Конспект урока по теме "Деепричастие совершенного вида"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Шибкова Марина Владимировна

В данном уроке рассматриваю тему "Деепричастие совершенного вида", имеется раздаточный материал по занимательной лингвистике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shibkova_m.v._shema_konspekta_uroka_k_konkursu_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Учитель: Шибкова Марина Владимировна

Предмет:  русский язык

Класс  7

Тема урока:  Деепричастия совершенного вида

Оборудование урока: учебник «Русский язык», 7 класс Т. А. Ладыженская, раздаточный материал с текстом по занимательной лингвистике.  

Характеристика класса: в классе 17 человек, их них 10 девочек, 7 мальчиков. На «4» и «5» обучается 8 человек.

  1. Организационный момент.

Постановка конкретных целей для этого урока и класса.

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к родному языку и культуре речи.


Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

     

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 Ответы детей: Деепричастие несовершенного вида образованы от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а, - я.

Ответы детей: крича, блестя.



Проверка по цепочке; в это время трое учеников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразовательный и разбор по составу - заснувшими; морфологический - светило; синтаксический - 1-е предложение.

Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.



Приведём примеры



Упражнение 177:









Комментарий. Слово светило необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего.


3. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

 







Ответы детей: что сделав!


Отвечают дети: главное - помнить, что деепричастия - неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Слово учителя.

   Если деепричастия несовершенного вида означают незаконченные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавочные действия и отвечают на вопрос ….?


   Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола.

Как их не перепутать?




 Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

 Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок.

   Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот/оттенок исчезает: зацепивши - зацепившись, унёсши -унёсшись.

Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устроив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.


4. Закрепление учебного материала.

     1.  Синтаксический разбор предложения у доски.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись предложения в тетради. Лед гремевш...й треск...вш...йся иударявш...йся о гранит набережной давно уже изм...лъчал ираста...л.

Синтаксический разбор предложения, характеристика деепричастий

Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набережной, давно уже измельчал и растаял.

  1. Физ. минутка.


  1. Выполнение упражнений по учебнику

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

     Работа над орфоэпическими нормами. Ответы детей:

с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

с ударением на четвертом слоге: распорядиться.


Работа у доски, запись в тетради.


Упражнение 179: устный разбор












Упражнение 180: комментированное письмо.

Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):


 Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой

Упражнения 182, 183.

  1. Занимательная лингвистика

Объясняют намеренные речевые ошибки,

 исправляют предложения.

У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусства». Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощавши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?»

5. Задание на дом.

Запись задания в дневники.

§30.

Упражнение 181.

Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

Подобрать материалы из спортивных газет с описанием матчей, соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"

Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"...

Конспект урока на тему: "Критерии вида"

Конспект урока на тему: "Критерии вида". Изчение новой главы популяционно-видовой уровень. Конспект содержит в себе полное описание критериев вида, основные понятия по теме, а также презентацию....

конспект урок-обобщение по кулинарии "Виды теста"

Тема: Обобщение и закрепление «Виды теста»Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о различных видах пресного теста и их отличительными особенностями.Задачи:- научить различать и называть различные ...

конспект урока СБО на тему "Виды жилых помещений" 5 класс

урок предназначен для учащихся 5 класса...