"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_lit-ra_-_biologiya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Происхождение планеты Земля».

Цели:

  • способствовать формированию целостной и научной картины мира, рассмотрению проблемы с разных точек зрения;
  • повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности;
  • систематизировать и обобщить знания по рассматриваемой проблеме;
  • развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед нами задач.

Концепция урока: в ходе урока воссоздается панорама эпох в развитии знаний о происхождении Земли, происходит постижение связи времен, поколений, содержания различных эпох и культур.

Оборудование: презентация урока, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, учебник литературы для 5 класса, портреты ученых, таблички с названиями секций.


Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя литературы.

- Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести конференцию по теме «Происхождение планеты Земля». Но прежде всего, давайте выясним, как вы понимаете значение слова «конференция». (ответы детей)

- В «Толковом словаре» С.И. Ожегова дается такое определение слова:

Конференция – это совещание, собрание представителей каких-нибудь государств, организаций. Международная конференция. Научная конференция.

- На конференции обсуждаются различные вопросы, в зависимости от ее темы.

- Скажите, судя по теме нашей конференции, какие вопросы мы будем обсуждать? (ответы детей)

- И рассматривать эту проблему мы будем с различных точек зрения. Поэтому целью нашей конференции является следующая: заглянуть в историческое прошлое человечества, проследить за тем, как знания людей о происхождении нашей планеты, на которой мы с вами живем, постепенно менялись и накапливались по мере того, как у людей накапливался опыт, касающийся окружающего мира.

Учитель биологии.

- Вы, ребята, провели большую подготовительную работу к уроку, узнали немало интересного и теперь поделитесь со всеми своими открытиями. Для того чтобы работа конференции достигла цели, вы, ее участники, будете работать в секциях: «Мифология», «Астрономия», «Филология» и «Научная мастерская».

- Эпиграфом нашей конференции мы взяли слова.

- Итак, работу конференции открывают участники секции «Мифология». Они раскроют суть проблемы с точки зрения божественного происхождения Земли.

Ученик.

- Слово «миф» греческого происхождения. Его переводят как «слово» или «предание», «сказание». Таким образом, под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. В далекие древние времена – несколько тысячелетий тому назад – Земля казалась человеку огромной, больше Солнца и звезд. Люди в те времена уже строили здания, храмы, пирамиды, а первые мудрецы размышляли о Земле, они тоже представляли Землю огромной постройкой. Но кто же были строители? Тут-то сразу возникали трудности. Ведь пирамиды воздвигали тысячи рабов. Но Земля больше всех пирамид. И тогда в воображении людей появились сказочные существа, сильные, как тысячи слонов, и мудрые, как тысячи людей. Называться эти существа стали богами.

Сначала боги были работящими, сильными и добрыми. У них было очень много дел. Следовало создать Землю и Небо. Провести на Земле реки и вырыть каналы. Насадить леса и заселить их зверьем и птицами. И, наконец, сотворить человека. И боги устраивали Землю согласно вкусам своего народа.

Учитель литературы.

- Свои мифы о происхождении Земли были у всех древних народов: и у древних греков, древних египтян, древних индейцев, и, конечно же, у наших с вами далеких предков – древних славян. Но, к сожалению, славянские мифы в подлинниках не сохранились. Они существуют только в записях отдельных исследователей, в художественных произведениях некоторых писателей. Славянский миф «Сотворение Земли» включен в книгу Буса Кресеня «Русские веды».

- Сейчас представители секции «Мифология» перескажут вам этот миф, а вы внимательно его прослушайте и ответьте на вопрос: Как древние славяне представляли себе происхождение Земли?

Но чтобы вы лучше поняли, о чем идет речь, необходимо знать, каким богам поклонялись древние славяне.

Ученик.

Сварог – Владыка Вселенной, отец Солнца.

Перун – Бог Грома и Молнии.

Ярило – Бог Весеннего Солнца.

Морана – Богиня Ночи, Зимы, Смерти.

Ученик.

Пересказ мифа о «Сотворении Земли». Ответ на вопрос: Как древние славяне представляли себе происхождение Земли?

  1. Работа секции «Астрономия».

Ответы на вопросы викторины.

1) Четыре планеты ближе всех располагающиеся к солнцу, до пояса астероидов (планеты земной группы).

2) Планеты, которые располагаются за поясом астероидов, имеют большие размеры (планеты гиганты).

З) Галактика, в которой находится солнечная система (млечный путь).

4) Вторая планета солнечной системы (Венера).

5) Спутник Земли (Луна).

6) самая большая планета солнечной системы (Юпитер).

7) Самая маленькая планета солнечной системы (Плутон).

8) Планета, окруженная самыми красивыми кольцами (Сатурн).

9) Пылающие шары, расположенные далеко от нашей планеты (звезды).

10) Фигуры из ярких звезд (созвездия).

11) Центр солнечной системы (Солнце).

12) Звездная система, которую образуют все видимые звезды на небе

галактика).

13) Путь, который проходит свет за один год (световой год).

14) Скопление галактик (Вселенная).

15) Луна это? (спутник Земли).

16) Небольшие неправильной формы тела, вращающиеся вокруг солнца и не испускающие света (Астероиды).

17) Название это небесное тело получило от греческого “волосатая” (комета).

18) Световые вспышки в воздухе (метеоры).

19) Упавшие на Землю небесные тела (метеориты).

20) Ученый, предполагавший, что мир представлен неподвижной шарообразной Землей, вокруг которой движутся Луна, солнце, пять планет и “сфера неподвижных звезд” (Птолемей).

21) Первый ученый, предположивший, что центром вселенной является Солнце (Аристарх Самосский).

22) Итальянский ученый, который говорил, что вселенная бесконечна, Солнце является центром Солнечной системы, а во вселенной, возможно, есть другие планеты, на которых тоже есть жизнь (Дж. Бруно).

23) Польский астроном, предложивший систему мира, по которой солнце являлось центром вселенной, вокруг него вращалась Земля, которая при этом вращалась вокруг своей оси, и другие планеты, а звезды были неподвижны (Н. Коперник).

24) Ученый, который впервые для астрономических наблюдений использовал телескоп. (Г. Галилей).

25) Основоположник геоцентрической системы.

26) Основоположник гелиоцентрической системы.

  1. Далее в работу включаются участники секции «Филология».

Учитель литературы:

- Не остались равнодушными к спору Птолемея и Коперника и русские писатели. М.В. Ломоносов, известный ученый, художник, писатель 18 века об этом споре в шутливой форме рассказал в стихотворении «Случились вместе два астронома в пиру…».

  • Короткая справка о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
  • Прослушивание детьми стихотворения наизусть в исполнении ученика и ответ на вопрос: «Какую научную информацию поместил в своем стихотворении М.В. Ломоносов?». Подтвердите словами из текста.

- Кто вмешался в этот жаркий спор и как этот спор решил?

- Что хотел показать своим произведением автор?

- В стихотворении проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта (нашей повседневной жизни).

Учитель литературы.

- Да, ребята, на самом деле, многие великие ученые свои открытия сделали в быту, в повседневной жизни, а только потом объяснили их с научной точки зрения. Например, Ньютон, Архимед.

V. Далее работу конференции продолжает секция «Научная мастерская».

Ученики класса в роли известных ученых-астрономов отстаивают «свои» гипотезы о происхождении планеты Земля. В работе конференции приняли участие:

- французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788) По мнению ученого, Земля возникла в результате катастрофы; суть катастрофы – столкновение Солнца с кометой; результат столкновения – из вещества Солнца образовались «брызги». Они-то и дали начало планетам.

- немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804), считал, что Солнечная система произошла из гигантского холодного облака, частицы которого находились в беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, слипаясь, эти сгущения росли и дали начало Солнцу и планетам.

- французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749-1827) Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака, частицы которого остывали, сжимались, уплотнялись и образовывали кольца, из которых возникли планеты.

- английский ученый Джеймс Джинс (1877-1946) По мнению ученого, Земля возникла в результате катастрофы; суть катастрофы – вблизи Солнца пролетела другая звезда, которая вырвала из Солнца своим тяготением часть вещества; это вещество дало начало планетам.

- наш соотечественник, известный ученый Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) считал, что вокруг Солнца располагалось гигантское облако из частиц холодной пыли и газов. Частицы этого облака притягивались друг к другу, слипались и образовывали сгустки, из них-то и образовывались планеты.

  1. Итоги конференции. Что нового узнали?
  2. Заключительное слово.

- Сегодня на нашей конференции мы заглянули в далекое прошлое наших предков, проследили непростой путь к познанию истины в совершенстве природы и мироздания, попытались воссоздать исторические эпохи в плане видения человеком места планеты, жителями которой являемся и мы. Таким образом, между нами и нашими предками существует неразрывная ниточка единения в восходящем движении процесса, имя которому – Познание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку

На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания...

Презентация "Ради жизни на земле" к уроку истории в 9 классе по теме "Наука и литература в годы войны"

Презентация  "Ради жизни на земле" акцентирует внимание учащихся на наиболее значимых темах в науке и литературе периода Великой Отечественной войны. Дает возможность учащимся осмыслить полученну...

Интегрированный урок биология-литература по теме: "Трудные дороги генетики"

Урок по произведениям В. Дудинцева "Белые одежды" и Д. Гранина  "Зубр" рассказывает о трудной судьбе ученых-генетиков....

«Планета в опасности» (урок экологии в 6 классе.)

воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы....

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...

Сценарий внеклассного мероприятия на английском языке по итогам проектной деятельности "Защитим планету Земля" «Save Our Planet» (7-8 классы)

Сценарий внеклассного мероприятия на английском языке, посыящённое году экологии. Содержит методические рекомендации по проведению мероприятия, разработанные монологи, диалоги, сообщения и проектные р...