Урок русского языка. "Смысловые группы наречий"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий"
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Работа по развитию речи: употребление наречий для более точного выражения мыслей.
Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovye_gruppy_narechiy.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку "Смысловые группы наречий"
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Работа по развитию речи: употребление наречий для более точного выражения мыслей.
Повторение: различные виды орфограмм и пунктограмм.
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и поэзия.
И.С. Тургенев
Ход урока
1.. Организационный момент.
2. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос). Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С. Тургенева и определим, какой частью речи являются подчеркнутые слова.
- По каким признакам вы определили, что это наречия?
- Дать определение наречию как части речи.
- Синтаксическая роль наречия в предложении?
- На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?
- В свою очередь обстоятельственные делятся на...?
- А определительные на...?
– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.
3.. Тестирование “Наречие-это...”
Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.
- Наречие – это самостоятельная часть речи.
- Наречие – служебная часть речи.
- Наречие не имеет окончания.
- Наречие – изменяемая часть речи.
- Наречие обозначает признак предмета по действию
- Наречие обозначает признак действия.
- В предложении наречие играет роль обстоятельства.
- Наречие может отвечать на вопрос сколько?
- Наречие имеет форму слова.
- Наречия можно разделить на смысловые группы.
Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы . Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”.
4. Комплексная работа с текстом
Прежде чем начать работу с текстом, давайте вернемся к эпиграфу и подумаем:
- Какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание?
- Почему он затрагивает вопрос о поэзии? Что такое поэзия?
Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом. Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.
(Чтение текста учителем.) Одуванчик
Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.
Одуванчик, если внимательно пр...глядеться, очень похож(?) на солнце. Созд...ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.
Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе. Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.
Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.
Задания к тексту.
А) Стилистическая работа.
- Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
- Что такое текст?
- Сформулируйте тему данного текста.
- Выделить микротемы текста.
- К какому типу вы отнесете этот текст?
- К какому стилю речи он относится? Почему ?
- Найти художественные средства, используемые автором?
(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )
Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца.
Б) Практическая работа.
- В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
- Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
- В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
- В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
- Какие это обороты? Выделить их графически.
- Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.
(По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).
– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?
- К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)
– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?
5. Работа по развитию речи. А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность. Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе. Осенний лист
Последний лист кружится в воздухе, летает,
Гонимый ветром вдаль по мостовой,
О чем он думает, о чем мечтает?
Кто унесет его, поманит за собой?
Быть может, он прилепится к окошку
И будет там ждать участи своей,
А может ляжет на промокшую дорожку
И затеряется среди дождей.
А может в парке, средь листвы опавшей,
Он вспомнит о вчерашнем дне
И загрустит о том, что он однажды
Сорвался с дерева, попал в небытие.
Но что поделать, коль назначено природой
Весной рождаться, летом зеленеть,
А поздней осенью с ветвей срываться
И в путь неведомый лететь.
6. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.
7. Домашнее задание. По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.
Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то...
А вот каким я увидел...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Наречие"
Урок русского языка по теме "Наречие"...
Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие". УМК "Школа России". учебник и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ"
Открытый урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" (7-й класс) Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять и...
План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"...
Конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения....
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Смысловое чтение и работа с текстом"
Рабочая программа факультативного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на воспитание грамотного компетентного читателя, человека с высоким уровнем языковой ...