Тема | Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. |
Цель урока | - Содержательная цель: знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, распознавать такие существительные, соотносить их с определенной лексической группой; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.
- Деятельностная цель: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения.
|
Задачи | - развивать логическое, аналитическое мышление, коммуникативные навыки, навыки целеполагания и рефлексии.
- воспитывать уважительное отношение к родному языку, понимание богатства родного языка.
|
Формируемые УУД | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные:общеучебные, логические. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | УУД (П. – познавательные, К. – коммуникативные, Р. – регулятивные) |
I. Актуализация знаний. | Дорогие ребята, сегодня мы продолжим изучать имена существительные. Для этого нам потребуется повторить то, что мы уже изучили. | Определяют, верно ли предложенное утверждение, и в таком случае поднимают руку. | Прием «Верные и неверные утверждения» (фронтально). - Существительные – самостоятельная часть речи.
- Имена существительные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы кто? что?
- Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы.
- Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Имена собственные всегда одушевленные существительные.
- Существительные изменяются по родам.
- Существительные изменяются по числам и падежам.
- Если речь идет об одном предмете, мы используем существительное в единственном числе.
| П.: структурирование знания. Р.: оценка правильности выполнения действия. |
II. Постановка учебной задачи. | Последнее утверждение верно лишь отчасти. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Прочитайте слова на доске и подумайте, в чем особенность этих имен существительных.
| Выдвигают гипотезы по задаче, формулируют тему и цель урока, способ достижения цели урока. | На доске написаны слова в два столбика: молоко пшеница золото тишина крестьянство храбрость | сливки ножницы шахматы штаны сумерки Альпы |
Беседа по вопросам: - О каких существительных пойдет речь сегодня на уроке?
- Какова будет цель нашего урока?
- Что нам нужно сделать, чтобы ее достичь?
| П.: поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выдвижение гипотез. К.: учет разных мнений. Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в связи с поставленной задачей. |
III. «Открытие» учащимися новых знаний.
| Предлагает обратиться к учебнику и изучить материал упражнений № 509, 510, 514, определить, на какие группы по значению делятся такие существительные, и привести свои примеры. | Индивидуально. Изучают материал упражнений в учебнике, подбирают свои примеры слов, входящих в лексические группы существительных Singularia Tantum и Pluralia Tantum. Отвечают устно. | Дополнительные вопросы: - Какие группы существительных не имеют формы множественного числе?
- А какие единственного?
- Можно ли у таких существительных определить род? А склонение?
| П.: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знания; выделение существенной информации. К.: построение монологического высказывания. Р.: принятие и сохранение учебной заачи. |
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Предлагает выполнить упражнение из раздаточного материала, распределить слова. | Работают в парах, распределяют слова по группам, заполняют таблицу. | Распределите данные существительные в два столбика: Волга, Мытищи, молоко, Химки, сахар, Карпаты, молодежь, доброта, сливки, картофель, чернила, духи, макароны, мука, рис, очки, ножницы, брюки, ворота, золото, весы, серебро, счеты, сталь, шахматы, Лермонтов. существительные, имеющие форму только множественного числе | существительные, имеющие форму только единственного числа |
|
|
Дополнительный вопрос: - Какое слово вы не выписали? Почему?
| П.: анализ объектов, сравнение, классификация по заданным критериям. К.: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р.: принятие и сохранение учебной задачи. |
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
| Организует самостоятельную работу с последующей самопроверкой по упр. 517. | Самостоятельно выполняют упражнение, проверяют его.
| См. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч2./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. С. 62. | П.: анализ объектов, классификация по заданным признакам. Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий с учетом поставленной задачи, осуществление итогового и пошагового контроля по результату; оценка правильности выполнения своих действий. |
Домашнее задание | Выдает и комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | П. 93-94, упр. 518. (С. 62, там же). |
|
VI. Рефлексия.
| организует рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности на уроке
| соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия | Беседа по вопросам: - Как вы считаете, цель урока нами достигнута?
- Что нового мы узнали?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- Кто считает, что он работал в полную силу?
- Кто считает, что ему нужно больше стараться?
| П.: построение речевого высказывания в устной форме. Р.: Оценка правильности выполнения действия, адекватное восприятие оценки учителя.
|