«Мнемонические формулы и схемы, как средство обучения иностранному языку»
статья по английскому языку по теме
Анализируя свой, многолетний педагогический опыт и опыт моих коллег, я пришла к убеждению, что использование приемов мнемотехники в большей степени обеспечивает успешность в обучении иностранному (английскому) языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusu_nataliya_aleksandrovna.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемонические формулы и схемы, как средство обучения иностранному языку»
Учитель английского языка: Русу Наталия Александровна
Анализируя свой, многолетний педагогический опыт и опыт моих коллег, я пришла к убеждению, что использование приемов мнемотехники в большей степени обеспечивает успешность в обучении иностранному (английскому) языку. Понятие «Мнемотехника» в данном контексте, трактуется как совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом.
- Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться организовывать информацию в момент запоминания. Способом такой организации могут являться опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.
- Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
- Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально, так же с помощью схем, таблиц. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем "впечатления ума".
- Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
- Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме.
- Закон оптимального размера запоминаемой информации: чем больше по длине предъявляемый ряд информации, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить две разные по объему группы слов, в одной из которых 10, а в другой 30 слов, то, естественно, первую он запомнит лучше.
- Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Так, например видовременные формы глагола.
- Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение должно быть активным и в виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).
Опираясь на данные законы, считаю уместным использовать нижеприведенную схему, для запоминания видовременных форм глагола, которые очень трудно даются учащимся.
Рассмотрим использование данного приема на примере отдельно взятого этапа урока в 5 классе по УМК “Enjoy English” Биболетова М.З.
Тема урока: “Have you ever walked in London’s parks?”
Цель урока: Формирование нового грамматического понятия Present Perfect
Этап урока «Знакомство с новым грамматическим понятием»
Как и при знакомстве с предыдущими видовременными формами английского глагола, я использую «Паровозик». Схематично выглядит он следующим образом:
Как с этой схемой работать. Приведу несколько примеров.
- Учащимся дается группа слов, среди которых есть подлежащее, сказуемое, слова спутники данного времени, вспомогательные глаголы have/has. Задача: составить из данных слов предложение по схеме (схема может быть как в электронном виде, так и в бумажном, исходя из имеющихся ресурсов). Такое задание формирует умение быстро и правильно находить место для каждого члена предложения.
- Учащимся даны предложения, составленные по схеме. Задача: вычеркивать слово из предложения в соответствии с исчезнувшим вагоном. Для усложнения задачи, вагоны могут быть не обозначены.
- Задача: составить предложение по картинке, используя схему, как зрительную опору.
- На этапе формирования грамматического понятия, я использую схему полностью, на этапе закрепления, элементы можно поочередно (или полностью) убирать, реализуя, таким образом, познавательные, логические, знаково-символические УУД.
- На этапе устного или письменного контроля, где зрительная опора будет отсутствовать, учащиеся смогут воспроизвести информацию по изученной теме путем воссоздания уже имеющихся объектов в памяти.
Ситуацию можно обыграть следующим образом:
- «Ребята, на пути следования поезда произошла непредвиденная ситуация на путях и у наших пассажиров возник вопрос, что же случилось. Кто поможет разобраться, конечно, помощники, они переместятся в начало поезда и будут решать вопрос».
Таким образом, схема будет выглядеть так:
Работа по данной схеме будет направлена на образование вопросительных предложений (общих вопросов).
Специальные вопросы отрабатываются тем же способом, и легенда может быть следующая:
- «К сожалению, наши помощники справляются только с простыми вопросами и могут лишь ответить, поедет поезд дальше или нет (только «да» или «нет»). Если мы хотим получить подробную информацию о происходящем, тут к нам на помощь приходит специальная служба. Этих ребят мы все хорошо знаем: Where, Why, When, What, Who…»
Схема специальных вопросов:
Для каждой ступени обучения «Паровозик» может быть разный по цвету, по форме и по содержанию легенды. Таким образом, открывается большой простор для проявления каждым учителем своего педагогического мастерства и раскрытия своих творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство обучения иностранному языку
проектная работа...
Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»
В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....
Краеведение как средство обучения иностранному языку в школе.
В данной статье раскрываются некоторые способы использования краеведческого материала на уроках английского языка....
Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.
Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...
Игра как средство обучения иностранному языку в школе
Это статья о пользе использования игр на уроках иностранного языка....
Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам
Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....