Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
план-конспект по истории на тему
Урок по теме: «Жизнь древних славян».
Урок с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные
представления о племенных объединениях древних славян, занятиях, быте и верованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostochnye_slavyane_v_drevnosti.doc | 783.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир вокруг нас 4 класс
Жизнь древних славян
Раздел курса: «Страницы истории Отечества»
4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».
Цели урока:
Обучающие - знакомство учащихся с происхождением и жизнью древних славян, их занятиями, верованиями, обычаями;
Развивающие - развитие творческого воображения, логического мышления; развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательные – воспитание любви и интереса к родной истории.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Учитель: – Ребята! Продолжим наше путешествие по страницам Истории Отечества. Сегодня мы познакомимся с происхождением и жизнью древних славян, их занятиями, верованиями, обычаями. Знакомство с темой урока будем проводить по плану.
На экране план урока
- Племенные объединения древних славян.
- Занятия древних славян.
- Быт древних славян.
- Верования древних славян.
2. Первичное введение новых знаний.
2.1 Племенные объединения древних славян.
Учитель: – Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то увидим на пространстве сегодняшней Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки. В те времена эти края населяли древние славяне. Теперь здесь находятся государства: Болгария, Сербия, Босния, Хорватия, Словакия, Польша, Украина, Белоруссия, Россия. Были славяне южные, восточные и западные. Рассмотрим карту «Расселение древних славян».
Карта «Расселение древних славян».
Учитель: – Найдите на карте территории, которые населяли восточные, южные и западные славяне. Какие реки протекали по территории, на которой жили восточные славяне?
(Днепр и его притоки, часть Волги, Дона, Западной Двины).
Учитель: – Восточные славяне дали начало русскому, украинскому и белорусскому народам. Наши далекие предки жили племенами. Кто знает, что такое племя? Прочитаем определение на экране.
На экране определение:
«Племя – большая группа людей, которые живут в одной местности, говорят на одном языке и имеют общее занятие».
Работа с картой «Расселение древних славян»
Учитель: – Поработайте с картой. Как назывались племена, которые жили на территории восточных славян?
(Предполагаемые ответы детей: дреговичи, поляне, древляне, вятичи, кривичи …)
Учитель: – Племен восточных славян было много, всего историки называют 15 больших племен. Название племени Дреговичи произошло от слова «дрягва» - болото, трясина. Вятичи – от названия реки. Предположите, отчего произошли названия племен восточных славян: поляне, древляне?
(Предполагаемые ответы детей: поляне – от слова поле, древляне – от слова дерево «древо». Названия племен произошли от места проживания племен. Возможно, древляне жили в лесах, или рядом с ними, жители ровной местности – поляне. )
2.2 Занятия древних славян.
Учитель: – представим себе, что мы племя славян. Дайте название нашему племени, обоснуйте свой выбор.
Учитель: – Место для поселения выбирали безопасное, более пригодное и удобное для жилья. Отметьте на карте-схеме значком, где вы будете строить свое поселение.
лес пригорок река |
(Предполагаемые ответы детей: более безопасное место для поселения - на прибрежном холме, вблизи реки. Это и защита от врагов, и орошение почвы, и занятие рыболовством.)
Учитель: – Разделимся на подгруппы. Нам предстоит распределить, чем будут заниматься жители племени. Впишите в лист «Занятия древних славян»
1 группа - занятия мужчин
2 группа - занятия женщин
Предполагаемые ответы детей:
Занятия мужчин |
выходили на охоту |
ловили рыбу |
пахали землю |
рубили дрова |
добывали мед диких пчел |
шили обувь |
Занятия женщин |
готовили пищу |
пряли пряжу |
ткали полотно |
шили одежду |
сеяли |
ухаживали за огородом и полем |
Презентация «Орудия труда и быта древних славян»
Учитель: – Рассмотрите, какими орудиями труда пользовались древние славяне. Предположите, каково назначение данных орудий труда и охоты.
Учитель: – Основным занятием восточных славян было земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами. Сначала необходимо было освободиться от деревьев и кустарников, затем вспахать землю деревянной сохой, засеять, взборонить бороной. Работа эта сложная и тяжелая, поэтому жители племени занимались земледелием сообща. Чтобы получить хороший урожай, землю удобряли золой, участок на одном и том же месте засевали 2-3 года подряд, затем
переходили на новую землю.
Презентация «Орудия труда и быта древних славян»
Учитель: – Определите назначение орудий земледелия. Знаете ли вы, как они назывались?
2.3 Быт древних славян.
Учитель: – Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом с жилищем, в загонах, держали домашний скот. Прочитайте текст учебника. Отметьте, как строились жилища, и каково было убранство дома?
Работа с учебником «Мир вокруг нас» стр. 37.
(Предполагаемые ответы детей: Избы были без трубы, печь строили из камней и глины, при этом дым выходил наружу через небольшие окошки и низкую дверь; вдоль стен стояли деревянные лавки, посудой служили глиняные горшки и сковороды.)
Учитель: – Поработайте в парах. Подпишите названия предметов быта, указанных на картинке.
Раздаточный материал «Предметы быта»
Учитель: – Славяне - румяные и светловолосые люди с голубыми глазами, были крепкими, выносливыми, готовыми к любым невзгодам, зною и холоду. Предположите, во что они были одеты и обуты.
Работа в группах. «Одежда древних славян в прошлом»
(Учащиеся выполняют задание: одевают бумажные куклы (1 группа – мужчину племени, 2 группа – женщину). Для выполнения задания предлагается набор разной по цвету, форме одежды, обуви, украшений.)
Учитель: – Сравните одежду современного человека с одеждой древнего славянина.
Учитель: – Как вы думаете, чем питались древние славяне? Из набора продуктов выберите нужные и отметьте значком. Добавьте еще два - три продукта, которые были необходимы жителям.
Раздаточный материал «Чем питались древние славяне»
Капуста | |
Пачка сахара | |
Свекла | |
кофе | |
картофель | |
квас | |
2.4 Верования древних славян.
Учитель: – Какие явления природы вам известны? Можете ли вы объяснить некоторые из них?
(Предполагаемые ответы детей: дождь, снегопад, град, ливень, гром, молния, наводнение, засуха.)
Учитель: – Древние славяне были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему гремит гром, бушует ураган, сверкает молния. Бессилие перед стихией, страх перед неизвестным привели к обожествлению сил природы. Люди видели в явлениях природы волю богов. Славяне свято почитали своих богов. Они подносили им подарки – жертвы, пели песни, молили о милости. В честь богов ставились деревянные идолы (статуи), статуи украшали их золотом, серебром и другими украшениями.
Материалы для учителя «Главные божества славян»
Презентация «Главные божества славян»
Перун – бог грома и молнии, главный бог славян | Позвизд – бог ветра | Велес – бог скота и богатства | Купало – бог лета, полевых плодов |
Сообщения учащихся ««Главные божества славян»
Учитель: – Славяне верили не только в различных богов, но и в фантастические существа. Предположите, какие фантастические существа придумали древние славяне?
(Предполагаемые ответы детей: славяне могли верить, что дом охраняет домовой, а в лесу водится леший. В воде можно встретить русалку и водяного.).
Учитель: – Разделимся на 4 мини-группы.
Задание для каждой группы: нарисовать земное божество древних славян; составить о нем небольшой рассказ или сочинить сказку на тему:
1 группа - «Леший – хранитель леса»
2 группа - «Водяной – обитатель глубин»
3 группа - «Русалки – водяные девушки»
4 группа - «Домовой – маленький старичок, живущий за печкой»
2.5 Славянские праздники.
Учитель: – Прочитаем текст учебника.
Работа с учебником «Мир вокруг нас» стр. 38 – последний абзац.
Учитель: – В каком художественном произведении также рассказывается о празднике Ивана Купалы. Коротко расскажите содержание произведения.
(Предполагаемые ответы детей: в сказке «Снегурочка» рассказывается о девочке из снега, которая так же, как и все деревенские девушки и парни хотела прыгнуть через костер...)
Учитель: – Сохранились ли до наших времен какие-либо древнеславянские праздники? Что вы знаете об этом празднике?
(Предполагаемые ответы детей: праздник масленица, которая проходит весной, ,в этот день люди пекут блины, круглые как солнце.).
3. Обобщение знаний через контроль знаний учащихся.
- Отметь лишнее:
- Древляне
- Горожане
- Поляне
- Кривичи
- Вятичи
- Самое главное занятие восточных славян
- Скотоводство
- Земледелие
- Огородничество
- Садоводство
- Ремесло
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурс "Ратные страницы истории Отечества"
Этот материал можно использовать как на уроках, так и внеурочной деятельности. Даны тестовые задания с интересной иллюстрацией....
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Викторина "Ратные страницы истории Отечества"
Расчитана на учащихся 6-9 классов....
презентация Ратные страницы истории Отечества
презентация "Ратные страницы истории Отечесмтва" викторина к военно-спортивной игре " Зарница"...
Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"
Интегрированное занятие история + технологияТема. Необычное путешествие - путешествие в старину« Ремесла и занятия древних славян»Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки ...
Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"
повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян- развитие элементов анал...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема: «Культура и быт древних греков»
Технологическая карта урока истории 5 классТема: «Культура и быт древних греков» Тип урокаизучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практическ...