Мнемонические средства
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Мнемоничсекие средства на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
![]() | 31 КБ |
![]() | 174.5 КБ |
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительный падеж множественного числа имен существительных | |
нулевое окончание | -ов, -ев, -ей |
Названия парных предметов | |
туфель ботинок бот валенок сапог чулок погон эполет | носков |
Национальности | |
англичан болгар башкир осетин туркмен цыган бурят турок | калмыков монголов таджиков тунгусов хакасов узбеков хорватов якутов |
Воинские группы | |
партизан солдат гусар | минеров саперов |
Единицы измерения | |
ампер вольт ватт аршин герц рентген | километров сантиметров метров гектаров килограммов граммов |
Овощи, фрукты | |
яблок груш черешен слив вишен дынь | апельсинов сантиметров метров гектаров килограммов граммов |
Женский род | |
вафель кочерег кровель оглобель розог свадеб сплетен нянь | долей кеглей пригоршней свечей (но игра не стоит свеч) |
Средний род | |
блюдец зеркалец корытец одеялец полотенец кружев | болотцев копытцев оконцев |
Только мн. число | |
потемок сумерек шаровар нападок | заморозков лохмотьев будней дровней яслей |
В сущ. 3-го скл., ж.р. | Ставится | Мягкий знак в существительных после шипящих | |
В сущ. 1-го скл., в Род. п., мн.ч. | В сущ. 2-го скл., м.р. | Не ставится |
Алгоритм постановки Ь в существительных после шипящих
(по таблице)
1) Относится ли существительное с основой на шипящую к жен. р. или нет;
2) В каком падеже и числе стоит существительное.
Например:
ночь – ж.р. – Им.. п., ед. ч. – есть Ь
дач – ж.р. – Род. п., мн. ч. – нет Ь
В детской сказке колобок
По траве кататься мог
Без ботинОК, без сапог,
Без носкОВ и без чулок.
Шесть гектарОВ апельсинОВ,
Яблок, груш и мандаринОВ,
БаклажанОВ – грядок пять,
ПомидорОВ – не собрать!
Предварительный просмотр:
Средний род | Мужской род | Женский род | Именительный падеж множественного числа |
Слова, предложения | Словари, алфавиты, профессора, учителя | Книги, буквы, мысли | |
-а, -я | -и, -ы -а, -я | -и, -ы |
Инженеры и шоферы
Выполняют договоры,
Чтоб до снега до зимы
Возвести домов кварталы
Для народа для страны.
ЗАПОМНИ!!!
-А, -Я | -Ы, -И |
адреса борта веера векселя вороха директора доктора егеря желоба жемчуга кителя купола кучера мастера округа ордера паспорта повара профессора сорта тополя ветра цеха шелка прожектора | басы библиотекари бухгалтеры выборы выговоры вымпелы выпуски госпитали громы десны договоры инженеры инспекторы колеры кремы офицеры очереди переговоры подписи порты почерки прииски ректоры тренеры факторы цензоры шоферы торты банты шарфы |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тире ставится: | |
1. Сущ. + сущ. | Книга— лучший друг человека. |
2. Числ. + числ. | Шестью шесть — тридцать шесть. |
3.Сущ. + числ. | Длина Волги—3688 километров |
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. | Охранять природу — любить родину. |
5. Сущ. + н. ф. глаг. | Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. | Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) | Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. |
Тире не ставится: | |
1. При сказуемом есть не | Бедность не порок |
2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно | Глаза будто вишни. |
3. Подлеж. = личное местоим. | Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
4. Перед сказуемым стоит вводное слово | Собака, известно, друг человека |
Тире ставится: | |
1. Сущ. + сущ. | Книга— лучший друг человека. |
2. Числ. + числ. | Шестью шесть — тридцать шесть. |
3.Сущ. + числ. | Длина Волги—3688 километров |
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. | Охранять природу — любить родину. |
5. Сущ. + н. ф. глаг. | Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. | Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) | Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. |
Тире не ставится: | |
1. При сказуемом есть не | Бедность не порок |
2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно | Глаза будто вишни. |
3. Подлеж. = личное местоим. | Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
4. Перед сказуемым стоит вводное слово | Собака, известно, друг человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-44541-1357288706.jpg)
Мнемонические математические правила
В материале представлен перечень мнемонических правил, удобных для легкого запоминания. Особенно правила рекомендуется использовать в младших классах....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36161.jpg)
Мнемонические правила по тригонометрии
Мнемонические правила по тригонометрии ("лошадиное правило", тригонометрия на ладони, цветная таблица для запоминания значений тригонометрических функций)...
Мнемонические правила в математике
Материал полезен как для учащихся ,так и для учителей. Мнемонические правила облегчают запоминание отдельных тем, чисел и формул....
Мнемонические стишки на уроках русского языка
Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык". Стихотворчество учителя обычно находит отклик в сердцах...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-573387-1431351585.jpg)
«Мнемонические формулы и схемы, как средство обучения иностранному языку»
Анализируя свой, многолетний педагогический опыт и опыт моих коллег, я пришла к убеждению, что использование приемов мнемотехники в большей степени обеспечивает успешность в обучении иностр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127566-1350650779.png)
Мнемоническая техника-средство совершенствования личности ученика
Известно, что усвоение школьниками знаний, умений и навыков проходит неравномерно, некоторые ребята с трудом запоминают правила, теоремы, алгоритмы решения заданий....