Конспект урока на тему "Повторение деепричастия". 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение деепричастия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по теме «Повторение деепричастия»

учителя МАОУ СОШ №70 города Тюмени

Жуковец Л.А.

Повторение по теме «Деепричастие».

Цели урока: закрепить и обобщить знания и умения по теме «деепричастие»; развивать навыки монологической речи, проверить усвоение учениками материала.

                                                                                                Не стыдно не знать,

                                                                                                Стыдно не учиться.

-Объяснить смысл эпиграфа.

  1. Орфоэпическая минутка

Ржавея, балуясь, черная, копируя, облегчив, откупорив.

(дети по цепочке расставляют ударение, а 1 ребенок работает у доски)

-Расставить ударение в словах.

-В словах какой части речи вы поставили ударение?

-Как определили принадлежность данных слов к деепричастию.

-Дайте определение деепричастия.

-Какие глагольные признаки можно выделить у деепричастия?

  1. Образовать деепричастие от глаголов, выделить суффиксы.

I вариант образует деепричастие несовершенного вида, а II вариант деепричастие совершенного вида.

              I вариант                                                                 II вариант

           Оглядываться                                                                 Купить

           Спешить                                                                         Оторваться

           Прыгать                                                                          Распечатать

           Стучать                                                                           Испечь

-Как образуются деепричастия совершенного вида?

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Деепричастие – отглагольная форма. Почему недостаточно использовать только глаголы в нашей речи? Какова роль деепричастий в нашей речи, художественной литературе?

(Деепричастия помогают выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее)

-Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело деепричастия поэты.

  1. Обратимся к текстам.

Прочитаем первый отрывок из стихотворения Лермонтова «Мцыри»

Там, где сливаясь шумят

Обнявшись будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

-Расставить недостающие знаки препинания, объяснить их постановку.

-Какое изобразительное средство обозначает деепричастие? (Олицетворение).

-Какова роль олицетворений – деепричастий, какую картину помогаю представить? (Очеловечивает, живой водопад)

Прочитаем второй отрывок из «Песни…» Лермонтова

По тисовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

-Найти деепричастия, выделить устаревшие суффиксы.

-Какой колорит они придают тексту?

(Народно-поэтический)

У Л.Козыря есть замечательное четырехстишие.

Холмы, вырастая  в сумерках тая

И душу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем не простая,

Совсем не простая планета моя.

-Найти одинаково звучащие деепричастия, что обозначают эти слова?

-Выписать их и найти исходное слово к ним.(Тая – таять, тая – таить)

  1. На доске три иллюстрации зимнего леса.

-Составить предложение с деепричастным оборотом, используя слова: ветер, снег, сосны.

Во время составления предложения звучит музыка Чайковского «Времена года. Зима».

В это же время два ученика работают у доски.

Первый ученик объясняет написание не- с разными частями речи:

(Не)отправленное письмо;

(Не)дожидаясь ответа;

Никем (не)замеченный;

(Не)зная дороги;

(Не)глубокая, но узкая река.

Второй ученик делает морфологический разбор деепричастия играя.

  1. Учитель выдает выражения с прямым значением, а дети записывают синонимичное выражение, выраженное фразеологическим оборотом.

Работать хорошо – засучив рукава.

Работать плохо – спустя рукава.

Бежать быстро – сломя голову.

Без особого желания что-то делать – скрипя сердце.

-Чем отличается деепричастным оборот от фразеологического оборота в предложении?(деепричастый оборот обособляется, а фразеологический нет)

  1. Деепричастный  оборот очень коварен, в чем мы сейчас убедимся.

 

В сочинении ученика были такие предложения:

Открыв окно, запахло сосной.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

-Исправить ошибки, допущенные в построении предложений. (I вариант – первое предложение, II вариант – второе предложение)

-В исправленных предложениях сделать синтаксический разбор.

  1. Детям предлагается отдохнуть, выбрав правильный вариант для продолжения предложения.

Получив начальное домашнее образование,

  1. Радищева зачислили в петербуржский Пажеский корпус.
  2. этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.
  3. двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

  1. Работа с текстом (работа в парах).

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение здоровайся первым.

Здороваясь со старшими руки не протягивай.

Подожди, пока они сами этого не сделают.

Подавая руку сними с нее перчатку, немного наклонись вперед.

Кланяясь нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками.

Садясь в автобус пропускай первой в двери свою спутницу.

-Выделить деепричастные обороты, каким членом предложения они являются, расставить знаки препинания.

-Что нового вы почерпнули из этого текста об этикете.

  1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

Надвигалась гроза, и туча набирая силу, поднималась из-за леса.

Опустив голову девушка закружилась в танце.

Залюбовавшись птицами, я забыл о еде.

И в завершении урока мне еще раз хочется задать вопрос: «Какова роль деепричастий в нашей речи?»

Очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок помог сделать вашу устную и письменную речь более грамотной, ведь недаром русская пословица гласит: «Умную речь приятно слушать», а я думаю, и читать умную речь тоже приятно.

Домашнее задание: разгадать предложенный кроссворд по теме «Деепричастие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деепричастие совершенного вида"

В данном уроке рассматриваю тему "Деепричастие совершенного вида", имеется раздаточный материал по занимательной лингвистике....

Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"

Деепричастие - это особая форма глагола.........

Конспект урока по теме "Деепричастие"

Данный урок является первым при изучении темы "Деепричастие", где используются СОТ и ИКТ с применением слайдовой презентации....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс

Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс ....

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"...