конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока. Предусмотрены задания для закрепления изученного, физкультминутка, этап рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 5 классе | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Согласные твёрдые и мягкие»
Урок в 5б классе
Цели:
Обучающие:
∙ систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
∙ дать понятие твёрдости-мягкости,
∙ формировать умение различать их;
∙ составление транскрипции слов.
∙ расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
∙ создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
· создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
· формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Актуализация знаний:
1). Объясните смысл эпиграфа к уроку:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» (А.Н.Толстой)
Красота и певучесть русского языка объясняется преобладанием мелодичных звуков. Они составляют почти 75%. К ним относятся гласные и согласные звонкие. Немузыкальных звуков всего 25%, это глухие согласные.
2). Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает звуки речи, а также всё, что мы о них знаем. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно»:
- Фонетика изучает звуки речи (верно)
- В русском языке 10 гласных звуков (неверно)
- Гласные звуки состоят только из голоса (верно)
- Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (верно)
- Гласных звуков в русском языке больше, чем согласных (неверно)
- Гласные звуки могут быть ударными и безударными (верно)
- В каждом согласном звуке есть шум (верно)
Что мы вспомнили? Для чего?(продолжаем говорить о фонетике, изучаем звуки речи).
Определите сильную позицию гласных звуков в словах эпиграфа.
3). Орфографическая пятиминутка:
- Стр..ла, в..да, тр..ва, ст..кло, м..роз, зв..зда, р..ка, з..мля, тр..па, сл..ды.
- Что объединяет эти слова?
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Все они находятся в слабой позиции.
4). Работа по карточкам.
Карточка №1:
Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
Карточка №2:
обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
- Новый материал.
1). Проблемный вопрос: чем отличаются слова:
- Угол – уголь
- Мел – мель
- Лук – люк
- Банка – банька
2). Целеполагание.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? Сформулируйте его цель. (Согласные твёрдые и мягкие). Цель: знать о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова, о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного в транскрипции, соблюдать орфоэпические нормы.
- 3). Самостоятельная работа с учебником (стр.127). Беседа:
- Как обозначается мягкость согласных в фонетике?
- Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости?
- Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?
- Какие согласные в русском языке всегда мягкие?
- Физкультминутка:
- Если слово начинается с мягкого согласного, хлопок над головой.
- Если слово начинается с твёрдого согласного, руки в стороны.
- Мышь, мёд, лень, лапа, кит, кот, нора, Нина, заяц, зима, сено, сон, дуб, дом, зубр, пень, день, лужа, линза.
5. Закрепление.
- 1). Запишите, как произносятся слова: быт - быть, лил - лужа, лук – люк, мыть – мил.
- 2). Упражнение 278 (по заданию):
- как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И). Что мы будем называть сигналами мягкости?
- 3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости- двумя.
- Мы кормушку смастерили,
- Мы столовую открыли.
- Воробей, снегирь – сосед,
- Будет вам зимой обед.
- В гости в первый день недели
- К нам синицы прилетели.
- А во вторник, посмотри,
- Прилетели снегири…
- Выпишите существительное, в котором все согласные твёрдые (кормушку)
- Выпишите слова, в которых все согласные мягкие. (день, недели, прилетели).
- Сделайте вывод: чему мы научились, выполняя данные задания? (различать мягкие и твёрдые согласные, находить сигналы мягкости согласных).
- 4). Орфоэпическая минутка: обратите внимание на слова в рамке на стр. 128. Как они произносятся?
- Музей, Текст, Тема
Запишите их с орфоэпическими пометами и запомните произношение. Задания по орфоэпии встречаются даже на ЕГЭ.
6. Самостоятельная работа:
- Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, лютик.
- 1 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные (роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс)
- 2 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только мягкие согласные (сирень, лилия, лютик)
- 3 вариант: выпишите слова, в которых встречаются и твёрдые, и мягкие согласные (цикорий, настурция, шиповник, колокольчик)
7. Итоги урока.: кластер «согласные звуки»
8. Рефлексия:
- На уроке я узнал, что…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
Мне было интересно
9. Домашнее задание: пар.54, упр.279.
10. Выставление оценок.
Самоанализ урока русского языка по теме
«Согласные твёрдые и мягкие».
Класс: 5б
Количество учеников: 26
Класс сильный по успеваемости. В нём 7 отличников, способных активно и самостоятельно работать, и несколько слабых учеников (Рожкова В., Муравёва В., Соков Н., Софронов А.), которым постоянно требуется помощь учителя или товарищей. Остальные ребята занимаются стабильно хорошо.
Урок «Согласные твёрдые и мягкие» является не первым уроком из раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика», поэтому учащимися уже получены знания о звуках речи, в том числе о согласных. Именно они были повторены на уроке.
Тип урока – комбинированный, так как в начале урока повторялся изученный ранее материал, затем ребята получали новые знания и закрепляли их.
На уроке использовались методы технологии критического мышления: на стадии повторения –– приём «Верно-неверно», на стадии осмысления – «мозговой штурм» (учащиеся высказывали предположения по теме урока, сами сформулировали цели урока, затем проверили их справедливость), на стадии закрепления - кластер.
Применялись следующие формы работы: фронтальная (опрос), коллективная (кластер, «Верно-неверно»), индивидуальная (карточки), самостоятельная (предположения, самопроверка, закрепление материала).
Учитель: Мышляева О.А.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....
Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"
Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...
Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы «Мягкий знак в середине и в конце слова»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....