Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Панарина Галина Ивановна

Деепричастие - это особая форма глагола......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока русского языка

                           в 6  классе по теме: «Понятие о деепричастии»

                             учителя МКОУ « Песчановская СОШ»Панарина Г.И.


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

Обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью.

Развивающая :развитие умения анализировать, обобщать новую воспитание любви к слову, бережного отношения к русскому языку.

Воспитательная: любви к слову, бережного отношения к русскому языку.


Ход урока.

 I. Организационный момент.

Запись числа и слов “классная работа”.

II. Новая тема.

1.

Прочитайте тексты и сравните их

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли , гордо поглядывая  вокруг.





Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)


Итак, запишем тему урока:

Деепричастие

1.Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.

 Деепричастие = Дее + причастие } составное слово

Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён  в грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом? 

3. Запишите последнее предложение из второго текста.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

 Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка. 

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.

4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” .

опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)


Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)

5.

Заполните таблицу.

У деепричастия:

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Вид

1. Неизменяемость

2. Переходность

2. Синтаксическая роль

3.Возвратность

3. Вопросы



Проверка.


Сформулируйте определение:

Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы…

.

6. Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Проверка:

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.


У деепричастия есть особые приметы – это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы. 

Деепричастия образуется от глагола , это неизменяемая  форма глагола, поэтому не имеет окончания.

-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-



Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.

Рассмотрим роль деепричастий в тексте.

Для анализа ученикам предлагается текст английского писателя Роберта Саути.


Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, и обнимаясь,
Делясь и встречаясь, 
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре! 

После прочтения текста стихотворения ребятам предлагается выполнить следующие задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Докажите, что это текст.

3.Тема текста.

4.Основная мысль текста.

5.Стиль текста.

6.Тип текста

7.Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?

8.Выпишите из теста деепричастия, передающие звук, движение, опишите характер водопада.

Необычность стихотворения заключается в том, что оно состоит из 48 деепричастий и одного деепричастного оборота. Использованием такого количества деепричастий достигается изумительный художественный эффект. Картина становится зримой, образной, озвученной. Перед нами предстает изменчивый образ водопада : коварный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия показывают разнообразные характеристики действия: по цвету, по звуку, по движению. .В этом стихотворении передается напряженность действия, показана картина резко падающей воды.


Закрепление.


V. Итог урока. Рефлексия

Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?


V. Домашнее задание. Параграф 43 упр495


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...

Из опыта работы. Интегрированные уроки преподавателя информатики

Предлагаемое пособие  разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. (на сегодняшний день - учитель математики общеобразовательной школы).   В нем представлены интегр...

Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка

Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,...

Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....

Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.

В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...