Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Липовая Раиса Михайловна

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Согласные звонкие и глухие

(слайд №1)

Цели:

-способствовать организации работы учащихся над различением звонких и глухих согласных;  дать представление о звукописи;

-формировать умение различать звонкие и глухие согласные;

-развивать внимание, творческие способности учащихся, чёткую, выразительную речь, орфографическую зоркость, умение обобщать, делать выводы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: медиапроектор,

Ход урока

1.Организационный момент

 Приветствие

Добрый день, мои друзья,
Встречи с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

II. Слово учителя

 Однажды в стране Фонетика появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Это касалось, в частности, согласных звуков.

– Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели согласные звуки?

-Верно, они стали звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

- О каких согласных звуках мы будем сегодня говорить?

-Да.  О них. Но вначале проверим домашнее задание.

III.Проверка домашнего задания

1.Решение фонетической задачи.

-Сколько же мягких согласных в пословице:

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

2. «Продолжи ответ».(слайд №2)

1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает …

2. Гласные звуки бывают…, … и состоят только из …

3. Согласные бывают..., …

4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные…

IV. Изучение новой темы

Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, почему один согласный звук называется звонким, а другой – глухим?

- Произнесите парные звуки:

                       Б - П  В - Ф  Д - Т

и попробуйте ответить, как образуются звонкие и глухие согласные звуки?

Раскрытие общей цели урока (слайд №3)

Сегодня на уроке мы проследим за образованием звонких и глухих согласных,  научимся их различать.

Исследование (наблюдение над образованием звуков)

-На одном из предыдущих уроков мы следили за образованием  гласных звуков.

 А теперь попробуйте произнести следующие звуки (на доске): Б В Г Д. приложив ребро ладони к хрящику на шее.

- Что вы заметили? (участие голоса)

- Верно, но кроме голоса в создании звонких согласных участвуют другие органы речи. Какие? (язык, губы, зубы), а иначе все звуки были бы одинаковыми.

- Ребята, а создается ли в ротовой полости голос при произнесении глухих звуков П  Ф К Т ?

 (эти звуки образуются без участия голоса, только при помощи шума)

-Сделаем вывод о том, какие звуки называются звонкими, а какие глухими? (вывод: звонкими называются звуки, образованные при помощи голоса и шума, а глухими – только при помощи шума).

 

Самостоятельная работа

- Ребята, а каким еще способом можно определить звонкий согласный или глухой? (закрыть ладонями уши и произнести звук. Если слышен звон в ушах, значит - это звонкий согласный, и наоборот)

- Запишите все пары согласных звуков по звонкости/глухости. (слайд №4, 5),

- Какие звуки оказались без пары? Какие из них звонкие, какие глухие?

-Какие согласные звуки не имеют пары? (1 ученик : Х Ц Ч Щ)

- Какие это звуки? (глухие)

- Почему? (образованы только при помощи шума) (слайд №6)

- 2 ученик Й Л М Н Р

- Какие? (звонкие). Почему (при помощи голоса и шума). (слайд № 7)

- Вывод: большинство согласных звуков имеют пару по звонкости/глухости, но есть согласные, не имеющие пару. (слайд №8)

Работа с теорией учебника

-Давайте проверим наши выводы, предположения по учебнику?

- Итак, какие согласные называются звонкими? Перечислите?

- Какие глухими? 

Запишите пословицы (слайд 9):

1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли  денег нет.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова, если находятся перед глухой согласной, "теряют голос" и оглушаются, а глухие перед  звонкими – озвончаются.

-Вспомним, как мы поступаем в подобных случаях? Что мы делаем, чтобы написать правильную букву? (мы проверяем ее)

- Как? (Подбираем  слово так, чтобы  согласный слышался отчетливо  (перед гласным)

- Какая это орфограмма? (№3)

- Подберем к нашим словам проверочные слова. (Лёвка - Лёвочка,  ловко-ловок,  дорог - дорого, хлеб - хлеба, денег - деньги) (работа у доски)

Лингвофизминутка. (слайд №10) 

Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.

Красно поле пшеном, а  беседа умом.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. (слайд №11)

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

-  Замените  текст в пословицей. (Грамоте учиться - всегда пригодится.)

-Покажите буквы, которые обозначают звонкие согласные.

2. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.

Прочитайте поэтические строки. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?(слайд №12)

Полночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шумят камыши.

(К.Бальмонт)

(Ш, Ч –ночные шорохи, еле слышный шелест листьев, камыша)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)

(Р, Б, Гр –раскаты грома)

V. Задание на дом.

Упр.279 (диф.задание: 1) найти 3-4 слова только со звонкими согласными, 2) у 2-3 слов определить согласные звуки по звонкости/глухости)

Индивидуальное задание (предложить по желанию на отд.листах):

Решить фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

VI. Итоги урока.

-В чём отличие звонких согласных от глухих?

-Как называется приём звуковой выразительности?

Выставление отметок.

(слайд посл.)



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Элементы обязательного минимума образования

Кол-во часов

Тип урока, виды деятельности

 учителя и учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

«Святая вера в отчий край и дом». 

 «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…». А.К.Толстой

Поэтическое изображение родной природы . Развитие понятия о лирике. Обучение анализу лирического текста.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: содержание стихотворений А.К.Толстого о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно наизусть; рассказ об А.К.Толстом

2

«Высокий свет полей в душе моей…». Образ малой родины в брянской поэзии 20-21 вв.

Тесная связь человека с малой родиной в стихотворениях Н.М.Грибачева,  И.А. Швеца, В.С.Козырева, Н.Н.Денисова, А.К.Якушенко, М.М.Атаманенко, К.В.Асеевой и др. Обучение анализу лирического текста

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: содержание стихотворений брянских поэтов о малой родине; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно  выучить наизусть

3

«Мое родное Подесенье». С.П.Кузькин

Слово о С.П.Кузькине. Тема русской деревни в его творчестве

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве автора содержание стихотворений;  одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, одно  выучить наизусть

4

«Солнце мое незакатное, русское поле мое». А.Г.Мехедов

Слово об А.Г.Мехедове. Малая родина в художественном воплощении А.Г.Мехедова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение. Выразительное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве автора, содержание стихотворений

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений, ответить на вопросы стр.49

5

 «Животворные родники детства». П.Л.Проскурин

Слово о П.Л.Проскурине. Любовь к родине, ее народу, преклонении перед народной правдой в повести «Порог любви (Повесть встреч и дорог)»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание повести, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.54

6

«Царство жаркого света…». Г.В.Метельский

Слово о Г.В.Метельском. Стародубщина, ее история, люди, природа в книге «Листья дуба. Путешествие в школьные годы»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.63

7

«Лесная сказка». В.К.Соколов

Слово о В.К.Соколове. Природа Брянщины, ее сказочная красота и тайна в сборнике «Лесная сказка»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Прочитать сказ Л.Л.Семенищен-ковой «Анюта-узорница в Красном Роге»

8

Л.Л.Семенищен-кова «Анюта-узорница в Красном Роге»

Слово об Л.Л.Семенищенковой. Понятие сказ в брянской прозе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание книги, сведения о жизни и творчестве автора

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Подготовить историческую справку о Вщиже, Свенском монастыре

9

Историческая тема в брянской литературе. «Расскажи мне, Боян,  даль веков обнажи».

Поэтические и прозаические произведения, посвященные героическому прошлому брянского леса и древнерусского города Вщижа,  легендарному Свенскому монастырю

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.95

10

«Осенилась Русь крестным знаменьем».

Крещение Руси в литературе Брянщины: баллады А.К.Толстого, стихи В.Д.Динабургского, В.Е.Сорочкина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.112

11

«…И наша Русь еще воспрянет»

Образ романа Брянского в творчестве Н.И.Поснова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить историческую справку о Романе Брянском

12

Александр Пересвет - герой литературы Брянщины

Куликовская битва, образ А.Пересвета в произведения В.Д.Динабургского, И.А.Швеца, Н.А Мельникова, Н.Н.Денисова

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить исторические справки о Куликовской битве, об А.Пересвете

13

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Исторический роман «Князь Серебряный» А.К.Толстого. Образ Ивана Грозного в литературе и истории. Понятия прообраз, прототип

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Подготовить историческую справку об Иване Грозном, ответить на вопросы стр.160

14-15

«Давайте жить светло и честно». Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей

Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей (Н.И.Родичев, Д.В.Стахорский, Л.С.Ашеко)

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание произведений

 Уметь: определять тему произведения, проводить анализ произведения,  сопоставлять произведения, развивать навыки самостоятельной работы

Ответить на вопросы стр.183

16-17

«Добавить миру каплю света…». Нравственные ценности в брянской поэзии

Решение нравственных вопросов в поэзии Ю.И.Кравцова,  В.Е.Сорочкина, Н.М.Грибачева и др.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа. Комментированное чтение.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Выучить одно стихотворение наизусть

18 

«Живу в объятии природы». Родная природа в брянской литературе.

Певец природы. Ф.И.Тютчев.

Слово о Ф.И.Тютчеве. Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Подготовить рассказ о Ф.И.Тютчеве; выучить одно стихотворение наизусть

 

19

«Счастливое время открытий». К.Г.Паустовский и Брянский край

Слово о К.Г.Паустовском. К.Г.Паустовский и Брянский край.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание рассказов К. Паустовского, Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы

Ответить на вопросы стр.30

 20

«Все богатства русского пейзажа». Времена года в лирике брянских поэтов

Слово о современных брянских поэтах (Н.И.Рыленков, Н.Н.Денисов, Н.И.Поснов, А.В.Малахов, Н.Ф.Афонина, М.М. Атаманенко, К.В.Асеева, В.В.Потапов). Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике поэтов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, выраженные авторами  в стихотворениях.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Выразительное чтение стихотворений; ответить на вопросы; выучить наизусть понравившееся стихотворение

21

1

 

«Семена жизни». Природа и человек в поэзии  и прозе П.Л.Проскурина

Слово о П.Л.Проскурине. Единство человека и природы. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы в лирике и прозе П.Л.Проскурина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений о родной природе, рассказа «На изгибе»

Понимать: лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения,   использовать теоретико-литературные понятия в речи

Подготовить рассказ о П.Л.Проскурине; ответить на вопросы; выразительное чтение стихотворений

22

22

 

Родная природа в лирике  Н.Рыленкова, пейзажных зарисовках Я.Д.Соколова, Г.Д.Долгинцева

Слово о Н.Рыленкове, Я.Д.Соколове, Г.Д.Долгинцеве. Богатство русского пейзажа в их  творчестве

1

Урок внеклассного чтения.

Рассказ  учителя. Беседа. Самостоятельная работа

 Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Ответить на вопросы стр.64

23

Любовь к мудрости. Философская лирика Ф.И.Тютчева

Философские проблемы в творчестве брянских писателей. Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание стихотворений;

 уметь: определять тему произведения, выделять философские  проблемы, использовать теоретико-литературные понятия в

речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы, выразительное чтение стихотворений

24

Лик времени. М.В.Денисова

Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей. Философская категория времени в прозе М.В.Денисовой

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме

Ответить на вопросы стр.71

25

«Соединить сиянье месяца и синеву звенящей мглы».  Лирика В.Е.Сорочкина

Философские размышления о месте человека в мире, смысле жизни, о времени в поэзии В.Е.Сорочкина

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

26

Вольные мысли у вольных просторов. А.Т.Нестик

Человек и окружающий его мир в прозе А.Т.Нестика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы стр.80

27

Философские проблемы в поэзии М.Денисовой, В.Сорочкина

Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей.

1

Урок закрепления. Беседа. Самостоятельная работа

Знать: содержание произведений;

 Уметь: определять тему произведения, выделять философские проблемы, подбирать ассоциации  по заданной теме, использовать теоретико-литературные понятия в речи при анализе стихотворений

Ответить на вопросы стр.84

28

«Когда полыхала планета».

«И память сердце обожгла»

Великая Отечественная война в творчестве поэтов-фронтовиков: А.Софронова, Е.Долматовского, И.Радченко, М.Рубеко, Л.Мирошина, Н.Рыленкова, П.Быкова, С.Петрунина. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и стихотворения о Великой Отечественной войне.

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы стр.100

29

«Мы дети трудные войны…».

Великая Отечественная война в творчестве  послевоенного поколения: А.Дрожжина. В.Козырева, В.Макунина,В.Селезнева, С.Кузькина, А.Якушенко, Е.Кузина, А.Буряченко, И.Сорокина, А.Мехедова.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы стр.115

30

«Грустную память о прошлом храня…»

Великая Отечественная война в творчестве современных брянских поэтов: В.Володина, С.Прилепский. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать  стихи о Великой Отечественной войне; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне

31

«Выполняя жизни назначенье». Военная проза брянских писателей

Великая Отечественная война в прозе Н.Грибачева, А.Романюка, А.Саввина, В.Белоусова, Д.Стахорского и др. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Комментированное чтение, элементы анализа  текста.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей;  содержание рассказов

Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Читать рассказ Н.Грибачева «Здравствуй, комбат», ответить на вопросы стр.138

32

«В память барабанит сорок первый…). В.Д.Динабургский

Военная тема в творчестве В.Д.Динабургского. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Знать: факты военной и творческой биографии поэта; содержание стихотворений ; одно стихотворение наизусть.

Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль

Выучить одно стихотворение наизусть

33-34

«В строки переплавилась война». Н.Е.Бораненков. А.Н.Саввин, В.К.Соколов

Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Н.Е.Бораненков «Тринадцатая рота», А.Н.Саввин «Сильнее смерти», В.К.Соколов «След на земле»

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ  учителя. Беседа.

Комментированное чтение, элементы анализа  текста.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей;  содержание рассказов

Понимать: смысл названий рассказов; гуманистический пафос произведений; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей). Уметь: определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Ответить на вопросы стр.164-165

35

Повторение изученного по разделу

Обобщение полученных знаний

1

Урок закрепления. Анализ текстов. Беседа

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Согласные звонкие и глухие"

Тип урока – урок освоения новых знаний. В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных мате...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Фонетика. Звонкие и глухие согласные"

Тип урока: Изучение нового материала. Цель: формировать навык различения звонких и глухих согласных. Задачи: Образовательные: познакомить с особенностями образования звонких и глухих согласных; п...

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме согласные звонкие и глухие....

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...