Мнемонические приёмы, или узелки на память.
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ИЛИ УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Память человеку необходима для всех проявлений души.
Паскаль
Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? Тут узелки не помогут. К.Д. Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся все припомнить».
Иногда наша память подбрасывает нам еще одну проблему, которую ряд методистов очень точно характеризуют как «проблему буриданова осла»: как сделать выбор из двух одинаковых положений. Причина страданий буриданова осла, да и наших тоже, когда мы оказываемся в его положении, заключается в психологической интерференции, под которой понимается ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. При применении правил орфографии такая ситуация сплошь и рядом.
А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью... При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие... или редкие».
Может ли нам знание этих психологических законов помочь в процессе формирования орфографической грамотности? Бесспорно. Школьники и студенты часто теряют интерес к слову, к языку именно потому, что не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом запоминания многочисленных правил и исключений из них, не выдерживают натиска интерференции, которая превращает изученный материал в подобие винегрета, в котором сложно отыскать понадобившийся ингредиент.
Призовем на помощь мнемотехнику — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Т.Я. Фролова писала по этому поводу: «Мнемоническая поддержка, создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков, предотвратить ухудшение запоминания выученного материала в результате наложения новой, сходной информации». И добавим: поможет каждому человеку, изучающему русскую орфографию, уничтожить страх школьников и студентов перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит обучающимся увидеть их границы и одновременно безграничные возможности родного языка.
Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаст необходимый для успешного овладевания знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.
С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагаровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны».
Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали авторы данного пособия, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнали в процессе общения с коллегами.
Итак, читайте, постигайте, запоминайте легко и с интересом!
1. Запоминание с помощью специальных фраз.
Фока, хочешь поесть щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).
Мы же не забывали друга (помогает запомнить звонкие согласные).
Лимон — рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звон кости/глухости).
Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова — исключения из правила «правописание и/ы после ц»).
2. Запоминание с помощью рифмованных правил.
Правописание непроизносимых согласных
Всем известно, как прелестно, букву т писать уместно.
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно.
Запомни стих как дважды два и пиши без т слова:
Вкусный, безгласный и интересный,
Добавь интриганский, а также словесный.
Ошибка не будет страшна, коль подберешь для проверки слова.
Правописание приставок
Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание на здесь, здоровье, здание.
3 нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.
Правописание приставок на -з, -с
Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.
Пред согласными глухими быстро сменят з на с.
Спряжение глаголов
У глаголов два спряженья: -ешь и -ишь. Вот исключенья:
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е спрягать нельзя!
Правописание предлогов.
Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —
В предлогах пишем вместе.
Вследствие — «из-за» — ясно вполне:
Слитно напишем, конечная е.
Правописание безударных проверяемых гласных.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
3. Запоминание слов с помощью рифмовок.
Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоу, джоуль, корнишон,
Рожон, боржоми и пижон,
Капюшон, мажор и шорты,
Шок, харчо, анчоус, джонки,
Трещотка, джокер, чох, вечор —
Запомни весь этот набор.
После шипящей не спеши,
В рифмовку входит? О пиши!
Запоминаем слова с Ё
Пишем Ё в словах: дешевка,
Бечевка, ночевка и раскорчевка,
Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,
Печенка, тушенка и дирижер.
Запоминаем окончания существительных (р. п., мн. ч.)
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
4. Запоминание на основе логических ассоциаций.
Мужчина. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Интеллигенция. Настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли ?»
Труженик — мошенник. Труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы н, а мошенник себе их запросто наворовал.
5. Запоминание на основе зрительных или слуховых ассоциаций.
Колобок. В слове три буквы о, как три круглых колобка.
Гласные в суффиксах -очк- и -ов- похожи на круглые линзы очков.
6.Запоминание слов с помощью построения сюжетной линии.
Кот, который сидел в котле, ел котлету.
Рабочий надевает пальто, сапоги, берете собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.
7. Запоминание с помощью сказочных сюжетов.
Помогите корню
Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
— Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -гор-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?! (Л. Новикова)
8. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций.
С мечом или с мячом?
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.
Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.
Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
А мяч есть?
— Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему? (В. Кондрашов)
Досадное недоразумение
Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А была переправлена на О.
Кто же это сделал?
Я, — ответила телеграфистка.
Зачем? — возмутился художник.
А как же? Ведь тут была ошибка...
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:
— Я и не подозревала, что есть такое слово пастель. (В. Волина)
Правило этики
Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя! Повторяла так часто, что в конце концов он это правило накрепко запомнил.
Но как он был удивлен, когда однажды, открыв тетрадь, увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал ее замечание: «Чавкать нельзя!»
Недоумевающий Павлик подошел к учительнице. «Читай, что у тебя написано», — улыбаясь, сказала она. «Учав..ствовать», — запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щеки. Чавкнул! Действительно!
«Вот в том-то и дело, — сказала учительница. — Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?» Еще бы! Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он никогда не «чавкает». Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом. (Л. Новикова).
9. Запоминание с помощью загадок
Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно). Загадка включает в себя слова-исключения, которые пишутся с удвоенной н.
10. Запоминание с помощью веселых анекдотов
Начальник подчиненному:
- Напиши объявление, что собрание состоится во вторник, в три часа дня. Подчиненный:
- А как пишется — вторник или вторнек?
Начальник:
- Мне некогда, посмотри в словаре. Я на объект.
Вернувшись, видит написанное объявление: «Собрание состоится в среду, в три часа. Просьба прийти на день раньше!»
Начальник:
Я же сказал тебе, посмотри в словаре!
Подчиненный:
Да смотрел я! Там на букву ф одна фуфайка!
11. Запоминания с помощью выполнения творческих работ
Сочинение лингвистических сказок.
Суффиксы -ик- и -ек-
Жили-были два брата — два суффикса -ик- и -ек-. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. -Ик- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:
ключик — ключика,
кирпичик — кирпичика,
ларчик — ларчика.
А у суффикса -ек- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:
орешек — орешка,
дружочек — дружочка,
василечек — василечка.
Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры. (Д. Кузьмин, 5-й кл.)
Составление текста, в котором вы защищаете правило или жалеете его.
Дорогая частица НЕ! Не огорчайся, что глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть глаголы, которые ты победила, и они не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать.
12. Запоминание с помощью игровых ситуаций
Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:
Печка (речка, свечка, колечко...).
Птенчик (бубенчик...).
Вечный (встречный, сердечный...).
13.Запоминание с помощью приема «перевод»
Яства — от «ясти» (есть) — др. рус.
Футбол — от «foot» — нога и «ball» — мяч.
14. Запоминание с помощью приведения исторической справки.
Колобок — от «коло» — круг.
Коричневый — от «кора».
Спасибо — от «спаси Бог».
15. Запоминание проверочных слов или использование способа подстановки.
Облака — облако, обволакивать.
Будущее (пишем без ю) — проверь: я буду, а не будую.
Следующий (пишем с ю) — проверь: я следую, а не следу.
16. Запоминание путем дробления слова на значимые части.
Горизонт — гори, зонт.
Блокнот — блок, нот.
17. запоминание с помощью алгоритмов и других способов систематизации материала
Правописание О - Ё после шипящих (систематизированы 9 правил)
Дано: в безударном положении после шипящих пишется Е
(кроме слов-исключений: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, жокей).
Что пишется под ударением? — Применяем алгоритм:
Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, это все же вспомогательные приемы запоминания. Мнемотехника дает возможность не только облегчить запоминание и увеличить объем памяти, но и предотвращает разрушающее воздействие интерференции.
Успехов вам в постижении орфографии и в запоминании слов родного языка!
Орфограмма находится в корне?
Да
Это слово исключение?
(имеются в виду исключения, в которых гласная находится под ударением; . выше список слов: шорох, чокаться, трущоба...
Нет
Это глагольная форма?
(глагол, причастие, отглагольное существительное)
нет
да
нет
да
Пиши О
Пиши Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Узелки на память"
Данная презентация поможет разобраться, что такое аннотация, отзыв, рецензия,а доступный алгоритм научит их создавать....

"Узелки на память". Как помочь ребенку учиться?
Зачастую обучение детей идет очень трудно. Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания?...

Узелки на память. Подготовка к ЕГЭ по литературе
Ключевые понятия по литературе, связанные с константами по кодификаторам и спецификациям ЕГЭ по литературе...

Узелки на память. Нравственные уроки рассказов Сергея Горбачёва. Сборник «Ни за что».
Презентация содержит материал для курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»...

Практические рекомендации Интервью. Узелки на память
Искусство интервьюировать - составная часть мастерства журналиста. Поэтому советы, которыми предлагаем воспользоваться при работе над материалом, будут интересны и полезны....

Узелки на память. Пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе.
laquo;Узелки на память» - это пособие для сдающих ЕГЭ по литературе, в котором даны вопросы, часто встречаемые в КИМах, и ответы на них. Выпускникам также предлагаются редко встречаемые вопросы...