Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Долбина Лия Багдатовна

Повторение по теме «Союз».

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –

ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_po_teme_soyuz.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Долбина Л. Б.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Класс:  7

УМК: под редакцией "Ладыженской Т.А. Русский язык. 7 класс"

Тема: Повторение по теме «Союз».

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –

ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель урока: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении и речи.

Задачи урока:

Образовательная (Предметная)

  1. Обнаруживать союзы, правильно писать;
  2. Определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
  3. Правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста;
  4. Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, ЭОР, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2. Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения причастного оборота, определения его роли.

3. Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4. Развивать речевую культуру и речевое творчество.

Воспитательная (Личностная)

  1. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства любви к малой родине.
  2. Формировать культуру творческого труда.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.    

Планируемые результаты:  

Предметные:

  1. Знать теоретические сведения о союзе.
  2. Уметь находить союзы в предложении.
  3. Уметь правильно писать союзы, определять их значение, роль в предложении; правильно применять в речи.

Личностные:

  1. Освоение и приятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика.
  2. Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  3. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Межпредметные:

  1. Делать выводы о совместной работе класса и учителя.
  2. Производить логические операции.
  3. Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
  4. Слушать и понимать речь других.
  5. Освоить умение находить союзы в тексте.
  6. Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу.
  7. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  8. Учитья работать по предложенному учителем плану.
  9. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Оборудование:  мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочие листы.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организа-ционный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализа-ция

знаний

Первая учебная ситуация.

Орфографическая пятиминутка.

  1. Развитие учебно­языко-вых умений. Комплексный анализ текста

4.Работа с измененным текстом.

Эпиграф к нашему уроку:

«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов

- Ребята, начнем наш урок с загадки-вопроса.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час,

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

Эта часть речи очень древняя, по происхождению является греческим словом, по частоте употребления стоит на 7 месте.

– О чем эта загадка? (О союзе.)

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии и сегодня узнаем, какую роль играют причастия  в нашей речи.

Итак, начнем с орфографической пятиминутки.

(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).

* Объясните правописание слов.

Я плыл на ло..ке вни.. по реке и вдруг услышал, будто в небе кто(то) начал ост..рожно переел..вать воду из звонкого стекля..ого сосуда в такой же сосуд. Звуки эти заполнили всё пр..странство между рекой и неб..сводом. Это л..тели жур..вли.

Я поднял голову, чтобы лучше их ра..мотреть. Этот крик жур..влей и их величавый перелёт по воздушным дорогам — соверше..ое тв..рение пр..роды.

Ос..ни за окном не видно, зато стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя.

По Ч. Айтматову

Фронтальный опрос

  1. Определите тип речи.
  2. Стиль речи.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Какие союзы встретились в предложении?
  5. Что такое союз?
  6. На какие вопросы отвечает союз?
  7. На какие два вида по значению можно разделить все союзы?
  8. В чем особенность сочинительных союзов?
  9. В чем особенность подчинительных союзов?
  10. К каким группам относятся деленные союзы?
  11. Какую роль они играют в тексте?

Теперь представьте этот же эпизод из рассказа Ч. Айтматова, в котором опущены все союзы.

Вопросы

- Какой текст вам больше понравился? Почему?

- В каких случаях союзы придают тексту большую выразительность? Почему?

 - Попробуйте выявить роль союзов в реализации авторского замысла.

- Какой сделаем вывод?

Обучающиеся работают в группах.

Предполагаемый ответ:

Союз

Запись учащимися числа, темы урока.

Цель урока –   повторить и обобщить теоретические сведения о союзе.

Учащиеся работают с текстом.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся сравнивают тексты и отвечают на вопросы учителя.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД коммуникативные:

(формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме; умения работать в группах).

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

5.Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

6.Проверка групповой домашней работы.

Защита проектов.

Проверка групповой домашней работы.

Четыре группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания.

1 группа работала с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» «Легендой о Данко». Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали роль союзов.

2 группа работала с рассказом Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали роль союзов.

3 группа работала с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.

4 группа работала с рассказом Леонида Андреева «Кусака».

Учащиеся работали по группам, предварительно читали, анализировали тексты.

Как же действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно

УУД коммуникативные:

(признание разных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Учащиеся читали, анализировали произведение, изучали роль союзов.

– Какая группа желает выступить первой? (выступают парами)

Представитель группы защищает свое задание.

Вывод: Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр -пословица, поговорка, загадка, анекдот. Защита заданий по группам.

формулирование собственного мнения и позиции, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывание и осознание своей точки зрения, выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями).

7. Этап обобщения и систематизации учебного материала.

Задание 1.

Игра «Собери пословицу».

У каждой группы свои пословицы.

Соединяют части пословицы.

УУД коммуникативные:

(построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).

Задание 2.

Определите тип союза в прочитанных мною предложениях (используйте для этого карточки с буквами С и П)

  1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.
  2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
  3. Река сверкала то голубым, то зеленым светом.
  4. Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.
  5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.
  6. Месяца не было, однако звезды ярко светили в чёрном небе.
  7. Слуга объявил, что лошади готовы.
  8. Это озеро небольшое, зато памятное Васютке.

Выбирают нужный вариант ответа.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Задание 3. Выборочный  диктант. Задание: из зачитанных словосочетаний выписать союзы, распределяя их по колонкам таблицы.

Составные союзы

Простые союзы

освещать, потому что темно;

как будто что-то стукнуло;

так как вода прибывала,

не пришел, оттого что опоздал

натереть, чтобы блестел;

дорого, зато надежно;

верное и чуткое сердце;

если закроет небо;

или движущиеся огни

Проверка работы: Какие союзы записаны в первую колонку, а какие во вторую?

Учащиеся распределяют союзы по колонкам.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Задание 4. Укажите номера предложений с сочинительными союзами;

с подчинительными союзами.

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.
  2. Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.
  3. Наступает жара,  утренние голоса смолкают, зато оживают насекомые.
  4. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

Работа в парах. Ученики анализируют особенности употребления союзов, расставляют правильно знаки препинания.

УУД коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Это интересно

Давайте послушаем любопытные сведения о союзах, которые подготовили ребята.

Открытие новых знаний.

Ребята знакомят с интересными фактами.

УУД коммуникативные: развитие монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

Задание 5. Выполнение упражнения 381.

Учащиеся составляют предложения к схемам.

УУД коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Задание 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
  2. Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.
  3. Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
  4. Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
  5. Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

Почему в одних предложениях стоят запятые перед союзами, а в других-нет?

Работают в группах по 6 человек, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

УУД коммуникативные:

(построение связного монологического высказывания, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).

Задание 7.

Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:

1) как(будто), потому(что), оттого(что)

2) то(же), что(бы), буд(то)

3) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)

4) (за)тем(чтобы), как(будто), (с)тем(чтобы)

Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы.

Регулятивные УУД:

поиск пути решения проблемы,

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

 

Задание 8.

Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.

2) Ему отлично был знаком этот приморский городок и он решил показать гостям достопримечательности.

3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.

Отвечают на вопрос учителя.

Овсянка -маленькая перелётная птичка отряда воробьиных.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Личностные результаты

Задание 9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Вётлы еще не пожелтели, (ЗА)ТО (ИЗ)ЗА домов проглядывали верхушки багрово-красных осин.

2. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) с беркутом случилось, ЕСЛИ(БЫ) не приехал орнитолог.

3. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

4. В(ТЕЧЕНИЕ) лета мне пришлось жить на даче, ПРИ(ТОМ) она не была похожа на обычные.

Работают в группах по 6 человек, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Ветла - дерево семейства ивовых с узкими, острыми листьями.

УУД регулятивные:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий.

8. Рефлексия деятельности: итоги работы.

– Какие цели мы ставили в начале урока?

- Что было интересным? Полезным?

– Какие признаки союза обнаружили?

- Где пригодятся знания, полученные на уроке в дальнейшем?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности которую для себя определил каждый из них: зеленый – я сосредоточен, активен, внимателен, желтый – не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен, красный – следует быть внимательнее, организованнее, активнее).

Дают ответы на вопросы,

проводят самооценку деятельности на уроке; осмысляют сформированные умения и навыки.

Рефлексия:

УУД личностные:

(представление о причинах успеха в учебе)

9. Домашнее задание

Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

  1. Подберите из художественной литературы 3 предложения с сочинительными союзами и 3 предложения с подчинительными, подчеркните основы, выделите союзы.
  2. Подготовить устный рассказ на тему «Роль союзов в текстах различных стилей».
  3. Составьте предложения по схемам и разберите их.
  1. [     ][   ].  
  2. [  ], (потому что)
  3. [     ],но [    ],  и [     ].
  4. [….., ( где), …  ].
  5. [     ],(когда…).
  6. [ 0   и  0   ].

Определяют, достигли ли цели урока, заполняют листы самооценки по теме урока и делятся впечатлениями от урока. Записывают домашнее задание.

Рабочий лист

Дата                                                                           

Тема урока                                                                          

Задание 1.

Орфографическая пятиминутка.

Я плыл на ло..ке вни.. по реке и вдруг услышал, буд(то) в небе кто(то) начал ост..рожно перел..вать воду из звонкого стекля..ого сосуда в такой(же) сосуд. И звуки эти заполнили всё пр..странство между рекой и неб..сводом. Это л..тели  жур..вли.

Я поднял голову, что(бы) лучше их ра..мотреть. Этот крик жур..влей и их вел..чавый перелёт по в..здушным дорогам — соверше..ое тв..рение пр..роды.

Ос..ни за окном не видно, (за)то стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя.

По Чингизу Айтматову

Комплексный анализ текста

Представьте этот же эпизод из рассказа Чингиза Айтматова, в котором опущены все союзы.

Вопросы

- Какой текст вам больше понравился? Почему?

- В каких случаях союзы придают тексту большую выразительность? Почему?

 - Попробуйте выявить роль союзов в реализации авторского замысла.

Задание 3. Проверка групповой домашней работы.

Четыре группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания.

1 группа – рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко».

2 группа –  рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

3 группа – "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.

4 группа –  рассказ Леонида Андреева «Кусака».

Вывод: Союз является не только средством соединения однородных членов предложения, частей сложного предложения, связи отдельных предложений в тексте, но и средством художественной изобразительности, а также средством выражения авторской позиции.

Задание 1.

Игра «Собери пословицу».

Задание 2.

Определите тип союза в прочитанных мною предложениях (используйте для этого карточки с буквами С и П)

  1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.
  2. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
  3. Река сверкала то голубым, то зеленым светом.
  4. Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.
  5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.
  6. Месяца не было, однако звезды ярко светили в чёрном небе.
  7. Слуга объявил, что лошади готовы.
  8. Это озеро небольшое, зато памятное Васютке.

Задание 3.

Из словосочетаний выписать союзы, распределяя их по колонкам таблицы.

Составные союзы

Простые союзы

Освещать, потому что темно; если закроет небо; как будто что-то стукнуло; натереть, чтобы блестел; так как вода прибывала; дорого, зато надежно; не пришел, оттого что опоздал; верное и чуткое сердце; или движущиеся огни.

Задание 4. Укажите номера предложений с сочинительными союзами;

с подчинительными союзами.

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.
  2. Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.
  3. Наступает жара,  утренние голоса смолкают, зато оживают насекомые.
  4. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

Задание 5. Выполнение упражнения 381.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Задание 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Укажите номера этих предложений.

  1. Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
  2. Поднялась луна, и тени стали чётче и длиннее.
  3. Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и посёлок из палаток и самих людей.
  4. Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.
  5. Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

Почему в одних предложениях стоят запятые перед союзами, а в других  -  нет? 

Задание 7. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:

1) как(будто), потому(что), оттого(что)

2) то(же), что(бы), буд(то)

3) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)

4) (за)тем(чтобы), как(будто), (с)тем(чтобы)

Задание 8.

Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.

2) Ему отлично был знаком этот приморский городок и он решил показать гостям достопримечательности.

3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.

Задание 9. 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Вётлы еще не пожелтели, (ЗА)ТО (ИЗ)ЗА домов проглядывали верхушки багрово-красных осин.

2. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) с беркутом случилось, ЕСЛИ(БЫ) не приехал орнитолог.

3. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

4. Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.

Домашнее задание 

  1. Подберите из художественной литературы 3 предложения с сочинительными союзами и 3 предложения с подчинительными, подчеркните основы, выделите союзы.
  2. Подготовьте устный рассказ на тему

«Роль союзов в текстах научного стиля».

  1. Составьте предложения по схемам и разберите их.
  1. [     ][   ].                  2)  [  ], (потому что)          3) [     ],но [    ],  и [     ].
  1. [….., ( где), …  ].        5)  [     ],(когда…).            6)  [ 0   и  0   ].

Наша группа анализировала "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.

Как известно, союзы – это служебные слова, выражающие грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в составе связного текста.

Мы пришли к следующим результатам. Всего в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы обнаружили около 210 союзов.

Сочинительных союзов  – 100, подчинительных – 110.

Работая с сочинительными союзами, мы установили, что рекордсменом в этой группе является союз И (употребляется 80 раз!), он соединяет однородные члены предложения. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 10 раз, А – 6, НО – 3.

Кроме соединительного союза И (он встретился в 14 предложениях), в текстосвязующей роли встретились союзы: А четырежды, НО трижды . С их помощью автор выразил отношения противопоставления или сопоставления с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки, условности, присоединения, итога).

Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союзное слово ЧТО – 17 раз, союз ЧТО - 14 раз, союз КОГДА – 11, ЕСЛИ – 9, союзное слово КОТОРЫЙ - 8, ЧТОБЫ – 8, КАК – 4, ИБО – 4, сравнительный союз КАК – 6, ДАБЫ - 1

Анализ произведения подтверждает: служебная часть речи может объединять, отражать взаимосвязь, противопоставлять, указывать на причинно – следственные отношения и многое, многое другое.

Наша группа анализировала «Легенду о Данко» из рассказа М. Горького  «Старуха Изергиль».

Результаты нашего исследования таковы. В рассказе около 175 союзов.

Сочинительных союзов  – 137, подчинительных – 38.

Сочинительный  союз И употребляется 65 раз, связывая однородные члены предложения: сказуемые  – 37, определения – 12, дополнения – 8, обстоятельства – 5, подлежащие – 3. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 28 раз, А – 10, НО – 4.

Текстосвязующую роль играют сочинительные союзы: И (он встретился в 13 предложениях), А - 10, НО - 6.

В тексте употребляются подчинительные союзы: целевые, временные, условные, причинные. Из подчинительных союзов наиболее употребляемый союз ЕСЛИ – 9, ЧТОБЫ – 8, союзное слово ЧТО – 6 раз, союз ЧТО - 5 раз, союзное слово КОТОРЫЙ - 4, союз КОГДА – 3, КАК – 2, ПОТОМУ ЧТО – 3, ИБО – 1, ЧТОБЫ – 1, сравнительные союзы: КАК – 7, ТОЧНО – 4.

Роль союзов в легенде разнообразна, с помощью союзов создается последовательность, логичность изложения, создается образ времени, происходит создание ритма, плавности речи. Они соединяют фрагменты, повествующие о действиях, поступках, поведении героев.

Мы анализировали рассказ Леонида Андреева «Кусака» и пришли к следующим выводам.

В рассказе около 234 союзов.

Сочинительных союзов  около 186, подчинительных около 48.

Сочинительный союз И употребляется 118 раз, связывая однородные члены предложения: сказуемые  – 70, дополнения – 17, обстоятельства – 14, определения – 11, подлежащие – 6. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 27 раз, А – 7, НО – 6, ИЛИ - 1.

Текстосвязующую и текстообразующую роли играют сочинительные союзы: И (он встретился в 15 предложениях), НО – 7, А - 5. Их употребление в тексте облегчает установление логических связей, привносит в повествование сопутствующее значение.

Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союзное слово КОТОРЫЙ - 10, союз ЕСЛИ – 9, союз ЧТО – 9, ЧТОБЫ – 8, союз КОГДА – 6, ЧТОБЫ – 3, ПОТОМУ ЧТО – 3, союзные слова ЧТО – 2 раз, ГДЕ – 2, союз ЕСЛИ – 2, КАК – 1, ТАК КАК – 1, сравнительные союзы: КАК – 4, КАК БУДТО – 3, СЛОВНО – 3, ТОЧНО – 1. Примеры сравнительных оборотов: как капельки ртути, как она, как отчаяние, как крылья ласточки, точно свечи, словно это был не хлеб, а камень, словно от удара, словно это было знаком, как будто вспыхивал огонек. С их помощью автор смог изобразить состояние Кусаки.

Мы пришли к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

Наша группа работала с  рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк».

Всего в произведении около 98 союзов.

Сочинительных союзов  около 78, подчинительных около 20.

Работая с сочинительными союзами, мы установили, что рекордсменом в этой группе является союз И (употребляется 62 раза!), он соединяет однородные члены предложения. Из 62 предложений 46 содержат однородные сказуемые, соединенные соединительным союзом И. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 5 раз, А – 4, НО – 3, ДА - 1.

Лишь в 2 – х случаях союзы А, И  участвуют в композиционном оформлении текста.

Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союз ЧТО – 5 раз, ЧТОБЫ – 1, КАК – 4, КОЛИ (в значении если) – 1, союзные слова КОТОРЫЕ – 3, какую – 1, ЧТО – 1, ДАБЫ – 1, аль – 1, сравнительные союзы: КАК – 4, СЛОВНО – 3.

Таким образом, можно сделать вывод, без союзов смысл сложносочиненных предложений очень размытый и неяркий и не может полностью передать мысль автора. Значимость союза в сложноподчиненном предложение не менее важна, ведь они образуют тонкую нить взаимосвязи главной и придаточной части.

Сообщение 1

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

Сообщение 2

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

“И” – один из самых древних союзов русского языка;

Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;

Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;

Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).

Сообщение 3

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка СО-, имеющая значение «вместе», и корень - ЮЗ- со значением «связь», близким по значению к словам УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО - в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: СОтрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; СОавтор – « тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения» и т.д. Однако основа слова «союз» в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

Сообщение 4

Ряд союзов имеет архаическую или просторечную окраску: коли, кабы, дабы, понеже. Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

союз НО является выразителем отношений несходства. За счет наиболее частотного употребления собственно соединительных конструкций с союзом «И» в произведениях Пушкина формируется общий тон повествования. Использование обозначенных конструкций также обеспечивает произведениям лаконичность и высокую концентрацию смысла.

Собери пословицу

  1. потому что

Рассеянный ничего не знает,

хлеб сладок.

  1. чтобы

много знать,

делать нечего.

  1. коли

Долог день до вечера,

ворон считает.

  1. да

Горька работа,

не кнутом, а овсом.

  1. но

Коня подгоняй,

надо любить книгу.

  1. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
  2. Чтобы много знать, надо любить книгу.
  3. Долог день до вечера, коли делать нечего.
  4. Горька работа, да хлеб сладок.
  5. Коня подгоняй, но не кнутом, а овсом.

  1. А

Гулять гуляй,

надо наклониться.

  1. Когда

Цену вещи узнаешь,

зимой цветы бы расцветали.

  1. Да

Мороз не велик,

работать не забывай.

  1. Чтобы

из ручья напиться,

стоять не велит.

  1. И

Кабы на цветы не морозы,

потеряешь.

  1. Гулять гуляй, а работать не забывай.
  2. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
  3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
  4. Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
  5. Мороз не велик, да стоять не велит.

  1. да

Близок локоть,

в амбар насыплешь.

  1. а

Береги платье снову,

мать всех друзей милее.

  1. если

И лук сладок, как мед,

не укусишь.

  1. когда

Хвались урожаем,

честь смолоду.

  1. а

Сыр калача белее,

на родине растет.

  1. Близок локоть, да не укусишь.
  2. Береги платье снову, а честь смолоду.
  3. И лук сладок, как мед, если на родине растет.
  4. Хвались урожаем, когда в амбар насыплешь.
  5. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

  1. Коли

изба крива,  

не оценишь света

  1. Либо

Либо дождь, либо снег,

ни в строй, ни в дело не годится.

  1. Если

не видел мрака,

хозяйка плоха.

  1. Когда

солдат палки не боится,

осень снопами.

  1. А

Весна красна цветами,

будет, либо нет.

  1. Коли изба крива,  хозяйка плоха.
  2. Если не видел мрака, не оценишь света
  3. Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
  4. Когда солдат палки не боится, ни в строй, ни в дело не годится.
  5. Весна красна цветами, а осень снопами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"

Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...

конспект урока русского языка "Повторение темы "Однородные члены предложения"

Повторение повторения и обобщения  темы "Однородные члены предложения"...