"Жизнь древних славян".
план-конспект урока по природоведению на тему
Конспект урока "Жизнь древних славян".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Жизнь древних славян».
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Автор УМК: А.А.Плешаков
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде и верованиями славян.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верой славян.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Метапредметные - организовать обмен мнениями.
Формирование познавательных УУД:
ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель, решать
проблемы поискового характера, находить необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное,
структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать процесс и результат своей деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, как постановку учебной задачи, определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения.
Формирование коммуникативных УУД:
каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации; в случае возникновения конфликта найти способ его разрешения; управлять поведением партнера, владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока:
Медиапроектор, презентации, карточки, компьютер, Энциклопедия истории России, историческая, физическая карты, наглядно-иллюстрационный материал (Боги славян, орудия труда, жилище), карточки с заданиями для тестирования. Книги, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, тест.
Тип урока: открытие нового знания
Форма проведения: урок-исследование.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично- поисковая
Ход урока:
1. Орг. момент. (Создание ситуации успеха)
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Нам историю России
Интересно изучать.
II. Проверка знаний и умений учащихся.
Постановка темы и цели урока.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. А зовут меня Наталья Васильевна. Мы с вами откроем первую страничку истории Отечества, отправимся в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. Чтобы узнать к какому народу отправимся, разгадайте кроссворд. СЛАЙД 1.
Вопросы:
1) Наука о прошлом (история)
2) Имя богини – покровительницы истории (Клио)
3) Большое животное, на которое охотились древние люди (мамонт)
4) Отрезок времени в 100 лет (век)
5) Страна, которая подарила миру Олимпийские игры (Греция)
6) На берегах какой реки возникло Египетское государство (Нил)
7)Наука, которую называют "наукой лопаты" (археология).
–Прочитайте ключевое слово? (славяне)
- Какая будет тема урока?
- Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.
- Перед вами вопросительные слова, используя их, составьте вопросы по данной теме.
- Посмотрите на вопросы: Кто? Какие? Где? Как? Чем? СЛАЙД 2.
- Что бы вы хотели узнать о славянах?
- Кто такие славяне?
-Какие они были?
- Где жили?
- Как жили?
- Чем занимались?
Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян. СЛАЙД 3.
(Чтение эпиграфа на доске) Звучит музыка, на фоне которой произносится эпиграф урока.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская
(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
III. Изложение нового материала.
- В то далекое время, на территории нашей страны росли бескрайние леса, были топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Давным-давно эти края населяли древние славяне. Они были нашими предками.
- У нас все готово к путешествию во времени. Итак, отправляемся!
Сели все правильно, закройте глаза, опустите голову на руки.
Имитация полета на машине времени. Учитель зажигает свечу, вешает карту. СЛАЙД 4.
Медленно откройте глаза и осмотритесь вокруг. Мы с вами оказались в далеком прошлом, полторы тысячи лет назад, когда по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Висла, Дон на большой лесной равнине поселились славяне.
4. Работа с картой учебника «Расселение древних славян» стр. 35
- Откройте учебники на странице 35, что вы видите? (карту) Такая же карта как и у меня на доске. Что с помощью нее мы узнаем? (расселение древних славян)
- Давайте рассмотрим карту.
Жили славяне племенами.
- Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие племенные объединения делятся славяне? (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
- Какое из племен занимало наибольшее пространство? (восточные славяне).
- О восточных славянах мы и будем дальше с вами разговаривать.
Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Восточные славяне селились привольно. Места хватало всем. К ним относились следующие племена: словене, кривичи, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняне.
- Как вы думаете, что объединяло эти племена?
- Племена объединяли язык, обычаи, занятия.
5. Сообщение учителя.
- А теперь поговорим о том, какие были славяне по характеру, какими качествами обладали.
- Давайте послушаем короткий диалог отца и сына.
Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты):
- Надо оставить немного гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.
Сын отвечает.
-Отец, зачем ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго.
Отец:
Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.
- О каком качестве характера говорит этот поступок? (гостеприимство)
6. Работа с учебником
Прочитайте первый абзац на странице 36 и скажите, какими еще были славяне (крепкими, выносливыми, готовыми к неожиданностям)
7. Занятия древних славян
-А сейчас нам предстоит выяснить, чем занимались жители племени.
- Давайте рассмотрим картинки на экране. СЛАЙД 5, 6, 7, 8.
- У каждого из вас лежит карточка «Занятие древних славян».
- Впишите в лист занятия славян – мальчики занятия мужчин, девочки – занятия женщин.
Предполагаемые ответы детей:
Занятия мужчин |
выходили на охоту |
ловили рыбу |
пахали землю |
рубили дрова |
добывали мед диких пчел |
шили обувь |
Занятия женщин |
готовили пищу |
пряли пряжу |
ткали полотно |
шили одежду |
сеяли |
ухаживали за огородом и полем |
-Итак, чем занимались мужчины славяне? (дети называют занятия мужчин, которые вписали)
- Чем занимались женщины?
Славяне занимались сбором меда, это занятие ещё называется - Бортничество
Изготовление глиняной посуды – Гончарное дело
Рыболовство – ловили рыбу гарпуном и сетями.
Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Земледелие было самым главным занятием. Труд был очень тяжелый. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль.
Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
- А так же занимались славяне строительством.
ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
- И сейчас мы с вами тоже будем строителями. Из данных деталей мы создадим жилище древних славян.
- Кто первым желает начать строительство?
- Рассмотрите дом, в котором жили славяне. Чем отличается он от тех домов, которые вы знаете? (Эти дома на метр были углублены в землю)
- Какой материал использовали для строительства жилища? (Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой.)
- Использовались стёкла? (стекол не было окошки на ночь закрывали досками, травой или соломой.)
- Как вы думаете уютно ли было в таком доме? (Конечно же нет. Там было всегда прохладно и темно, а в дожди очень сыро)
-А теперь заглянем внутрь жилища. СЛАЙД 9.
- Что мы там видим? (В углу находилась печь.)
- Из чего она была сложена, как вы думаете? (из камней и глины).
- Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей.
- Ещё что видите? (деревянную лавку, звериная шкура весит)
- А как вы думаете для чего эта шкура? В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами. Зачем они были нужны?
- Правильно - это были постели.
- Посудой служили глиняные горшки, миски, сковороды. СЛАЙД 10.
- Посмотрите на картинку СЛАЙД 11 и скажите, какое место выбирали славяне для поселения? (селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.)
– Почему выбирали именно такие места? (орошение почвы, и занятие рыболовством.)
- Как они защищали свои селения от врагов? Они ставили вокруг своих поселений частокол. Частокол строился из крепких брёвен.
ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
- Сейчас мы с вами выясним, чем же питались древние славяне? У меня в корзине лежит много продуктов питания. Вы подходите ко мне , берёте из корзины продукт и отвечаете питались этим славяне или нет. (капуста, морковь, свёкла, картофель, кофе, сахар, майонез, ягоды, грибы, орехи, рыба, мясо, молоко, чипсы, хлеб.)
- Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.
- Это часть продуктов которыми питались древние славяне.
- Рассмотрите иллюстрацию с изображением охотника-славянина (учебник стр.36).
- Чем он охотился?
- Нож, топор, рогатина.
- Для чего нужна была рогатина? Рогатина— тяжёлое копьё охоты на крупного зверя.
ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым невзгодам, зною и холоду. Предположите, во что они были одеты и обуты. У каждого из вас на парте лежит разная одежда, обувь, украшения.
Выберите то, в чём ходили древние славяне. (работаем в паре)
- Сверим ваш выбор с правильными ответами.
- Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов и пояса. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также украшенное вышивками. СЛАЙД 12, 13, 14.
- Основной обувью были лапти своего плетения. СЛАЙД 15.
-Из чего плели лапти.
-Лапти плели из древесной коры.
-Очень важное открытие было совершено ещё в конце прошлого века русским археологом А.А.Спицыным, когда в Восточной Европе было раскопано много славянских курганов. Оказалось, что славянские женщины в Средние века носили разные украшения – височные кольца, крепившиеся к волосам у виска, кольца украшенные ромбами, перстни, бусы, подвески. СЛАЙД 16.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОД СЛАВЯНСКУЮ МУЗЫКУ)
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие. И я думаю, что вам интересно узнать о древних славянах еще больше нового и интересного.
- А сейчас давайте посмотрим сюжет, каким богам покланялись славяне и что просили у богов.
ПРОСМОТР СЮЖЕТА. СЛАЙД 17.
- Каким богам покланялись славяне? ( Перун - бог грома и молнии. Ярило – бог солнца.)
- Что они просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)
- Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам).
ДУХИ, БОЖЕСТВА ПРИРОДЫ
- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках – Русалки.
- Сообщения о домовом, лешем, водяном.
- Кто подготовил сообщения о домовом?
Домовой. СЛАЙД 18.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нём людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
- Кто дополнить желает?
Леший. СЛАЙД 19.
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
-
Водяной. СЛАЙД 20.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого старика, с рыбьим хвостом, длинной зелёной бородой. Глаза у него большие, с ладонь величиной, и красные, а нос - как сапог, не меньше. Говорят, что он любит подниматься по ночам в полнолуние, сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать бороду.
- Как вы думаете, почему славяне верили в духов?
(Люди не могли объяснить причины неудач, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов).
РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.
- Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и выполните задание №3 самостоятельно.
- Проверяем. Какие же фантастические существа и почитаемые животные были у древних славян? Зачитайте.
СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ.
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
- Как вы думаете, какие это праздники? Масленица, Иван Купала.
- Что вы знаете об этом празднике?
МАСЛЕНИЦА. СЛАЙД 21, 22, 23.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Слышали праздник «Иван-Купала»?
- Что вы знаете об этом празднике?
ИВАНОВ ДЕНЬ. СЛАЙД 24, 25.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, пели песни в честь Солнца. Девушки гадали. Они плели венки и пускали их по реке. Если венок зацепится за что-то недалеко – значит, девушка выйдет замуж на родной стороне. Если уплывёт – значит, жених будет издалека. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем песнями входили в реку и купались.
Учитель: – Сохранились ли до наших времен какие-либо древнеславянские праздники?
- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
Давайте поиграем, повторяем за мной.
«Барашеньки крутороги».
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (на дудочке играем),
Ваню потешали (улыбаются, строя «рожицы» друг другу)
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
- Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
Книжная выставка – рекомендуемая литература.
- Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке, в библиотеке или сходить в музей. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. Тест лежит у каждого на парте.
ТЕСТ (СЛАЙД № 26, 27)
Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
Обменяйтесь листочками с товарищем по парте, проверяем. На доске ответы.(если нет ошибок поставьте 5, одна ошибка 4, две ошибки 3, ну а если 3 ошибки, то нужно ещё поработать по этой теме.
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в ХХI век.
Я включаю машину времени, а вы положите руки на парту, голову на руки, закройте глаза.
Звучит музыка, гасится свечка.
Ну, вот вы и дома. Понравилось вам путешествие? Попробуйте оценить свою работу по опорным словам: СЛАЙД 28.
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне запомнилось…
Большое спасибо вам ребята за урок. Вы молодцы! Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы. Мне хочется отметить тех, кто особенно активно работал…это ……5
– Остальные ребята, я думаю, обязательно нас порадуют своими ответами на следующем уроке.
Домашнее задание. Рабочая тетрадь с. 13 №1. Учебник стр. 34 - 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час - игра " Древние славяне"
Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях....
Игра, посвящённая древнерусскому быту "Быт древних славян"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Основана на экспонатах из экспозиции школьного музея "Уголок русской избы"....
Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
Урок по теме: «Жизнь древних славян». Урок с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...
«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»
Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели....
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...
Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».
изучение связи древнерусского языка с природными символами...