой.
1. Продолжи определение: Союз – это
А. самостоятельная часть речи
Б. служебная часть речи
В. часть слова
2. Союз связывает… . Выбери полный ответ:
А. Части сложного предложения
Б. Однородные члены предложения
В. Однородные члены предложения и части сложного предложения.
3. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения
А. На улице дождь непрерывный, а дома тепло и светло.
Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.
В. Пусть счастливы будут все семьи, и радость войдёт в каждый дом.
4. Найдите ССП:
А. Мама спит, она устала.
Б. Хорошо, когда мы вместе.
В. Мама дома, и дом в порядке.
7. Заключительное слово учителя.
Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.
Камни.
Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор. Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.
8.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !
Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?
Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)
9. Домашнее задание: параграф 52 (стр.182 – 183), 1 группа – упр.426, 2 группа – упр.427
10.Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"
План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Разработка урока русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи"
На уроке дается понятие "самостоятельные и служебные части речи". Учащиеся вспоминают признаки уже известных им частей речи, распределяют слова по разным группам. На уроке...
конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки ...
Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе
Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...