Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 6 классе по теме: «Понятие о деепричастии»
учителя МКОУ « Песчановская СОШ»Панарина Г.И.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
Обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью.
Развивающая :развитие умения анализировать, обобщать новую воспитание любви к слову, бережного отношения к русскому языку.
Воспитательная: любви к слову, бережного отношения к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Запись числа и слов “классная работа”.
II. Новая тема.
1.
Прочитайте тексты и сравните их | |
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли. | С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. |
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)
Итак, запишем тему урока:
Деепричастие
1.Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.
Деепричастие = Дее + причастие } составное слово
Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)
2. Обратимся к справочному материалу.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?
3. Запишите последнее предложение из второго текста.
Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Проверка.
Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)
Что обозначает глагол и деепричастие?
Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.
4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” .
опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.
(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)
Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)
5.
Заполните таблицу.
У деепричастия:
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Вид | 1. Неизменяемость |
2. Переходность | 2. Синтаксическая роль |
3.Возвратность | 3. Вопросы |
Проверка.
Сформулируйте определение:
Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы…
.
6. Выполните следующее задание:
Выпишите в тетрадь только деепричастия:
Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.
Проверка:
Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.
У деепричастия есть особые приметы – это опознавательные морфемы.
Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.
Деепричастия образуется от глагола , это неизменяемая форма глагола, поэтому не имеет окончания. -а- -я- |
Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.
Рассмотрим роль деепричастий в тексте.
Для анализа ученикам предлагается текст английского писателя Роберта Саути.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!
После прочтения текста стихотворения ребятам предлагается выполнить следующие задания:
1.Озаглавьте текст.
2.Докажите, что это текст.
3.Тема текста.
4.Основная мысль текста.
5.Стиль текста.
6.Тип текста
7.Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?
8.Выпишите из теста деепричастия, передающие звук, движение, опишите характер водопада.
Необычность стихотворения заключается в том, что оно состоит из 48 деепричастий и одного деепричастного оборота. Использованием такого количества деепричастий достигается изумительный художественный эффект. Картина становится зримой, образной, озвученной. Перед нами предстает изменчивый образ водопада : коварный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия показывают разнообразные характеристики действия: по цвету, по звуку, по движению. .В этом стихотворении передается напряженность действия, показана картина резко падающей воды.
Закрепление.
V. Итог урока. Рефлексия
Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
V. Домашнее задание. Параграф 43 упр495
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Из опыта работы. Интегрированные уроки преподавателя информатики
Предлагаемое пособие разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. (на сегодняшний день - учитель математики общеобразовательной школы). В нем представлены интегр...
Из опыта работы. Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие"
причастие как часть речи...
Из опыта работы.Конспект урока по литературе в 6 классе "Уроки французского" В.Г. Распутин.
о трудной, голодной послевоенной жизни...
Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка
Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,...
Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)
В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....
Статья. Характерные черты личностно-ориентированного урока.Актуализация субъектного опыта учащегося на уроке математики.
В статье описаны принципы построения учебно-воспитательного процесса при организации личностно-ориентированного урока.Описана важность реализации принципа субъектности и включение в учебное занятие пр...