Мнемонические стишки на уроках русского языка
занимательные факты по русскому языку по теме
Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык". Стихотворчество учителя обычно находит отклик в сердцах учеников, и школьники более заинтересованно начинают относиться к изучению учебного материала, а подчас и сами становятся соавторами зарифмованных правил. Главным на уроках становится девиз: "От творчества учителя - к творчеству ученика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonicheskie_stishki.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное –
Часть речи удивительная.
Она даёт нам всем ответ:
Что перед нами за предмет?
А если тот предмет живой,
Вопрос задай совсем другой:
Кто? Кого? Кому? О ком?-
Будешь дружен с языком!
Имена существительные общего рода
В нашем классе есть Димуля.
Он – растяпа и грязнуля.
Не заправит он рубаху,
Потому что он неряха.
А его соседка Ира –
Настоящая задира,
Непоседа, егоза
И для всех ребят гроза.
НЕ с существительными.
Нет слова без НЕ-
Значит, слитно пиши:
Неряха, невежа, ненастье.
Синоним без Не подобрать сможешь ты –
И станет горем несчастье.
Но будь осторожен:
С союзом А эти слова не терпят друг друга:
Не правда, а ложь;
Не приятель, а враг;
Бойся врага, а не друга.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
После шипящих у существительных на конце
Мягкий знак пишется не везде.
Чтобы писать слова без ошибок,
Выучи правила без заминок.
Дабы облегчить мученья твои,
Я их зарифмовала в стихи.
Решенье всяческих задач,
Просмотр телепередач…
Когда их много,
Знает всяк: не пишется в них Ь.
Мужчины твёрдости полны:
Муж, врач или циркач-
Знаки им мягкости не нужны,
Как сытому калач.
Только у существительных 3 склонения
Пиши Ь без промедления!
НАРЕЧИЕ
Сегодня и завтра, сейчас и потом,
Пешком в одиночку, по двое бегом,
На миг, на чуть-чуть ты прислушайся к речи:
В ней столько забавных и нужных наречий!
Наречия вовсе не изменяются,
Они лишь по группам объединяются,
Где главным является смысл, иль значение-
Определяй его без промедления:
Образ действия, время и место,
Мера и степень, цель и причина.
Запомнишь всё это, и ты – молодчина!
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
В речи порой принимает участие
Такая часть речи, как деепричастие.
Добавочное действие им обозначается.
Что делая? Что сделав? – по виду различается.
Деепричастия не изменяются,
Но запятыми выделяются.
А если есть зависимое слово,
К примеру, стоя у ворот,
То запятыми выделяем
Деепричастный оборот.
И ещё запомнить нужно:
НЕ с деепричастием не дружно!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь – чужая речь.
И ты, дружок, не забывай:
Её в кавычки заключай!
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Запомни положение:
В сложном предложении
Одна часть от другой
Разделяется запятой.
-ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах
Прежде, чем ТЬСЯ или ТСЯ написать,
Надо к глаголу вопросик задать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Использование мнемонических приемов на уроках русского языка
Квалификационная работа по теории орфографии...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"
Методические рекомендации при работе с трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...
«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»
Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...