Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deepricha.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пунктуация деепричастного оборота».
Цель урока:
Сформировать у обучающихся понятие о деепричастном обороте, правилах постановки запятых в предложениях с деепричастным оборотом.
Задачи:
обучающие:
- научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении;
- выработать умение находить границы деепричастного оборота;
- познакомить с пунктуационными правилами выделения деепричастного оборота;
- показать роль деепричастий в художественном тексте;
развивающие:
- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
- развивать логическое мышление, память, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать у детей интерес к изучению родного языка;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование:
доска, раздаточный материал (карточки с текстами), сигнальные карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: учебный практикум.
Предполагаемые результаты:
- обучающиеся должны овладеть умениями находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте;
- научиться определять границы деепричастного оборота;
- различать причастные и деепричастные обороты;
- определять роль деепричастий в художественном тексте.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
1. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Наш урок мне хотелось бы начать со следующего эпиграфа:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело
и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В. Гоголь.
-Мне бы хотелось, чтобы вы продолжали узнавать, изучать русские слова, богатый русский язык. Как вы думаете почему?
-Чтобы мы могли культурно выражать свои мысли , без жаргонизмов, просторечных слов, а литературными слова.
-Развивать свой лексикон.
- А речь наша состоит из слов, которые в русском языке как называются ?
- Части речи.
-С какой частью речи вы познакомились на прошлом уроке?
-деепричастие. Деепричастный оборот.
- Значит сегодня над какой темой будем работать?
- Мы продолжим тему «Деепричастный оборот и деепричастие».
III. Постановка целей и задач урока.
-Какие цели поставим перед собой на этом уроке?
- давайте сформулируем цели нашего урока по опорным словам.
1. Повторить, что мы знаем о … (деепричастии и деепричастном обороте).
2. Учиться находить… ( деепричастия в предложении).
3. Учиться определять границы… (деепричастного оборота) и выделять его запятыми.
4. Учиться различать … (причастный и деепричастный обороты).
5. Определить роль деепричастий в художественном тексте.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Ребята, сейчас мы проведем экспресс-опрос по теме « Деепричастие. Деепричастный оборот.»
«Экспресс-опрос»: по вашей индивидуальной работе. Каждый из вас должен был подготовить вопросы по данной теме, чтобы задать однокласснику ( Эта работа включат к действию всех уч-ся класса ) , если выбранный ученик не ответил на вопрос, на него отвечает тот ученик, который задал его или другие ребята. Учитель корректирует ответы.
Вопросы Саши (на них отвечает Никита):
- что такое деепричастие?(выучить определение)
- Что оно обозначает?
-добавочное действие к основному
- Изменяется ли деепричастие?
-Нет, не изменяется, так как имеет признаки наречия, а наречие не изменяется.
Вопросы Жени((на них отвечает Саша):
- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему?
- (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие, а сказуемое – основное)
-Кто(или что) совершает основное и добавочное действие?
- (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо)
Вопросы Никиты((на них отвечает Женя):
- Что такое деепричастный оборот?(определение наизусть)
- Каким членом предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?
-обстоятельством.
- Как в предложении можно найти деепричастный оборот?
-Надо найти глагол-сказуемое, которое обозначает основное действие и от него задать вопрос к деепричастию, обозначающему добавочное действие.
- Что объединяет причастие и деепричастие?
Самое главное общее - это связь с глаголом . Второй пункт, это то, что причастие и деепричастие осложняют предложение. И третье общее: вид и возвратность.
-С помощью экспресс- опроса мы достигли первый пункт цели?
- Да.
Обратите внимание на доску.
-1. Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.
Зависевший, умывая, подействовав, играя.
- Ребята, какое из них лишнее и почему?
-Зависевший, потому что причастие. Отвечает на вопрос какой?, изменяется по родам, по числам и можно определить падеж.
-Верно. Молодец!
2. А сейчас прочитайте весь текст. Найдите в данном тексте деепричастия и все слова, которые к ним относятся. Как называются такие сочетания?
–Деепричастный оборот.
Попробуйте определить границы деепричастного оборота и расставьте запятые. Последнее предложение произведите синтаксический разбор.
Однажды, собирая грибы, я набрёл на старую порубку, заросшую травами. Приглядевшись к чёрному пню, я обнаружил весёлую семейку тонконогих опят. Я осторожно их срезал, не разъединяя, и положил в кузовок. Я присел на пень и, сняв кепку, подставил голову теплу и свету. Бабочка, отогревшись на солнце, скачущим полётом запорхала над поляной. Лето, поспешно улетая, обронило одну из своих светлых страничек. Нагнувшись, я выпутал из травы кисточку душицы, усыпанную нежно - лиловыми венчиками.
(По Л. Дмитриеву.)
I\/. Изучение новой темы.
Самостоятельная работа:
2. Потренируемся определить границы деепричастного оборота по карточкам у каждого карточка с разным заданиемупр.165.
Для работы возьмём 1, 4, 5 предложения.
Чтение задания: спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначьте графически деепричастные обороты.
1. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. (А.С. Пушкин). Коллективное выполнение.
Самостоятельная работа:
2. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. (А.П. Чехов).
3. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Горький).
Вывод: 1) на письме деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения и одной запятой, если находится в начале или в конце предложения;
2) деепричастный оборот, стоящий перед или после союза, отделяется от него запятой;
3) однородные деепричастные обороты разделяются запятыми по тем же правилам, что и однородные члены предложения.
3. Ребята, чтобы понять разницу между причастным и деепричастным оборотом, попробуем составить предложения. Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом.
Где – то наверху каркали (перелетать с ели на ель) вороны.
Где – то наверху каркали, перелетая с ели на ель, вороны.
Где – то наверху каркали, перелетавшие с ели на ель вороны.
Медведь( ухватить обеими лапами ствол берёзки) ломал её, гнул из стороны в сторону. (Если есть время).
Вывод: деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие. В первом предложении запятыми выделяем обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, а во втором предложении определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
\/. Закрепление изученного.
Ребята, мне хотелось бы вернуться к эпиграфу урока о меткости и выразительности русского слова и поговорить о роли деепричастий в художественном тексте.
Работа по карточкам. Выразительно прочитать отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
- О чём говорится в этом отрывке? (О битве между запорожцами и поляками). В третьем предложении замените деепричастия глаголами. Прочитайте. Изменился ли смысл предложения? (Получается , что поляки выполняли действия последовательно).
-Какова роль в тексте деепричастий ?
Вывод: в тексте деепричастия употребляются для того, чтобы передать множество действий, происходящих одновременно, чтобы передать динамику, стремительность этих действий.
\/I. Подведение итогов. Домашнее задание.
Домашнее задание: упр. 169. Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движения героев или передают их душевное состояние в решающие моменты их жизни? Списать, расставить недостающие знаки препинания, обозначить графически деепричастные обороты.
\/I. Рефлексия.
- Что являлось целью нашего урока?
- Как вы считаете удалось ли нам достичь целей урока?
- Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
- Над чем следует поработать ещё?
Оценивание.
Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...