Интегрированный урок химии-географии "Природное углеводородное сырье Томской области
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Лукьянова Ирина Михайловна

На интегрированном уроке "Природное углеводородное сырье Томской Области" необходимо сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,  проектной деятельности на основании материалов регионального компонента, а так же:

  1. определить роль нефтяной и газовой промышленности для экономики Томской области.
  2. показать значение углеводородного сырья в органическом синтезе.
  3. рассмотреть проблемы и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности в Томской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emelyanova_g.v._lukyanova_i.m-uglevodorodnoe_syre.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Емельянова Галина Владимировна (учитель химии), Лукьянова Ирина Михайловна (учитель географии)

МБОУ «СОШ № 2» г. Колпашево Томской обл.

Интегрированный урок химии-географии

9 класс

Тема: «Природное углеводородное сырье Томской области»

Цель:

Сформировать представление о природном углеводородном сырье Томской области через использование ИКТ-технологий,  проектной деятельности на основании материалов регионального компонента.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть основные источники углеводородов (нефть, газ); изучить первичную и вторичную переработку нефти, применение продуктов, получаемых из нефти, проанализировать экологические проблемы, связанные с нефтедобычей, транспортировкой, переработкой нефти и пути их решения.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение выделять существенное, делать выводы, выбирать нужную информацию, работая с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и понятно излагать материал при выступлении; развивать познавательный интерес к изучаемым предметам (с помощью лабораторных опытов, творческих заданий и использование регионального компонента).

Воспитательные:

Продолжить формирование научного мировоззрения (значение и единство наук о природе), общенаучных навыков, внимания, аккуратности, самостоятельности, прививать любовь к родному краю, используя материал регионального компонента; способствовать экологическому восприятию.

Оборудование:

  • карта полезных ископаемых Томской области,
  • мультимедийный проектор, экран.

На столах учащихся:

  • трубочка с нефтью, спиртовка, фильтровальная бумага,
  • чашка Петри, вода, нефть, пенопласт, фильтровальная бумага,
  • рабочие листы

Группы учащихся: 

Департаменты Администрации Томской области:

  • геологии
  • химии
  • энергетики
  • экологии
  • органического синтеза

Ход урока

Представьте, что мы находимся на совещании в Администрации Томской области. Тема очень актуальна: «Углеводородное сырье и перспективы развития перерабатывающей промышленности». Через департаменты  геологии, химии, энергетики, экологии мы должны решить следующие задачи:

  1. Определить роль нефтяной и газовой промышленности для экономики Томской области.
  2. Показать значение углеводородного сырья в органическом синтезе.
  3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности в Томской области.

  1. Департамент геологии.

Задания: 1. Представить работу нефте - газодобывающей отрасли. (Составление видеоклипа – 3 мин); сообщение о месторождениях нефти и газа на территории Томской области.

  1. Работа с контурными картами (подписать районы, где сосредоточены запасы углеводороного сырья)
  2.  Самопроверка (слайды презентации)

Сообщение учащегося

Показ слайдов (карта Томской области, таблица месторождений)

В недрах Томской области сосредоточены разнообразные полезные ископаемые, составляющие ее ресурсный потенциал: нефть и газ, металлические и неметаллические полезные ископаемые, бурые угли, торф и сапропели, пресные питьевые, минеральные, термальные и промышленные подземные воды.

Важнейшим энергетическим сырьем являются углеводороды, обеспечивающие наиболее высокий уровень пополнения бюджета и притока инвестиций. Томска области входит в состав Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции и относится к ведущим регионам России по добыче нефти и газа.

Государственным балансом учтены 103 месторождения нефти и газа. Разведанные месторождения преимущественно расположены на левобережье р. Оби на площадях Александровского, Каргасокского и Парабельского административных районов, в пределах Среднеобской, Каймысовской, Васюганской и Пайдгинской НГО.

Перспективы правобережья р. Оби связывают с изучен ем палеозоя Предъенисейской НГО, охватывающей северо-восток области.

Запасы углеводородов в Томской области оцениваются в 4 млрд. тонн при степени разведанности 25%. Это значит, что 75% возможных месторождений не открыто. Таким образом, область относится к тем регионам России, которые имеют возможность в течение длительного времени развивать нефтяную и газодобывающую промышленность.

2.Департамент химии.

Задания: Проанализировать информацию о составах газа природного, попутного и нефти. (подготовить  сообщение и презентацию) 

Показ слайдов

(Состав газа)

Виды газа

СН4

С2Н6

С3Н8

С4Н10

СО2

N2

Аргон

Н2S

Природный

98,0

0,4

0,15

-

0,1

0,5-3,0

0,005

-

Попутный

32,8

14,5

21,5

20,4

0,5

10,0

0,3

-

Сообщение учащегося

Томская область имеет значительные запасы газа, оцениваются в 630,5 млрд. куб. м свободного газа и 115,6 млрд. куб. м растворенного в нефти.

Попутный газ – более ценный источник химического сырья по сравнению с природным газом. Нефтяной газ подвергают переработке на газоперерабатывающих заводах с целью получения более узких фракций (газовый бензин, сухой газ, пропан, бутан). Использование природного газа в качестве топлива обусловлено его высокой энергетической ценностью по сравнению с другими видами топлива.

Основными компонентами нефти являются различные углеводороды (предельные, циклические, ароматические). Кроме них в нефти содержатся азот, кислород и серосодержащие соединения.

Томская нефть имеет высокие товарные качества: она малосернистая, смолянистая, по углеводородному составу относится к метаново-нетфеновым, с высоки выходом (61%) светлых фракции и большим содержанием попутного газа

Показ слайдов

(Диаграмма «Теплотворная способность природных источников углеводородов)

3.Департамент органического синтеза. 

Задания: 1.Работа с дополнительной литературой (подписать на раздаточном материале виды фракций и их применение).

  1. Опыт «Перегонка нефти».
  2. Самопроверка. (слайд)

Учитель химии

В Томске создается своя нефтеперерабатывающая промышленность, поскольку развитие сети нефтепродуктов стимулирует приближение переработки нефти к местам потребления нефтепродуктов. В последние годы создаются предприятия по первичной перегонке нефти близ мест ее добычи. Перегонка осуществляется в специальных установках – ректификационных колоннах

Опыт. Перегонка нефти.

В изогнутой трубочке находится несколько капель нефти. Проводим нагревание трубочки.

Легче всего образуется фракция бензина – жирное пятно, которое быстро исчезает с фильтровальной бумаги. Следующая фракция – керосин – пятно от него держится долго. Когда на фильтровальной бумаге перестанут появляться пятна, значит, все низкокипящие составные части нефти отогнались. В трубочке остался нефтяной остаток, состоящий из смазочных масел, мазута.

Показ слайдов

(Ректификационная колонна)

4.Департамент энергетики.

Применение дистанционных технологий на уроке (Выход в Sk-p), прямое общение со  специалистом в области энергетики.

Задания: Подготовить и задать вопросы по теме «Ситуации на рынке энергии и энергетическом потенциале Томской области».

- Насколько остра энергетическая проблема на территории Томской области?

- Крупнейшие компании, занимающиеся нефте – газоразведкой?

- Проблемы и перспективы развития энергетической отрасли?

     

Учитель географии:

Энергетическая проблема является одной из самых острых. Бурно развивающаяся экономика в 21 веке требует все больше энергозатрат. Наука предупреждает, что при современных объемах энергопотребления разведанных запасов органического топлива на Земле хватит примерно на 150 лет, в том числе нефти на 35, газа на 50 лет. Таким образом, ограниченность природных запасов углеводородного сырья составляет сегодня главный стержень глобальной энергопроблемы. Томская энергосистема дефицитна как по энергетической, так и по тепловой энергии на 30% только по Томскому району.

Пути энергосбережения:

  1. выпуск более экономичных автомашин
  2. усовершенствование в коммунальном хозяйстве
  3. структурные изменения в экономике (рост доли менее энергоемких отраслей)
  4. развитие атомной энергетики
  5. использование других видов энергии

Роль природного газа в энергоснабжении будет возрастать, , учитывая обширные запасы этого сырья. А также экологическую чистоту этого топлива. Высокие мировые цены на нефть способствовали быстро росту разведки и добычи ее в странах, не входящих в ОПЕК. Поэтому долгосрочное прогнозирование энергетики в значительной степени зависит от прогнозов цен на нефть на мировом рынке.

Перспективы на ближайшие 30-40 лет:

  • стабилизируется рост потребления
  • увеличится доля новых технологий для производства энергии
  • увеличатся масштаб и стоимость транспортировки
  • возрастет эффективность использования
  • все большее значение будут приобретать трансконтинентальные газопроводы
  • увеличится доля альтернативных источников энергии (атомная), нетрадиционных ресурсов (солнечная, энергии ветров).

5.Департамент экологии.

Задания: Рассмотреть экологическую обстановку на территории Томской области. (презентация, сообщение).

Проведение опыта «Удаление нефтяного пятна с поверхности воды»

Сообщение учащегося

Увеличение объема добычи газа, нефти и развитие перерабатывающей промышленности неизбежно вызывает ухудшение экологического состояния окружающей среды: воздуха и воды. К числу наиболее вредных химических загрязнителей относят нефть и нефтепродукты. Нефтепродукты оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Например, аварии нефтяных судов стали настоящим бичом Мирового океана, нефтеперерабатывающие заводы являются источниками выбросов многочисленных вредных веществ. При сжигании нефтепродуктов большая часть токсичных выбросов уходит в атмосферу. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушить обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге они влияют на климат Земли, на баланс кислорода в атмосфере. Даже осевшие на дно нефтепродукты долгое время вредят всему живому.

Опыт. Удаление нефтяного пятна с поверхности воды

В чашке Петри находится вода с нефтяным пятном. Всыпать адсорбент (пенопластовая крошка) и перемешать. Нефть впитается в пенопласт.

Предложите свои методы борьбы с разливами нефти.

Показ слайдов

Наиболее часто применяемые способы борьбы с разливами нефти:

                     - самоликвидация

                     - метод осаждения

   - поглощение

- ограждение

- биохимическая очистка

На территории Томской области вызывает тревогу строительство нефтеперерабатывающих установок, заводов без очистных сооружений должного уровня. Необходимо, невзирая на высокую стоимость, снабдить все новые заводы очистными сооружениями и фильтрами, в противном случае они не должны допускаться к эксплуатации.

Переход Колпашева на топливо в виде газа имеет ряд преимуществ: легко транспортируется по трубопроводам на большие расстояния, сгорает без золы, копоти, дыма, продукты его сжигания не вредны для растительного и животного мира. Недостатки: взрывоопасность.

Какие недостатки перехода на газовое топливо?

Итог

Учитель географии:

Сегодня на совещании рассмотрены вопросы:

  • роль нефтяной и газовой промышленности
  • значение углеводородного сырья в органическом синтезе
  • проблемы и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности.

Пройдет не так много времени, и вы – высококлассные специалисты, и уже на настоящем совещании в администрации будете решать поставленные перед вами задачи социально-экономического развития региона.

Рефлексия

На рабочем листе отобразить уровень знаний, приобретенных на данном уроке (на мерной шкале пробирки)

Домашнее задание

Творческое задание

  1. Какие предприятия перерабатывающие природные ресурсы вы построили бы на территории Колпашевского района? Дать обоснование. (сочинение – рассуждение)
  2. Предложите другие нетрадиционные источники энергии.

(Составление презентации, видеоролика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по Экологии Томской области

Программа составлена для 7 класса. Рассчитана на 17 часов. Целью изучения программы является формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение уча...

Урок Водные ресурсы Томской области. Водосберегающие технологии

Тема урока:«Водные ресурсы Томской области.  Водосберегающие технологии» Цель урока:познакомить обучающихся с богатством водных ресурсов Томской области, оценить их состояние; рассмотреть в...

Разработка урока по теме "Австралия" автор Толстикова Марина Алексеевна МБОУ СОШ №2 г. Стрежевого Томской Области

Урок- игра, использует метапредметный подход к изучению темы. В виде путешествия на материк, дети знакомятся с природой, создавая образ материка. Методы: исследовательский и частично- поисковый...

Интегрированный урок "Экскурсия по Москве и Московской области"

Целью интегрированного урока английского языка и информатики на тему "Экскурсия по Москве и Московской области" является формирование интереса к изучению истории нашей родины, формированию культуры ди...

Урок "Важнейшие промышленные синтезы на основе переработки нефти и другого углеводородного сырья"

Конспект урока, тест и презентация о перерабоке углеводородного сырья....

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...

Методическая разработка интегрированного урока "Путешествие по Чукотке и Магаданской области"

В современном мире,  в  связи  с  процессами,  происходящими  вокруг,  меняются  ценностные ориентиры современного человека. Формирование мировоззрения &md...


 

Комментарии

А месторождения дети на карте показывают?