Конспект урока на тему "Повторение деепричастия". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение деепричастия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по теме «Повторение деепричастия»
учителя МАОУ СОШ №70 города Тюмени
Жуковец Л.А.
Повторение по теме «Деепричастие».
Цели урока: закрепить и обобщить знания и умения по теме «деепричастие»; развивать навыки монологической речи, проверить усвоение учениками материала.
Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.
-Объяснить смысл эпиграфа.
- Орфоэпическая минутка
Ржавея, балуясь, черная, копируя, облегчив, откупорив.
(дети по цепочке расставляют ударение, а 1 ребенок работает у доски)
-Расставить ударение в словах.
-В словах какой части речи вы поставили ударение?
-Как определили принадлежность данных слов к деепричастию.
-Дайте определение деепричастия.
-Какие глагольные признаки можно выделить у деепричастия?
- Образовать деепричастие от глаголов, выделить суффиксы.
I вариант образует деепричастие несовершенного вида, а II вариант деепричастие совершенного вида.
I вариант II вариант
Оглядываться Купить
Спешить Оторваться
Прыгать Распечатать
Стучать Испечь
-Как образуются деепричастия совершенного вида?
-Как образуются деепричастия несовершенного вида?
Деепричастие – отглагольная форма. Почему недостаточно использовать только глаголы в нашей речи? Какова роль деепричастий в нашей речи, художественной литературе?
(Деепричастия помогают выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее)
-Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело деепричастия поэты.
- Обратимся к текстам.
Прочитаем первый отрывок из стихотворения Лермонтова «Мцыри»
Там, где сливаясь шумят
Обнявшись будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
-Расставить недостающие знаки препинания, объяснить их постановку.
-Какое изобразительное средство обозначает деепричастие? (Олицетворение).
-Какова роль олицетворений – деепричастий, какую картину помогаю представить? (Очеловечивает, живой водопад)
Прочитаем второй отрывок из «Песни…» Лермонтова
По тисовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
-Найти деепричастия, выделить устаревшие суффиксы.
-Какой колорит они придают тексту?
(Народно-поэтический)
У Л.Козыря есть замечательное четырехстишие.
Холмы, вырастая в сумерках тая
И душу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем не простая,
Совсем не простая планета моя.
-Найти одинаково звучащие деепричастия, что обозначают эти слова?
-Выписать их и найти исходное слово к ним.(Тая – таять, тая – таить)
- На доске три иллюстрации зимнего леса.
-Составить предложение с деепричастным оборотом, используя слова: ветер, снег, сосны.
Во время составления предложения звучит музыка Чайковского «Времена года. Зима».
В это же время два ученика работают у доски.
Первый ученик объясняет написание не- с разными частями речи:
(Не)отправленное письмо;
(Не)дожидаясь ответа;
Никем (не)замеченный;
(Не)зная дороги;
(Не)глубокая, но узкая река.
Второй ученик делает морфологический разбор деепричастия играя.
- Учитель выдает выражения с прямым значением, а дети записывают синонимичное выражение, выраженное фразеологическим оборотом.
Работать хорошо – засучив рукава.
Работать плохо – спустя рукава.
Бежать быстро – сломя голову.
Без особого желания что-то делать – скрипя сердце.
-Чем отличается деепричастным оборот от фразеологического оборота в предложении?(деепричастый оборот обособляется, а фразеологический нет)
- Деепричастный оборот очень коварен, в чем мы сейчас убедимся.
В сочинении ученика были такие предложения:
Открыв окно, запахло сосной.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
-Исправить ошибки, допущенные в построении предложений. (I вариант – первое предложение, II вариант – второе предложение)
-В исправленных предложениях сделать синтаксический разбор.
- Детям предлагается отдохнуть, выбрав правильный вариант для продолжения предложения.
Получив начальное домашнее образование,
- Радищева зачислили в петербуржский Пажеский корпус.
- этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.
- двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.
- Работа с текстом (работа в парах).
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым.
Здороваясь со старшими руки не протягивай.
Подожди, пока они сами этого не сделают.
Подавая руку сними с нее перчатку, немного наклонись вперед.
Кланяясь нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками.
Садясь в автобус пропускай первой в двери свою спутницу.
-Выделить деепричастные обороты, каким членом предложения они являются, расставить знаки препинания.
-Что нового вы почерпнули из этого текста об этикете.
- Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.
Опустив голову девушка закружилась в танце.
Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.
И в завершении урока мне еще раз хочется задать вопрос: «Какова роль деепричастий в нашей речи?»
Очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок помог сделать вашу устную и письменную речь более грамотной, ведь недаром русская пословица гласит: «Умную речь приятно слушать», а я думаю, и читать умную речь тоже приятно.
Домашнее задание: разгадать предложенный кроссворд по теме «Деепричастие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Деепричастие совершенного вида"
В данном уроке рассматриваю тему "Деепричастие совершенного вида", имеется раздаточный материал по занимательной лингвистике....
Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"
Деепричастие - это особая форма глагола.........
Конспект урока по теме "Деепричастие"
Данный урок является первым при изучении темы "Деепричастие", где используются СОТ и ИКТ с применением слайдовой презентации....
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс
Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс ....
конспект урока "Причастие и деепричастие"
урок обобщения материала...
Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"
Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"...