конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мышляева Ольга Александровна

Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока. Предусмотрены задания для закрепления изученного, физкультминутка, этап рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока в 5 классе 26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные твёрдые и мягкие»

Урок в 5б классе

Цели:

Обучающие:

       систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

       дать понятие твёрдости-мягкости,

       формировать умение различать их;

       составление транскрипции слов.

                   расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  •  расширять  кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока  через планируемые результаты:

                                      Личностные:

         создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

·         создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

·         формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                            Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний:

1). Объясните смысл эпиграфа к уроку:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» (А.Н.Толстой)

Красота и певучесть русского языка объясняется преобладанием мелодичных звуков. Они составляют почти 75%. К ним относятся гласные и согласные звонкие. Немузыкальных звуков всего 25%, это глухие согласные.

2). Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает звуки речи, а также всё, что мы о них знаем. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно»:

  • Фонетика изучает звуки речи (верно)
  • В русском языке 10 гласных звуков (неверно)
  • Гласные звуки состоят только из голоса (верно)
  • Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (верно)
  • Гласных звуков в русском языке больше, чем согласных (неверно)
  • Гласные звуки могут быть ударными и безударными (верно)
  • В каждом согласном звуке есть шум (верно)

Что мы вспомнили? Для чего?(продолжаем говорить о фонетике, изучаем звуки речи).

Определите сильную позицию гласных звуков в словах эпиграфа.

3). Орфографическая пятиминутка:

  • Стр..ла, в..да, тр..ва, ст..кло, м..роз, зв..зда, р..ка, з..мля, тр..па, сл..ды.
  • Что объединяет эти слова?

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Все они находятся в слабой позиции.

4). Работа по карточкам.

Карточка №1:

Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

Карточка №2:

 обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

  1. Новый материал.

1). Проблемный вопрос: чем отличаются слова:

  • Угол – уголь
  • Мел – мель
  • Лук – люк
  • Банка – банька

2). Целеполагание.

  • Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? Сформулируйте его цель. (Согласные твёрдые и мягкие). Цель: знать о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова, о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного в транскрипции, соблюдать орфоэпические нормы.
  • 3). Самостоятельная работа с учебником (стр.127). Беседа:
  • Как обозначается мягкость согласных в фонетике?
  • Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости?
  • Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?
  • Какие согласные в русском языке всегда мягкие?
  1. Физкультминутка:
  • Если слово начинается с мягкого согласного, хлопок над головой.
  • Если слово начинается с твёрдого согласного, руки в стороны.
  • Мышь, мёд, лень, лапа, кит, кот, нора, Нина, заяц, зима, сено, сон, дуб, дом, зубр, пень, день, лужа, линза.

5. Закрепление.

  • 1). Запишите, как произносятся слова: быт - быть, лил - лужа, лук – люк, мыть – мил.
  • 2). Упражнение 278 (по заданию):
  •  как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И). Что мы будем называть сигналами мягкости?
  • 3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости-  двумя.
  • Мы кормушку смастерили,
  • Мы столовую открыли.
  • Воробей, снегирь – сосед,
  • Будет вам зимой обед.
  • В гости в первый день недели
  • К нам синицы прилетели.
  • А во вторник, посмотри,
  • Прилетели снегири…
  • Выпишите существительное, в котором все согласные твёрдые (кормушку)
  • Выпишите слова, в которых все согласные мягкие. (день, недели, прилетели).
  • Сделайте вывод: чему мы научились, выполняя данные задания? (различать мягкие и твёрдые согласные, находить сигналы мягкости согласных).
  • 4). Орфоэпическая минутка: обратите внимание на слова в рамке на стр. 128. Как они произносятся?
  •  Музей, Текст, Тема

Запишите их с орфоэпическими пометами и запомните произношение. Задания по орфоэпии встречаются даже на ЕГЭ.

6. Самостоятельная работа:

  • Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, лютик. 
  • 1 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные (роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс)
  • 2 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только мягкие согласные (сирень, лилия, лютик)
  • 3 вариант: выпишите слова, в которых встречаются и твёрдые, и мягкие согласные (цикорий, настурция, шиповник, колокольчик)

7. Итоги урока.: кластер «согласные звуки»

8. Рефлексия:

  • На уроке я узнал, что…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…

Мне было интересно

9. Домашнее задание: пар.54, упр.279.

10. Выставление оценок.

Самоанализ урока русского языка по теме

«Согласные твёрдые и мягкие».

Класс: 5б

Количество учеников: 26

Класс сильный по успеваемости. В нём 7 отличников, способных активно и самостоятельно работать, и несколько слабых учеников (Рожкова В., Муравёва В., Соков Н., Софронов А.), которым постоянно требуется помощь учителя или товарищей. Остальные ребята занимаются стабильно хорошо.

Урок «Согласные твёрдые и мягкие» является не первым уроком из раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика», поэтому учащимися уже получены знания о звуках речи, в том числе о согласных. Именно они были повторены на уроке.

Тип урока – комбинированный, так как в начале урока повторялся изученный ранее материал, затем ребята получали новые знания и закрепляли их.

На уроке использовались методы технологии критического мышления: на стадии повторения –– приём «Верно-неверно», на стадии осмысления – «мозговой штурм» (учащиеся высказывали предположения по теме урока, сами сформулировали цели урока, затем проверили их справедливость), на стадии закрепления - кластер.

Применялись следующие формы работы: фронтальная (опрос), коллективная (кластер, «Верно-неверно»), индивидуальная (карточки), самостоятельная (предположения, самопроверка, закрепление материала).

Учитель: Мышляева О.А.

Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

 1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.

Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

 1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.

Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

 1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"

Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы «Мягкий знак в середине и в конце слова»

Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....