Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).
Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах)". Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии процессуального мониторинга и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106 КБ |
![]() | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок стал финалистом регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства
«Мой лучший урок - 2011»
Урок русского языка
Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах), 5 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ и технологии мониторинга
Образовательный аспект:
- проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;
- определить уровень овладения умениями по данной теме.
Развивающий аспект:
- развитие познавательного интереса у учащихся;
- развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;
- активизация творческой деятельности учащихся посредством привлечения ИКТ.
Воспитательный аспект:
- воспитание научного мировоззрения,
- воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.
Оборудование урока:
Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. (задания из учебника не используются, необходим для повторения правил, видов орфограмм.
Техника: ноутбук, проектор.
Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, тесты, листы достижений).
Подготовка к уроку:
Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – высокая степень успеваемости, 2- средняя степень успеваемости, 3 – низкая степень успеваемости. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.
Этап урока, цель | Время | Содержание | Примечание | Действия учителя | Действия ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: психологический настрой на урок | 1 мин | Приветствие. Настрой на урок. - Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока. На доске: Дата. Классная работа
| Слайд 1 (солнышко) | Психологический настрой учащихся | Включаются в учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Подготовка к работе Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки | 4 мин | Грамматическая сказка - Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на этой планете – общие сведения об орфографии, города – соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те, у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография». Хотите побывать на этой планете? Тогда придется пройти несколько важных этапов подготовки, которые будут заключатся в проверке ваших знаний. | Слайд 2 (астроном) | Рассказывает грамматическую сказку | Анализируют сказку, настраиваясь на работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Предметная разминка Цель: подготовка к актуализации ранее изученного материала | 5 мин | Орфографический диктант Итак, 1 этап – орфографический диктант. - На слайде вы видите слова с пропущенными буквами, запишите их в тетрадь, вставляя нужную букву. Слова: р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир; бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний. - Проверяем. | Слайд 3 (задание) Слайд 4 (проверка) | Подготавливает учеников к системной актуализации ранее изученного материала | Выполняют задание предметной разминки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализации изученного материала Цель: Вспомнить всю информацию о видах орфограмм; уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации. | 20 мин | Постановка целей-результатов урока - Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке? (2 вида: орфограммы гласные и согласные) - Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока. На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: объяснять написание слов с изученными орфограммами, определять вид орфограммы». - На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»). (У1 - формулирую цели-результаты по теме урока). Такая работа проводится в течение всего урока. Работа в парах над составлением схемы-таблицы - Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии».
- Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться. Какое умение мы сейчас с вами отработали? (У2 - составляю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида). Распределительный диктант - Желающих попасть на новую планету очень много. Вот Шрек тоже мечтает стать гением орфографии, но, к сожалению, не смог справиться с 3 этапом проверки знаний. Поможем ему? Ваша задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с орфограммой-гласной на два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Слова: Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка. Проверка: Проверяемые - кормушка, гримаса, выписать, удивиться, стелить, задрожал, непримиримый. Непроверяемые - восклицательный знак, жаворонок, акварель, беседка.
Один ученик 1 уровня успеваемости выполняет (в качестве примера) подобное задание на карточке у доски, графически обозначая условия выбора гласной буквы. Карточка Угостил, шоколад, удивить, известил, алфавит, погода, измерительный, выписать. - Проверяем. Сначала комментирует выполнение задания по карточке ученик, работающий у доски, затем весь класс проверяет свое задание. - Что помогло вам распределить слова? (проверка написания). - Существует два способа проверки безударных гласных. Назовем их. (изменение слова и подбор однокоренных слов). Мы отработали несколько умений. Оцените себя в листы достижений. (У3 - определяю в слове орфограмму-гласную; У4 - владею одним способом проверки безударных гласных; У5 - владею двумя способами проверки безударных гласных; У6 - подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно). Физминутка для глаз Творческое обсуждение - Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». И снова у нас просят помощи. На этот раз герои «Ледникового периода». Они забыли виды согласных орфограмм. И не могут двигаться дальше. Напомним им? (непроверяемые, проверяемые, непроизносимые). - Попробуем закончить строчку и объяснить особенности написания последних букв в этих словах. 1. Каждый рад увидеть … (парад). 2. Русский солдат не знает … (преград). 3. Новый год – к весне … (поворот). - Как называется орфограмма? (проверяемые согласные в корне слова). - Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне? (подобрать проверочное слово). - Чем отличаются слова на слайде от слов в предыдущем задании? На слайде два ряда слов:
(в словах две орфограммы: непроверяемые и непроизносимые согласные). Объяснительный диктант - Следующим шагом к новой планете будет работа с орфограммами-согласными. Попробуйте определить в каждой из строчек лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1. Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный. 2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки. 3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст. - Какие умения мы отработали? (У7 - называю три вида орфограмм-согласных, У8 - называю два вида орфограмм-согласных, У9 - определяю в слове вид орфограммы-согласной, У10 - обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове). | Слайд 5 (тема) Слайд 6 (таблица) Слайд 7 (Шрек) Слайд 8 (задание) Слайд 9 (проверка) Слайд 10 (способы проверки) Слайд 11-19 (физминутка) Слайд 20 (герои) Слайд 21 (задание) Слайд 22 (задание) Слайд 23 (задание) | Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление Цель: Самостоятельно практически проверить свои умения, выполняя тест
| 10 мин | Тест - Итак, приблизились мы с вами к последнему этапу проверки знаний. Заключаться он будет в тестировании. Если задания теста выполните верно, то сможете увидеть планету «Гении орфографии». Тест заранее напечатан и раздается каждому ученику. Впиши в клетки нужные буквы.
Вставь, где нужно, согласную, где нет, клетку оставь пустой.
Графически выдели в словах все орфограммы, где нужно, подбери проверочное слово.
го… - б…гровые (листья) – под…рить – громоз…кий – разгл…деть – т…мнота – д..лина – экипа… - - На слайде вы видите ответы, сверьте их с вашими. Оцените себя в листы достижений (У11 – 1 уровень: правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку); 2 уровень: выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки; 3 уровень: выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок). - Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже подлетаем к планете «Гении орфографии». Вот она, эта необычная планета. Мы первые до нее долетели, потому что в течение урока повторили и закрепили все изученные в начальных классах орфограммы. Молодцы! | Слайд 24, 25 (проверка) Слайд 26 (планета) | Контролирует выполнение заданий теста |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Оценивание Цель: Выявить уровень усвоения темы | 5 мин | Обсуждение проделанной работы - Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока? - Сколько умений отработали? - С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии? Сегодня вы меня порадовали своими знаниями, поэтому всех оценю по достоинству по результатам тестирования. | Комментирует полученные учащимися в ходе работы результаты. Заполняет оценочную ведомость. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Цель: Информировать учащихся о домашнем задании. | Домашнее задание будет творческим. Попробуйте придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы. Я думаю, что мы с вами еще не раз попадем на планету «Гении орфографии» во время изучения других орфограмм. Спасибо за урок. | Дает инструктаж выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание |
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
ФИ ученика | Предметные умения | ||||||||||
1 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Владею двумя способами проверки безударных гласных | Называю три вида орфограмм-согласных | Определяю в слове вид орфограммы-согласной | Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове | Правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку) | ||||
2 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Владею одним способом проверки безударных гласных | Называю три вида орфограмм-согласных | Определяю в слове вид орфограммы-согласной | Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове | Выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки | ||||
3 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Пробую разрабатывать схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно | Называю два вида орфограмм-согласных | Пробую определять в слове вид орфограммы-согласной | Пытаюсь обосновать выбор орфограммы-согласной в слове | Выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир; бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний.
Р О са, зв Е зда, д О жди, гр О за; вел О сИпед, к О мандир; бли З кий, тра В ка; за В трак; со Л нце, поз Д ний. Проверка!
Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах)
Орфограммы Согласные Гласные Непроверяемые Проверяемые в корне слова Непроизносимые Безударные проверяемые в корне слова Непроверяемые Орф. №2 Орф. №3 Орф. №4 Орф. №1 Орф. №2
Помогите, друзья!!!
Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка.
Проверяемые: к О рмушка, гр И маса, вып И сать, уд И виться, ст Е лить, задр О жал, неприм И римый. Непроверяемые: воскл И цательный знак, жав О р О нок, акв А рель, б Е седка. Проверка!
Способы проверки безударных гласных: Изменение формы слова К О лос - кол О сья; 2. Подбор однокоренных слов Л Е сной - л Е с.
Каждый раД увидеть … ( параД). 2. Русский солдаТ не знает … ( преграД). 3. Новый гоД – к весне … ( повороТ ).
1. Баске Т бол, ма Т ч, во Л ейбол. 2. Гиган Т ский, счас Т ливый, чес Т ный.
Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный. 2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки. 3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст.
Ярос Т ный, мороЗный , грус Т ный, капус Т ный. 2. ПозДний , бере З ки, ло Д ка, ду Б ки. 3. Фу Т бол, а Т летика, извесТный , гим Н аст. Проверка!
Проверка теста! Я А А И Е Я О И 1. 2. А А О И И А Е А 3. 4. Б З Т Д Ж Ш Т З В Т Д Т Т Т К Д Т Т Т К Б Н 5.
Поз Д ним - опоз Д ать го Д - Го Д ы б А гровые (листья) – под А рить – д А рит громоз Д кий – взгромоз Д иться разгл Я деть – взгл Я д т Е мнота – т Е мный д О лина – д О лы экипа Ж - экипа Ж и Проверка теста!
Планета «Гении орфографии» Добро пожаловать!
Домашнее задание! Придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....

Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" (по технологии смешанного обучения)
Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка" 10 класс (по технологии смешанного обучения (подходит для проведения урока в дистанционном ...