Интегрированный урок биология-литература по теме: "Трудные дороги генетики"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Урок по произведениям В. Дудинцева "Белые одежды" и Д. Гранина  "Зубр" рассказывает о трудной судьбе ученых-генетиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_20.doc89.5 КБ
Файл prilozhenie_k_vyst._po_literat_0.rar820.95 КБ
Файл biologiya._prilozheniya_0.rar38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии и литературе.

             Тема: Трудные дороги генетики.

Цели урока:

1.Образовательные:

Углубить знания учащихся  об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена Лысенко» и предпосылки развития  «лысенковщины» в России; познакомить учащихся с произведениями  отечественной литературы , отражающими сложные исторические события первой половины 20 века.

2.Развивающие:

Продолжить развитие умений самостоятельно определять цели деятельности, строить рассуждения, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, проводить аналогии

Содействовать развитию к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, умений ориентироваться в различных источниках информации.

3.Воспитательные:

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему своего народа, гордости за свою Родину.

 Формирование ответственного отношения к учению , как к творческому труду, способности к самообразованию.

УМК: портреты ученых- генетиков, писателей, выставки книг, статьи , в/ф

Основные ( ключевые) понятия:

менделизм

морганизм

вейсманизм

евгеника

лысенковщина.

                           План урока

1.Вступительное слово учителя.

2.сессия ВАСХНИЛ- начало 2 этапа  «лысенковщины».

3. Сопоставление двух направлений в науке.

4.Предпоылки развития «лысенковщины» (анализ общественно –политической обстановки в стране).

5.Обсуждение повести  В.Дудинцева «Белые одежды»

Эпиграфы  урока:

Пойдем на костер , будем гореть, но от убеждений своих не откажемся.

                                                                        Академик Н.И. Вавилов.

Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то! (Т.Д.Лысенко)

  « Сии, облечённые в белые одежды, – кто они и откуда пришли?»

                                                                                (Откровение Иоанна Богослова).

                                          Ход урока

 

1.Этап постановки учебных задач

Учитель литературы:

Сегодня у нас интегрированный урок по литературе и биологии по теме «Трудные дороги генетики». Мы приглашаем вас  к размышлению об одном из трудных периодов в истории науки генетики и судьбах отечественных ученых и о произведении В.Дудинцева «Белые одежды,                

 который попытался осмыслить в художественной форме страницы истории.

Презентация (слайд 1)                                    

2. этап решения учебных задач.

Учитель биологии:

 

Представим август 1948г, сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члену-корреспонденту академии наук СССР И.А. Рапопорту.Его воспоминания о том, как проходила сессия.

Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ:

На заседании присутствовали только сторонники  Т.Д. Лысенко, т, к, оппоненты  его не были заранее оповещены и приглашены на сессию.

В зале звучали ложные обвинения в адрес генетиков_ тех, кто еще работал, и тех, кто уже к тому времени погиб. На них возложили главную ответственность за неурожаи 1946 -1947 годов, что они не подняли сельское хозяйство после коллективизации (лысенковцы обязались выполнить это сейчас же  и с блеском). Между тем Н.И. Вавилов и его сотрудники резко подняли удельный вес гибридизации в селекционном процессе, а с ней и сортовое дело, Они создали богатый селекционный материал, развернули приемы аллополиплоидии и радиационного мутагенеза, создали систему сортоиспытания и многое другое, что способствовало развитию сельского хозяйства. Проводилось всесоюзное испытание ряда организованных Н.И. Вавиловым скрещиваний, которые обещали поднять продуктивность главных культур. Все это лысенковцами было разрушено, а своих громогласных обещаний они не выполнили.

Основной доклад делал академик Т.Д. Лысенко. 3-я глава называлась «Два мира -две идеологии в биологии».

 Председатель сессии обратился к генетикам: «Если генетики не выступают против идей Лысенко, то значит, они согласны с ними».

Дискуссия велась сторонниками Лысенко , завербованными по всей стране.

С восторгом встретила лысенковская аудитория выступления филсофов, на разные лады повторявших, что диалектический материализм- на стороне Лысенко и составляет надежный фундамент его теории. А если генетический опыт опровергает главное утверждение ламаркистов- наследование приобретенных свойств? Неважно, этот опыт уже потому неверен, что сама генетика антинародна, зато Ламарк был современником Великой французской революции- таковы были аргументы, Философы призывали ускорить разгром генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».

Учитель литературы .Сам Лысенко с воодушевлением выступает с лекциями перед студентами, молодыми учёными,вербуя в свои ряды неопытную молодёжь.

Инсценировка «Рядно выступает перед студентами»(приложение)

Учитель биологии:

Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке:

1. «Вейсманистко-морганисткое направление», представителями которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И. Вавилов, А.С. Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов.

2.Передовая мичуринская биология, представителем которой являются И. М. Мичурин, Т.Д. Лысенко.

Учитель литературы: – А  теперь представьте два скальпеля. Один в руках хирурга, а другой в руках бандита. В данном случае скальпель попал в руки бандита от науки, поэтому генетика в СССР была отброшена на 50 лет назад. Запад отнёсся к генетике с пониманием и опередил нашу страну по многим вопросам в области с/х и медицины. Лысенко, полный сил, каждые 4 года придумывал новые бредовые идеи, которые давали нужного результата (кастрация пшеницы, ветвистая пшеница, сверхудойные коровы, посадка картофеля в середине лета и т.д.). Люди, утомлённые голодом, верили в эти идеи. Ведь для народа он был учёный-агроном. В хозяйстве его любили, встречали частушками и песнями.

 Частушки.(ПРИЛОЖЕНИЕ)

Презентация(слайд 3)

Работа с понятиями: менделизм, морганизм, вейсманизм.

 Учитель биологии:

Обеспечение продовольствием человечества во многом зависит от селекции, основой которой является генетика .В нашей стране основателем селекции был генетик, биолог Н.И. Вавилов. Генетика сравнительно молодая наука и зарождалась она  в начале 20века. Однако отечественным генетикам приходилось работать в условиях жесткой критики  лысенковщины и преследований НКВД в первой половине 20в. Ученые тайно собирались и проводили опыты, изучали передовые идеи мировых ученых, роль хромосом в наследственности , что отрицало направление Лысенко в науке.

Учитель литературы: Презентация (слайд 4)

Судьбы отечественных генетиков отражены в романе «Белые одежды» Ю.Дудинцева. Отправной точкой для создания романа “Белые одежды” послужил для писателя доклад Н.А.Лебедевой на совещании генетиков о развитии новых сортов картофеля. Дудинцев внимательно изучил драматическую ситуацию, которая сложилась в биологии, в частности, в генетике. Он посещал занятия семинара Т.Д.Лысенко в Институте генетики. Узнав о цели посещений, Лысенко распорядился Дудинцева на занятия не пускать. Мы теперь хорошо знаем, что господство лысенковщины привело к большим жизненным драмам. “Позиция настоящих генетиков была единственной тогда оппозицией Сталину. Это была настоящая политическая борьба”, - сказал один из генетиков Д.В.Лебедев. Сама жизнь представила писателю материал для романа. Опубликован же был роман лишь через тридцать лет, в 1988 году. В том же 1988 году за это произведение В. Дудинцеву была присуждена Государственная премия.[2]

Сам автор писал: “В романе “Белые одежды” я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла”..

Это роман о реальных событиях конца 40-х годов ХХ века, когда советская биология была буквально разгромлена силами реакции, рядящимися под “народную науку”. Вместе с тем это роман не только о конкретном эпизоде нашей истории – он раскрывает технологию массового идеологического гипноза, когда люди вольно или невольно оказываются втянутыми в компанию травли, в атмосферу “охоты за ведьмами” и по неведению, малодушию или легковерию выступают на стороне зла. Отсюда вытекает проблема добра и зла. Я бы назвала ее основной. Кроме того, в романе подняты проблемы свободы

личности, проблема жизненного выбора; что значит быть интеллигентным и что такое интеллигентность; поставлены вопросы о биологической науке и ее роли в жизни общества, личности ученого и его роли в науке, о морали, об ответственности перед обществом, о жизненной позиции каждого человека.

 

 Просмотр ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА(3 серия) или эпизода из романа (часть 2, глава 2) начинается со слов: “Представьте себе, что вы находитесь в квартире, где тайно собиралось то самое “кубло”, которое академик Рядно искал и не мог найти, и они (“вейсманисты-органисты”) смотрели какой-то запретный научный фильм” и сопровождается просмотром учебного кинофрагмента “Хромосома. Деление клетки”: “С помощью тончайших приемов удалось выделить и поместить под объектив живую клетку и создать условия, при которых она продолжала делиться…Вот, вы уже видите, структура ее ядра. Хромосомы. Вы увидите их сейчас в разных стадиях митоза…То есть деления клетки…На экране уже началось деление клетки. Хромосомы шевелились, как клубок серых червей, потом вдруг выстроились в строгий вертикальный порядок. Вдруг удвоились - теперь это были пары. Тут же какая-то сила потащила эти пары врозь, хромосомы подчинились, обмякли, и что-то их повлеклилио к двум разным полюсам.

- Человеку удалось подсмотреть одну из сокровеннейших тайн,- проговорил Хейфец. - Перед нами такой же факт, как движение Земли вокруг Солнца. И столь же оспариваемый…”.

В романе часто упоминается выражение “вейсманизм-морганизм”. Речь идет о направлении в биологической науке, получившем свое название по именам его основоположников – немецкого биолога А.Вейсмана и профессора Калифорнийского университета Т.Моргана. Оно возникло в начале ХХ века. Основу представлений “вейсманистов-морганистов” о наследственности составляет так называемая хромосомная теория.

Вопрос классу: что же происходит с хромосомами в клетке?

(сначала удваиваются, а затем разделяются и расходяттся к противоположным полюсам , образуется две дочерние клетки.  Так  передается наследственная информация)

Учитель литературы:

 Что же случилось по  сюжету романа с фильмом и учеными?

( Ученые увидели расхождение хромосом в клетке ,и что произойдет с хромосомами, если подействовать на клетку химическим веществом колхицином. Таким образом , ученые получили искусственный мутагенез

За просмотр этого фильма ученые арестованы, а фильм перехвачен НКВД.)

Вопрос классу: За что?

 (Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой мичуринской науке», чуть не врагом народа.. Не правда ли ,чудовищный факт, если в него вдуматься!).

Учитель биологии:

Судьба генетики как науки складывалась трудно. Шла напряженная борьба вавиловского направления в науке и лысенковщины. Н.И. Вавилов основатель генетики и селекции в нашей стране, ученый- практик. Его школа достигла высоких результатов в развитии  отечественной генетики и селекции.

(группа № 1 делает сообщение о достижениях отечественных генетиков 20-30-х годах. Приложение ).

Задание классу: прослушав сообщение , заполните таблицу:

« Достижение отечественной генетики»

( Проверка заполнения таблицы).

Ведущая роль в становлении генетики  в нашей стране принадлежит Н.И. Вавилову, а представителей « высоко несущих знамя мичуринской биологии» возглавлял Т.Д. Лысенко, который говорил: « Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!».

Вы познакомитесь с портретами Н.И. Вавилова и Т. Д. Лысенко, прослушав сообщения  об этих двух ученых и составьте  таблицу ,отмечая результаты их деятельности.

 (группа №2 :сообщение о Н.И. Вавилове; сообщение о Т.Д. Лысенко. Приложение ) Презентация (слайды 5,6)

Проверка таблицы.(см,ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель биологии:

Что  же означает « Мичуринская биология»? И.В.Мичурин занимался селекцией плодово-ягодных культур. Имя его было широко известно в стране и Сталин оценивал его работу. Но научная позиция Мичурина была самобытна, он предлагал свои методы улучшения сортов растений, но не во главе официальной генетики. И.В. Мичурин в начале своей деятельности потратил много сил на опыты по акклиматизации ( приручению южных сортов к суровому, с холодными зимами климату). Эти попытки оказались безуспешными, т.К. южные сорта зимой вымерзали. И только после этого он приступил к разработке новых методов селекции: гибридизации, отбора и воздействия условиями среды.

    Лысенко использовал имя Мичурина И.В.. Между Мичуриным и Вавиловым были хорошие  дружеские отношения. Н.И. Вавилов посылал своих  учеников к нему на практику.

 У представителей этих двух направлений были успехи и неудачи. Н. И. Вавилов оценил  Т.Д.Лысенко как молодого селекционера, проводившего опыты по яровизации зерновых культур, т.к. действительно много вымерзало посевов. Н.И. Вавилов ходатайствует о присвоении Т.Д. Лысенко Государственной премии (1933г) за его работы по яровизации, поддерживает кандидатуру на выборах в Академию наук. Тогда никто даже не мог предположить, что этот человек в течение следующих десяти лет уничтожит блестяще развивающуюся отечественную генетику.

Вопрос классу: Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948г большинство ученых поддержало Т.Д. Лысенко и пошли за его новой «мичуринской наукой», а научный спор обернулся для многих трагедией?

Историческая справка (группа №3: сообщение о социально-политической и экономической обстановке в стране) Приложение

Вопрос классу: Почему же генетика стала реакционной , антинародной наукой?

Учитель литературы.

Инсценировка. В кабинете Сталина. ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация (слайд 7)

Учитель биологии:

В 20-е годы появляется родственная генетике наука евгеника ( евгеника- обозначает научную и практическую деятельность по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных.)

 Многие генетики разделяли положения этого учения, и видели в нем гуманные цели. Однако нацисты превратили  евгенику в опасное оружие против человечества. Учитывая международную обстановку того времени, многие люди с возмущением воспринимали генетику и ее защитников.

Вопрос классу: Какова же роль сессии ВАСХНИЛ в судьбе генетики?

( Генетика исчезла из науки, сельского хозяйства , медицины, из высшей и средней школы. Целое поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных специалистов. Многие трудно исчислимые потери, которые до сих пор несут сельскохозяйственная практика, селекционное и племенное дело, экология, лесное хозяйство нашей страны, обусловлены исчезновением генетики. До сессии генетика нашей страны занимала видное место в мировой науке.

 В 60-х годах  генетика переживала период восстановления, но это восстановление протекало под лозунгом сосуществования лысенковцев и генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни одного постановления правительства, направленного на развитие генетики, но ее «закрыли» именно после постановления о ее ликвидации.

 Всесоюзное совещание « О состоянии и перспективах развития генетики» 22-24 ноября 1988г. г.Москва отметила, что отечественные исследования по генетике в целом не соответствуют мировому уровню)

Учитель литературы: Всё меняется-трактовка,объяснения,связи,понятия гена,клетки, законов наследственности. Но есть вещи,которые остаются от ушедших учёных. Их нравственные поступки,их нравственные правила, законы их порядочности.:По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды».

Презентация (слайд 8)

Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»:

1.Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра?

2.Кто им противостоит?

3.В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете?

4.Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств?

5.Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.

6.Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»?

Примерные ответы учащихся:

1. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло – чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под величайшее добро». Федор Дежкин считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого «я» не должна деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

2. Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Но фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, – говорит полковник Свешников Дежкину, – не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь – изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…» Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти. Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы».

 Метафора «парашютист», к которой прибегает автор, характеризуя таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой силы и невежества:

 «Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме только помешали нам его вовремя остановить».

 Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности. Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями: «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».

 Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, – «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним.

. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти.

 Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены или изгнаны. В.Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека.

3. Дудинцев – мастер притчи – метафоры. В ней и находят выражение его философские обобщения. Метафоры «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «Песочных часах» воплощается идея романа: «Это графическое изображение нашего сознания – как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это Вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже в бесконечность уходит, у которого нет дна, это я…

 Пока не научились записывать наши мысли и чувства… до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если научилось видеть Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила».

 Так определяет образ бытия Федор Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

4 5. Отвечая на эти вопросы, Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» – это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.

6. Этот вопрос требует самостоятельности от ребят. Учитель может высказать свою точку зрения. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, неспокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать.

 Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло, – учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра должен пройти каждый из нас.

Какой идеал утверждается автором?  Это люди доброго дела, ответственные за судьбу страны, несущие радость окружающим.

В книге много трагического, она не производит оптимистического впечатления, мы испытываем тревогу за героев. Как открыл Федор Иванович еще в свои студенческие годы, добро — это страдание. «Сии, облеченные в белые одежды,— они приходят от великой скорби».

Тревогой, скорбью и болью книга созвучна нашему времени, времени многих разоблачении, отрицательных эмоций. И все-таки мы удовлетворены тем, что писатель добился поставленной цели: он поразил зло, сорвал с него маски и показал нам людей в сияющих одеждах, одержимых большим делом. И мы верим в нравственную силу добра. Верим в то, что человечество сможет преодолеть зло и ненависть и в сердцах людей поселится милосердие, на земле восторжествует справедливость.

Презентация (слайды 9,10)

III. Этап подведения итогов

Обсуждение возможных названий урока («Судьба генетики в нашем Отечестве», «Трудные дороги генетики», «Проблема нравственного выбора в жизни человека» и.т.д.)

Презентация (слайд 11)

IV. Выставление отметок учащимся.

Домашнее задание (по выбору)

  • 1. Сочинение-миниатюра «.В чём состоит суть  добра и зла в романе?»

           2. Составить сравнительную характеристику «Вавилов и Лысенко – антиподы».



Предварительный просмотр:

Собрание в конференцзале института.

Ведущий.  – Товарищи, сегодня к нам приехал народный академик – Кассиан Дамианович Рядно!

(аплодисметы)

Рядно.(весело)  — Ну и что?  Ну и говорите, сколько угодно, а молекул живых не бывает. Наследственность не вещество, а свойство. А раз свойство — не ищи атомов.

Пауза.

Голос из зала. — Как вы относитесь к ботанике?

Рядно. — Правильно, спрашивай, сынок. Обыкновенно отношусь. Но у них же абсурд! Они делят растения на высшие и низшие. Гриб — какое растение?

Голос из зала. — Низшее! 

Рядно. — Пшеница — какое?

Весь зал. — Высшее! 

Рядно.— Вот видите же сами! А я и спрашиваю: кто же кого ест? Гриб пшеницу или пшеница ест гриба? Академик и блоха — кто кого ест?

(Зал грохнул от хохота. Академик, смеясь, прошелся по сцене. Потом вернулся к трибуне. Чуть опустил голову, чуть поднял руку. И зал сразу стих.)

Рядно.— Вот так, детки. Давайте, давайте ваши вопросы. Я не просто так здесь балагурить с вами пришел.

( проходит к стоявшей в стороне большой коричневой классной доске и крупно написал на ней: «Диалектический метод». Хлопнул в ладоши, отряхивая мел, обернулся).

—Скажите: вот крокодил, вылупившийся из яйца в горячем песке... Почему он в первые же секунды безошибочно спешит к воде? Доктор наук Брузжак думает, что в ней действует складывающийся тысячелетиями механизм. В процессе пресловутого отбора. Тут и вейсманизмомморганизмом издалека пованивает. Вы еще не чуете, а у меня ж нос — ох, чует эту пакость. Так вот, в процессе, значит, отбора. У кого механизм был неисправен, тот, значит, бежал не к морю, а в другую сторону. И, естественно, погибал! И где же это ты, Саул Борисыч, видел такого крокодила, неисправного... Чтоб от воды бежал? Догма. Простой человек, мужик, не учится, а ближе к истине подходит. Спроси его: почему крокодил, маленький такой, с палец, а бежит уже к реке, дрянь такая... Знаете, что он ответит? Крокодил бежит туда, где ему пахнет водой. (Посмотрел на свои руки, выпачканные мелом, и застыл, и  двумя пальцами потащил из кармана платок. Вытянулся длинный пестрый жгут, и из него на пол посыпалась земля. Академик замер. Просиял.)

— Хохо!.. Это ж я лазил сегодня утром по грядкам! В учхозе! Это она, матушка земля, в карманы ко мне... (он умиленно покачал головой) 

 (по залу передаётся записка)

Рядно. — Давайте, давайте записку! Живей!  Ого, тут целое послание!

(Академик развернул лист, подошел поближе к окну, достал большие очки в черной квадратной оправе.)

Рядно. — Нука... «Дорогой Касьян Демьянович...» Сразу с первых строк ошибка! Меня же, деточки мои, Касьяном звали, пока был крестьяниномбедняком. А теперь, когда Советская власть меня подняла на пост, теперь я Кассиан. Кассиан Дамианович. Императорское имя. Византия. Куда там императору по сравнению с моими титулами

       

Рядно. - Подошла минута, товарищи,  — Минута, ради которой я собрал вас. Великая минута! Сейчас вы получите ответ, кому еще неясно. Мать природа, она одним махом разрубает все узлы...

(Входят пионеры – 7 класс.

 Впереди учительница несёт ветку. Все встают)

Рядно. — Товарищи! Аплодируйте природе! . И учительница, шагнув к академику, протянула ему ветку.

(аплодируют)

Учительница (протягивая ветку) — Дорогой Кассиан Дамианович! Вам, как признанному, большому авторитету в мичуринской науке, юные биологи нашей школы принесли в подарок эту ветку березы, которую они нашли в здешних лесах. На ней, на этой березовой ветке, я обращаю внимание всех, на березе, выросли необыкновенные пять побегов — ветки серой ольхи! Вы увидите, дорогой академик, здесь нет никакой прививки, этот удивительный чудоэкземпляр не допускает никаких подозрений в подделке. Он выдержит самый придирчивый контроль. Его принесли из лесу пионеры, дети. Своими чистыми руками сорвали они ветку с березы. Вот этот пионер, Валера Баринов, — учительница положила руку на голову мальчика, — он влез на березу и сорвал ветку. А этот его товарищ — Гена Гущев — подсаживал...

Академик умиленно затоптался. Присев, притянул, расцеловал ребят.

Учительница.— Эта ветка послужит верным доказательством правоты нашей замечательной науки, — голос учительницы сильно качнулся, она удерживала слезы. — Науки, которую возглавляет Трофим Денисович Лысенко, которую обогащаете вы, наш дорогой академик. Мы вам принесли... Это будет в ваших руках хорошая богатырская дубинка на вейсманистовморганистов! — закричала женщина. — Этой дубинкой вы разгоните их всех! Этой веткой вы навсегда выметете весь хлам буржуазных схоластов, ненавидящих нашу мичуринскую биологию. Борющихся против научного объяснения мира! Прокладывающих дорогу расистским теориям битого фашизма!..

(Уходят)

Рядно. — Есть же близорукие, детка. Есть! У кого глаза, у кого душа близорукая. Все посмотрите. Вот она Мать-природа что делает!

Посошков и Дежкин.

Федора Ивановича уже на улице, у самого парка, неожиданно нагнал легкий, изящный академик Посошков.

Посошков (Дежкину) — Знаешь, что это они показывали?  Эти штуки в народе с давних пор называются «ведьмиными метлами». Чувствуешь, название какое? Его придумал такой же вот, как твой шеф, знахарь. Что это «ведьмина метла», диагноз точный. Сейчас эту Касьянову серую ольху ребята в микроскоп смотрели. Нашли сумки гриба «Экзоаскус бетулинус». Он и вызывает в нормальном березовом листе такую патологию. Ольхообразную. Мы еще эксперимент поставим, Федя. Вытяжку приготовим из этого гриба и заразим здоровую березу. Мы сами сколько хочешь наделаем таких листьев серой ольхи. Эта история Касьяну даром не пройдет.



Предварительный просмотр:

                                                 ВЫВОДЫ:

Распространение лысенковщины привело к исключительной по своим масштабам и исторически  беспрецендентной дискредитации отечественной науки за рубежом.

 Урон, нанесенный лысенковщиной советской биологии, особенно генетике, не восполнен до сих пор. Тяжкие кадровые потери, утрата традиций в ряде важнейших направлений исследований привели к серьезному отставанию отечественной генетики от мирового уровня. Мы не можем сейчас воспользоваться всеми преимуществами и возможностями, которая предоставляет современная биология. Работа отечественной генетики началась, но она требует многих сил и экономических затрат. Требует она и притока новых кадров, знания которых должны быть подлинно научными, свободными от лженаучных догм, отражающие  истинное состояние биологических проблем.

 Лысенко и его сторонники несут значительную  долю вины за закупки зерна, продолжающиеся до сих пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока ОБЖ-физика "Безопасность на дорогах. Движение и взаимодействие тел"

Данная методическая разработка может использоваться при обобщении материала по изученным темам...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирован...

Интегрированный урок в 9 классе (история - биология) по теме "Великий террор 1930 - х годов и развитие генетики"

Материал урока дает наиболее полное представление о репрессиях 1930 - х годов, характеризует  развитие и положение науки в данный период.  Информация  полезна как для  учителей для...

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...