План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Потапова Светлана Владимировна

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.
            ТЕМА: «ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ» ( 7 КЛАСС )

                                                                         Подготовила:

                                                                         учитель

                                                                         ГКОУ ВО «Специальной (коррекционной)

                                                                         общеобразовательной школы-интернат

                                                                         г. Кольчугино»

                                                                         Потапова Светлана Владимировна

Тема: «Прямое и переносное значение слов».

Цель: Сформировать представление об особенностях лексического значения слова и его употреблении в устной и письменной речи.

Задачи:

1).Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.

2).Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.

3).Расширять словарный запас учащихся, формируя умение говорить грамотно.

4).Коррекция и формирование коммуникативных умений в устной и письменной форме.

Оборудование: учебник, детские картинки – карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щёки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

 Ш. Проверка домашнего задания.

Ученики  зачитывают найденные ими многозначные и однозначные слова, объясняют их значения.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске картинка: мальчик светится от счастья.

Учитель: 

- Что необычного в этой картинке?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Некоторые слова могут иметь как прямое значение, которое ещё называют буквальным, так и переносное значение. При этом слова могут иметь не одно, а несколько переносных значений. Это значительно обогащает словарный запас русского языка, делая речь более живой и выразительной. К примеру, слово мраморный в прямом значении указывает на материал, из которого сделан тот или иной предмет – мраморные колонны; в переносном же – качество предмета, напоминающее мрамор, - мраморная кожа.

   При этом переносное значение слов может возникать по разным причинам. Самая распространённая – перенос названия с одного предмета на другой из – за сходства по определённым признакам: светло – русые волосы похожи цветом на созревающие колосья пшеницы – пшеничные локоны.

   Действия людей или живых объектов могут быть приписаны неживым предметам: наползал туман, идет снег.

Перенос значения происходит на основе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения, на основе выполняемой предметом функции, на основе ассоциации по смежности (пространственной, временной и т.д.)

IV. Этап решения учебных задач. Открытие новых знаний.

   - Чем отличается прямое значение слова от переносного?                                                                                                      

Упражнение 1 ( диктант ).

   Напишите текст. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. Подберите к  ним в пару слова, имеющие приблизительно то же значение, но употребляемые в прямом значении. Подумайте, с помощью какого способа возникло переносное значение многих слов, употреблённых в данном тексте.

   Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.              

                                                                                                                              ( И.Э. Грабарь).

 (Лазоревый - светло – голубой, жемчужный – белый, коралловый – красный, сапфировый-синий. Здесь – перенос названия драгоценного камня на цвет или оттенок ).

   Учитель: Для того, чтобы грамотно и красиво выражать свою мысль, а также понимать собеседника, необходимо различать значения одного и того же слова.

Упражнение 2 ( устно).

   Употребите выделенные слова из первого абзаца в переносном значении, из второго – в прямом.  

Образец: мраморный пол – мраморный лоб.

  1. Мраморный пол, заледенелая лужа, синяя шаль, персиковый сок, спящий котёнок, африканский континент.
  2. Васильковые глаза, огненный взгляд, седое утро, танцующие тени, кошачьи повадки, свернуться клубком.

V. Применение полученных знаний на практике.

Раздаю ученикам распечатанный грамматический текст. Один из учеников читает текст вслух:

   Обогащением значения слова, а также приданием ему нового смысла часто занимаются поэты и писатели, когда им необходимо в произведении охарактеризовать предмет, подчеркнув его сходство с другим предметом. Используя слова в переносном значении в обыденной речи, мы не задумываемся о сходстве или связях между этими словами и другими ( время летит, снег идёт ). Такое случается из – за того, что употребление слова в переносном значении стало для нас столь же привычным, что и в прямом.

   Однако при употреблении слова в несвойственном ему значении такая связь становится явной, её легко можно увидеть. Например, в строках из стихотворения Сергея Есенина:

                       Седины пасмурного дня

                       Плывут всклокоченные мимо… -

в несвойственном, необычном значении употреблено слово седины. Внимательный читатель поневоле задумается, что это слово обозначает?

   Данные в словаре значения этого слова не могут быть применены для этого текста. Но если связать смысл, значение этого слова с остальными словами текста, можно догадаться, что седины в данном случае – это тучи, потрёпанные ветром. Тогда перед глазами встаёт картина хмурого осеннего дня, серого холодного неба, по которому плывут седые лохматые тучи. Одно только слово, употреблённое в нехарактерном для него значении, помогает обрисовать картину лучше, чем десяток предложений, создать необходимое для понимания произведения настроение.

   Необычные, несвойственные переносные значения тех или иных слов, которые помогают создать запоминающееся, яркое представление о явлениях и предметах, называются образными значениями, или тропами. Ярким примером тропов является широко используемый приём олицетворения.

- Приведите примеры тропов из ваших любимых стихотворений.

   Упражнение 3.

   Подчеркните слова, употреблённые в тексте в переносном значении одной чертой, олицетворения – двумя чертами.

                      Ночевала тучка золотая

                      На груди утёса великана;

                      Утром в путь она умчалась рано,

                      По лазури весело играя;

                      Но остался влажный след в морщине

                      Старого утёса. Одиноко

                      Он стоит, задумавшись глубоко,

                      И тихонько плачет он в пустыне.

( Переносное значение – ночевала, золотая, на груди, великана, умчалась в путь, по лазури, играя, в морщине, стоит, задумался, плачет; олицетворение – ночевала, умчалась в путь, играя, стоит, задумался, плачет.)

VI. Домашнее задание.

Упражнение 1

   Найти в словаре типы тропов (метафора, эпитет, олицетворение и т.д.), записать на карточки, придумать примеры использования данных выразительных средств.

Упражнение 2

   Переписать упражнение. Найти в тексте и подчеркнуть примеры одушевления. Определить значение ( прямое или переносное) употреблённых в стихотворении глаголов.

  1. Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

         На пути, -

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

           С.А. Есенин

   2.   Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

           С.А. Есенин

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

- Приведите примеры слов, употребляемых в переносном значении.

- На основании каких признаков может происходить перенос значения слова? (Сходство по цвету, значению, действию и т.д.)

- Что означает слово «троп»?

- Приведите примеры тропов из ваших любимых стихотворений.

                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"

«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Презентация к уроку русского языка по теме: Прямая речь. 5 класс.

Презентация ученика Платова Влада по теме: Прямая речь. Русский язык.5 класс....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"

Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....

Урок русского языка по теме : "Прямое и переносное значение слова"+ презентация.

На мой взгляд, в разработке урока и презентации подобран интересный материал , позволяющий детям легко усвоить данную тему.В работе использую технологию разноуровневого обучения. Урок составлен с учет...