Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.
Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие?
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_urok_14_aprelya_deeprichastie.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:
«Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий»
Образовательное учреждение:
МБОУ СОШ № 25
Класс: 10 «Б»
СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА:
ЧУМАК Ю. С.
ГРУППА:
1081
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ:
ГАЛЯН С. В.
Дата_______Подпись_______
УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК:
АБЛЯЕВА Е. А.
Дата_______Подпись_______
2015 \ 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.
Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие?
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Дата проведения: 14.04.2016
Ход урока
- Организационный этап
Учитель: Садитесь.
- Основной этап
1учебная ситуация – работа с пословицей
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о причастии и отглагольном прилагательном. Откройте тетради и запишите пословицу. «Не замочив рук не умоешься». Как вы понимаете эту пословицу?
Ученик: Чтобы получить результат, нужно чем-то пожертвовать.
Учитель: Хорошо. На примере деепричастия замочив сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.
2 учебная ситуация –значение деепричастия
Учитель: От какого слова в предложении зависит деепричастие?
Ученик: От глагола-сказуемого.
Учитель: Какое действие обозначает глагол?
Ученик: Основное действие.
Учитель: Какой вопрос задаем к деепричастию?
Ученик: Не умоешься (как? каким образом?), не замочив рук.
Учитель: Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию?
Ученик: Что сделав?
Учитель: Какое же действие обозначает деепричастие?
Ученик: Второстепенное, добавочное, дополнительное.
3 учебная ситуация - морфологические признаки деепричастия
Учитель: К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи?
Ученик: К наречию.
Учитель: Вопрос что сделав? напоминает нам о какой части речи?
Ученик: О глаголе.
Учитель: Признаки, каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Ученик: В нем совмещаются признаки наречия и глагола.
Учитель: Сейчас у вас будет 5 минут, чтобы обозначить у деепричастия признаки глагола и признаки наречия. Вы можете работать в парах, совещаясь.
Давайте проверим. (Учитель записывает на доске.)
Ученик:
Признаки глагола | Признаки наречия |
– Вид: читая (несов. в. – прочитав (сов. в.) – Переходность/непереходность (разгонять тучи - разгоняя тучи) | – Не изменяется (думая - завтра) – Вопросы (как? каким образом?) – Примыкает к глаголу (читать сидя – читать вслух) – В предложении – обстоятельство (ехать вперёд – обстоятельство места) |
Учитель: Теперь мы можем сделать вывод, что же такое деепричастие.
Ученик: Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым и совмещающая признаки глагола и наречия (процессуальный признак процесса – если вспомнят…).
4 учебная ситуация – образование деепричастий
Учитель: Давайте выполним словообразовательный разбор деепричастия замочив. От какого слова образовано деепричастие и при помощи чего?
Ученик: От глагола замочить при помощи суффикса -в. (Замочив ← замочить - суффиксальный способ).
Учитель: Хорошо. А сейчас заполним таблицу «образование деепричастий», используя материал §52. Работаем в тетрадях 3 минуты. Давайте проверим, что у вас получилось.
Ученик:
Образование деепричастий
Основа | Суффикс | |
Деепричастие несов.в. | гл. наст. вр | -а-, -я- |
Деепричастие сов.в | Инфинитив | -в-, -вши-, -ши- |
5 учебная ситуация – задание на формообразование
Учитель: От глаголов, записанных на карточках, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс. Работайте самостоятельно в тетрадях 5 минут.
Задание№1.
Услышать, глядеть, свалиться, быть, обезуметь.
Давайте проверим.
Ученик: Услышать → услышав, глядеть→ глядя, свалиться → свалившись, быть → будучи, обезуметь → обезумев.
Учитель: А знаете ли вы ещё деепричастия, кроме будучи, с суффиксом -учи?
Ученик: Нет.
Учитель: Прошу обратить внимание, что в современном русском литературном языке сохранилось только одно деепричастие с суффиксом -учи – это деепричастие будучи.
6 учебная ситуация – синтаксическая функция деепричастия
Учитель: Давайте вернёмся к записанной в начале урока пословице. «Не замочив рук не умоешься». Расставьте недостающие знаки препинания. Где и какой знак вы поставили? Почему?
Ученик: «Не замочив рук, не умоешься». Не замочив рук – это деепричастный оборот.
Учитель: Хорошо. А что такое деепричастный оборот?
Ученик: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Учитель: Только ли деепричастный оборот выделяется запятыми на письме?
Ученик: Нет, одиночное деепричастие также выделяется на письме запятыми.
Учитель: Хорошо. Обратите внимание на следующие предложения: 1) Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка. 2) Печатник трудился не покладая рук. 3) После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз. 4) Судя по всему, можно уже отправляться в путь. 5) Скромный человек остается скромным и победив сильного врага. 6) Налево была дверь выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.7) Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года. 8)Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь.
Используя данные примеры, определите особые случаи употребления оборотов, схожих по форме с деепричастными. Обсудите это в группах (по 2 парты). Итак, прочитайте первое предложение вместе со знаками препинания, если они есть.
Ученик: Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка. Смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще. И ещё в этом предложении есть однородные деепричастные обороты, которые соединяются союзом и.
Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что в этом предложении знаки препинания отсутствуют. Давайте прочитаем второе предложение.
Ученик: Печатник трудился не покладая рук. Фразеологизм «не покладая рук». После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз. Фразеологизм «не смыкая глаз».
Учитель: Прекрасно. Переходим к четвёртому предложению.
Ученик: Судя по всему, можно уже отправляться в путь. Мы можем убрать судя по всему, и смысл не изменяется – это вводные слова.
Учитель: Так вот, если деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, то они обособляются. Какой следующий случай?
Ученик: Перед усилительной частицей И запятая не ставится.
Мы ставим одну запятую, если деепричастный оборот разрывается словом, входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который.
В 7 предложении деепричастие может утрачивать свое глагольное значение, тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения. И последнее предложение. Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством, и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.
Учитель: Давайте выполним задание №2 из распечатки. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Работаем самостоятельно в тетрадях.
1.Он бежал сломя голову.2. Короче говоря, нам придётся делать всё самим.3. Можно прожить и не хвастая умом. 4. Перед вами стоят сложнейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из затруднительного положения. 5. Он шел быстро и не оглядываясь вокруг. 6. Это упражнение делают обязательно сидя на полу. 7. К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня
Давайте проверим.
Ученик: 1.Он бежал сломя голову. (Фразеологизм). 2. Короче говоря, нам придётся делать всё самим. (Вводное). 3. Можно прожить и не хвастая умом. (Частица И). 4. Перед вами стоят сложнейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из затруднительного положения. (СПП определительное, д.о. разрывается словом который). 5. Он шел быстро и не оглядываясь вокруг. (Обстоятельство и д. о. являются однородными). 6. Это упражнение делают обязательно сидя на полу. (Смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение). 7. К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня. (Слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).
7 учебная ситуация – употребление деепричастий в речи
Учитель: При употреблении деепричастий в речи возможны ошибки. Очень важный момент: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняются одним лицом. Устно выполним задание №3 в распечатках.
Ученик:
- Опираясь на утверждение самого автора, эта статья была написана в 1871 году. / Опираясь на утверждения самого автора, мы можем сделать вывод, что эта статья была написана в 1871 году.
- Человек тяжело шел, опиравшись на толстую суковатую палку./ Человек тяжело шел, опираясь на толстую суковатую палку.
- Читая статью, чувствуется сила каждого слова./ Читая статью, мы чувствуем силу каждого слова.
(Дополнительно)
Учитель: С соблюдением синтаксических норм в предложении с деепричастием связано задание А4 в КИМ ЕГЭ по русскому языку. Выполните по вариантам тестовые задания.
Вариант № 1
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
- летописи помогут вам в этом.
- читайте мемуары очевидцев исторических событий.
- в музеях хранится множество уникальных документов.
- архивы играют огромную роль.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к написанию сочинения,
- критическая литература современников вам необходима.
- делаются выписки из критики.
- нежелательно пользоваться готовыми образцами.
- непременно прочитайте сначала само произведение.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Окончив школу,
- нас направили в училище.
- нам выдали аттестат.
- многие поступают в институт.
- учителя советовали мне учиться дальше.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
С головы до ног оглядев меня,
- лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.
- мне показалось странным это молчание.
- она попросила впредь предупреждать о приезде.
- ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
- Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?
1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.
2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.
3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.
4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.
Вариант № 2
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к устному выступлению,
- разберитесь в существе вопроса.
- потребуется личная убеждённость оратора.
- у меня возникло своё видение проблемы.
- стала понятна точка зрения оппонента.
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
- я заглянул по пути к приятелю.
- на дорогах были пробки.
- внезапно погода испортилась и полил дождь.
- магазины уже не работали.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая параграф учебника,
- необходимо пользоваться словарём.
- нужно не меньше часа.
- не отвлекайтесь на телефонные разговоры.
- внимательно обдумывается прочитанное.
4. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?
- Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
- Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
- Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
- Сидя за партой, следите за своей осанкой.
5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?
- Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.
- Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.
- Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
- Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.
Учитель: А теперь проверим. Я зачитываю номера правильных ответов по вариантам. Вы проверяете у себя. Вариант №1: 1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3. Вариант №2: 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-3. У кого 5 из 5? Молодцы!
- Рефлексия
Учитель: Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком «+» (да) или знаком «–» (нет) на мои вопросы.
Я знаю…
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
- Как образуются деепричастия?
- Что такое деепричастный оборот и как он обособляется на письме?
- Домашнее задание
Учитель: Запишите домашнее задание: § 51, упр. 275, стр. 253 – тест. §52, упр. 281. Спасибо за работу на уроке. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Урок на тему: "Причастие- особая форма глагола"
"Причастие - особая форма глагола"Цель урока:1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.Ход урока.1.Вступит...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе "Неопределенная форма глагола. Образование повелительного наклонения".
Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение. Урок разработан на основе УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru 5»/ "Счастливый английский.ру 5"Урок проводится с использованием инт...
План - конспект урока в 5 классе "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка в 5 классе "Неопределённая форма глагола"...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии"
Урок объясненя нового материала по русскому языку по учебно-методическому комплексу В.В.Бабайцевой. Цели урока: дать определение деепричастию, аргументированно доказывать принадлежность слова к части ...
Урок №1. Причастие как особая форма глагола.
Урок №1. Причастие как особая форма глагола. Цели: Познакомить учащихся с понятием - причастие &nda...