Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроизносимых согласных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
- Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
- Расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_neproiznosimye_soglasnye_v_korne_slova.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трапезникова Е.В.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Правописание непроизносимых согласных
Цели урока:
- Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания.
- Расширять словарный запас.
Оборудование урока:
- Магнитофон, кассета с записью радионяни.
- Светофоры
- Карточки со словарным словом.
Ход урока:
- Лингвистическая разминка.
*Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Орфография)
*Какова этимология слова «орфография»? (греч. «орфос» – правильный, «графо» - пишу)
*Что изучаем в данном разделе?
2. Повторение пройденного материала.
- Индивидуальные карточки.
Карточка 1. Вставить буквы, обозначить орфограммы.
Нагре.., гря..ка, те..итория, заря..ка, уса..ьба, вприся..ку, и..юстрация, ло..ко, арти..ерия, ука..ка, орфогра..а, гра..атика, бага.., зу..чатый, тра..а.
*Назовите орфограммы.
Карточка 2. Вставить пропущенные буквы. Разобрать слова по составу. Указать часть
речи над словом.
Вып..чка, ненас..ная, д..ждинки, хмурит(ь)ся, обн..вление, р..бой.
- Задание классу: работа с текстом.
Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налетом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.
*Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково? Или это ошибка? (Один ученик работает по словарю С.И.Ожегова: изморозь – рыхлый снежный покров при морозе, тумане; изморось – очень мелкий, моросящий дождь.)
* Как вы понимаете словосочетание «свинцовые тучи»? (тяжелые, мрачные, цвета свинца, синевато-серые)
*Объясните постановку запятой во втором предложении текста.
* Слово «опавшие» - особая форма глагола – причастие, образовано с помощью суффикса –вш. Найдите в тексте еще одно причастие с суффиксом –вш. (окутывавших)
- Словарная работа.
Откроем словарики, познакомимся с новым словом.
Слово, однокоренные слова | Этимология слова, дальние «родственники» | Значение слова, примеры употребления |
Территория Территориальный | Лат. terra – земля Террариум Терраса Трасса Террикон Партер (на земле) | Ограниченный земельный участок. Территория парка. |
- Введение в тему урока.
Материал для наблюдения:
чудесный прекрасный опасный | окрестный прелестный устный |
*Как произносятся стечения согласных? (одинаково)
*А пишутся? (по-разному)
*Почему? (непроизносимые согласные)
Запишем тему урока. Сегодня мы должны вспомнить правило правописания непроизносимых согласных, потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными, в обозначении орфограммы.
- Объяснение нового материала.
- Послушаем радионяню. Она поможет нам вспомнить правило правописания непроизносимых согласных и понять, зачем нужно изучать непроизносимые согласные.
*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании? (поставить в сильную позицию перед гласной, чтобы согласный звучал отчетливо, то есть «разбить» стечение согласных)
- Выучим рифмовку, чтобы легче было запомнить правило.
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно.
- Закрепление изученного материала.
- Устное упражнение проводится на рифмовке, записанной на доске. Учитель дает образец рассуждения: слышу стечение согласных, ставлю в сильную позицию перед гласным.
- Предупредительное письмо.
Грустный, поздний, здравствуйте, завистливый, честный, гигантский, счастливый, устный, участвовать.
- Полусамостоятельная работа. Игра «Эрудит» с использованием светофоров для осуществления обратной связи с учениками. Учитель называет значение слова, учащиеся определяют слово. Перед тем как записать его, ученики показывают светофор.
- Звуки, при произнесении которых воздух проходит через ротовую полость, встречая препятствия. (Согласный)
- Растение, растущее на болоте. (Тростник)
- Что обогревает землю? Небесное светило. (Солнце)
- Образовавшийся из дерева. (Древесный – древесина)
- Большая морская птица. (Буревестник)
- Находящийся в запасе. (Запасной)
- Занимающий много места. (Громоздкий)
- Человек, который занимается спортом. (Спортсмен)
- О человеке, во всем ищущем выгоду. (Корыстный)
- О человеке, стремящемся повелевать. (Властный)
- Словарная работа. Запись в словарик, комментарий.
Ровесник (славянск. «ровесе» – одинаковый по годам)
Свестник (древнерусск. – верста)
Лестница
Чувствовать
- Диктант с самопроверкой.
Переезд был многоверстный. Запасная дорога шла по редкому лесу, кругом в окрестностях Кармалки виднелись живописные рощи.
*В чем особенность слова «многоверстный» с точки зрения состава слова? (сложное)
*Что такое верста? (старая русская мера длины, равная 1,06 км.)
*Объясните постановку запятой во втором предложении
*Докажите, что предложение сложное.
- Игра «Третий лишний». Найти лишнее слово в каждой группе, объяснить.
Тяжеловес( )ный Чудес( )ный Шес( )надцать | Победонос( )ный Прихвас( )нуть Редкос( )ный |
Опас( )ный Лес( )ница Чу( )ство | Жалос( )ный Поверхнос( )ный Уча( )ствовать |
*По какому еще признаку можно выделить третье лишнее слово?
6. Подведение итогов урока.
* С каким правилом мы сегодня работали?
*Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной?
*Какое новое слово на уроке вы узнали? Как оно пишется? Каково его значение?
7. Домашнее задание.
- Выучить правописание словарных слов. Составить и записать с каждым из них предложение.
- Упражнение №114 (по заданию).
- Из орфографического словаря выписать десять слов с непроизносимой согласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...
Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"
Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
Конспект урока русского языка на тему: "Двойные согласные"
Урок составлен с применением сингапурских структур....
конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют ...