Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).
Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах)". Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии процессуального мониторинга и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orfogrammy_glasnye_i_soglasnye_5_klass.doc | 106 КБ |
orfogrammy_glasnye_i_soglasnye.ppt | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок стал финалистом регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства
«Мой лучший урок - 2011»
Урок русского языка
Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах), 5 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ и технологии мониторинга
Образовательный аспект:
- проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;
- определить уровень овладения умениями по данной теме.
Развивающий аспект:
- развитие познавательного интереса у учащихся;
- развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;
- активизация творческой деятельности учащихся посредством привлечения ИКТ.
Воспитательный аспект:
- воспитание научного мировоззрения,
- воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.
Оборудование урока:
Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. (задания из учебника не используются, необходим для повторения правил, видов орфограмм.
Техника: ноутбук, проектор.
Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, тесты, листы достижений).
Подготовка к уроку:
Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – высокая степень успеваемости, 2- средняя степень успеваемости, 3 – низкая степень успеваемости. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.
Этап урока, цель | Время | Содержание | Примечание | Действия учителя | Действия ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: психологический настрой на урок | 1 мин | Приветствие. Настрой на урок. - Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока. На доске: Дата. Классная работа
| Слайд 1 (солнышко) | Психологический настрой учащихся | Включаются в учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Подготовка к работе Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки | 4 мин | Грамматическая сказка - Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на этой планете – общие сведения об орфографии, города – соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те, у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография». Хотите побывать на этой планете? Тогда придется пройти несколько важных этапов подготовки, которые будут заключатся в проверке ваших знаний. | Слайд 2 (астроном) | Рассказывает грамматическую сказку | Анализируют сказку, настраиваясь на работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Предметная разминка Цель: подготовка к актуализации ранее изученного материала | 5 мин | Орфографический диктант Итак, 1 этап – орфографический диктант. - На слайде вы видите слова с пропущенными буквами, запишите их в тетрадь, вставляя нужную букву. Слова: р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир; бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний. - Проверяем. | Слайд 3 (задание) Слайд 4 (проверка) | Подготавливает учеников к системной актуализации ранее изученного материала | Выполняют задание предметной разминки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализации изученного материала Цель: Вспомнить всю информацию о видах орфограмм; уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации. | 20 мин | Постановка целей-результатов урока - Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах? Сколько видов орфограмм в русском языке? (2 вида: орфограммы гласные и согласные) - Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели-результаты урока. На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: объяснять написание слов с изученными орфограммами, определять вид орфограммы». - На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»). (У1 - формулирую цели-результаты по теме урока). Такая работа проводится в течение всего урока. Работа в парах над составлением схемы-таблицы - Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему-таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении орфографии».
- Вот такая схема-таблица должна была у вас получиться. Какое умение мы сейчас с вами отработали? (У2 - составляю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида). Распределительный диктант - Желающих попасть на новую планету очень много. Вот Шрек тоже мечтает стать гением орфографии, но, к сожалению, не смог справиться с 3 этапом проверки знаний. Поможем ему? Ваша задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с орфограммой-гласной на два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Слова: Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка. Проверка: Проверяемые - кормушка, гримаса, выписать, удивиться, стелить, задрожал, непримиримый. Непроверяемые - восклицательный знак, жаворонок, акварель, беседка.
Один ученик 1 уровня успеваемости выполняет (в качестве примера) подобное задание на карточке у доски, графически обозначая условия выбора гласной буквы. Карточка Угостил, шоколад, удивить, известил, алфавит, погода, измерительный, выписать. - Проверяем. Сначала комментирует выполнение задания по карточке ученик, работающий у доски, затем весь класс проверяет свое задание. - Что помогло вам распределить слова? (проверка написания). - Существует два способа проверки безударных гласных. Назовем их. (изменение слова и подбор однокоренных слов). Мы отработали несколько умений. Оцените себя в листы достижений. (У3 - определяю в слове орфограмму-гласную; У4 - владею одним способом проверки безударных гласных; У5 - владею двумя способами проверки безударных гласных; У6 - подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно). Физминутка для глаз Творческое обсуждение - Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». И снова у нас просят помощи. На этот раз герои «Ледникового периода». Они забыли виды согласных орфограмм. И не могут двигаться дальше. Напомним им? (непроверяемые, проверяемые, непроизносимые). - Попробуем закончить строчку и объяснить особенности написания последних букв в этих словах. 1. Каждый рад увидеть … (парад). 2. Русский солдат не знает … (преград). 3. Новый год – к весне … (поворот). - Как называется орфограмма? (проверяемые согласные в корне слова). - Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне? (подобрать проверочное слово). - Чем отличаются слова на слайде от слов в предыдущем задании? На слайде два ряда слов:
(в словах две орфограммы: непроверяемые и непроизносимые согласные). Объяснительный диктант - Следующим шагом к новой планете будет работа с орфограммами-согласными. Попробуйте определить в каждой из строчек лишнее слово и аргументируйте свой ответ. 1. Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный. 2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки. 3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст. - Какие умения мы отработали? (У7 - называю три вида орфограмм-согласных, У8 - называю два вида орфограмм-согласных, У9 - определяю в слове вид орфограммы-согласной, У10 - обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове). | Слайд 5 (тема) Слайд 6 (таблица) Слайд 7 (Шрек) Слайд 8 (задание) Слайд 9 (проверка) Слайд 10 (способы проверки) Слайд 11-19 (физминутка) Слайд 20 (герои) Слайд 21 (задание) Слайд 22 (задание) Слайд 23 (задание) | Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление Цель: Самостоятельно практически проверить свои умения, выполняя тест
| 10 мин | Тест - Итак, приблизились мы с вами к последнему этапу проверки знаний. Заключаться он будет в тестировании. Если задания теста выполните верно, то сможете увидеть планету «Гении орфографии». Тест заранее напечатан и раздается каждому ученику. Впиши в клетки нужные буквы.
Вставь, где нужно, согласную, где нет, клетку оставь пустой.
Графически выдели в словах все орфограммы, где нужно, подбери проверочное слово.
го… - б…гровые (листья) – под…рить – громоз…кий – разгл…деть – т…мнота – д..лина – экипа… - - На слайде вы видите ответы, сверьте их с вашими. Оцените себя в листы достижений (У11 – 1 уровень: правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку); 2 уровень: выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки; 3 уровень: выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок). - Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже подлетаем к планете «Гении орфографии». Вот она, эта необычная планета. Мы первые до нее долетели, потому что в течение урока повторили и закрепили все изученные в начальных классах орфограммы. Молодцы! | Слайд 24, 25 (проверка) Слайд 26 (планета) | Контролирует выполнение заданий теста |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Оценивание Цель: Выявить уровень усвоения темы | 5 мин | Обсуждение проделанной работы - Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока? - Сколько умений отработали? - С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии? Сегодня вы меня порадовали своими знаниями, поэтому всех оценю по достоинству по результатам тестирования. | Комментирует полученные учащимися в ходе работы результаты. Заполняет оценочную ведомость. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Цель: Информировать учащихся о домашнем задании. | Домашнее задание будет творческим. Попробуйте придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы. Я думаю, что мы с вами еще не раз попадем на планету «Гении орфографии» во время изучения других орфограмм. Спасибо за урок. | Дает инструктаж выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание |
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
ФИ ученика | Предметные умения | ||||||||||
1 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Владею двумя способами проверки безударных гласных | Называю три вида орфограмм-согласных | Определяю в слове вид орфограммы-согласной | Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове | Правильно выполняю задания теста (без ошибок, или допуская 1 ошибку) | ||||
2 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Разрабатываю схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Владею одним способом проверки безударных гласных | Называю три вида орфограмм-согласных | Определяю в слове вид орфограммы-согласной | Обосновываю выбор орфограммы-согласной в слове | Выполняю задания теста, допуская 2-3 ошибки | ||||
3 уровень | |||||||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 | У11 | |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Пробую разрабатывать схему-таблицу, распределяя орфограммы на два вида | Определяю в слове орфограмму-гласную | Подбираю проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно | Называю два вида орфограмм-согласных | Пробую определять в слове вид орфограммы-согласной | Пытаюсь обосновать выбор орфограммы-согласной в слове | Выполняю задания теста, допуская 4-5 ошибок | ||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир; бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний.
Р О са, зв Е зда, д О жди, гр О за; вел О сИпед, к О мандир; бли З кий, тра В ка; за В трак; со Л нце, поз Д ний. Проверка!
Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в начальных классах)
Орфограммы Согласные Гласные Непроверяемые Проверяемые в корне слова Непроизносимые Безударные проверяемые в корне слова Непроверяемые Орф. №2 Орф. №3 Орф. №4 Орф. №1 Орф. №2
Помогите, друзья!!!
Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок, выписать, удивиться, стелить, акварель, задрожал, непримиримый, беседка.
Проверяемые: к О рмушка, гр И маса, вып И сать, уд И виться, ст Е лить, задр О жал, неприм И римый. Непроверяемые: воскл И цательный знак, жав О р О нок, акв А рель, б Е седка. Проверка!
Способы проверки безударных гласных: Изменение формы слова К О лос - кол О сья; 2. Подбор однокоренных слов Л Е сной - л Е с.
Каждый раД увидеть … ( параД). 2. Русский солдаТ не знает … ( преграД). 3. Новый гоД – к весне … ( повороТ ).
1. Баске Т бол, ма Т ч, во Л ейбол. 2. Гиган Т ский, счас Т ливый, чес Т ный.
Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный. 2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки. 3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст.
Ярос Т ный, мороЗный , грус Т ный, капус Т ный. 2. ПозДний , бере З ки, ло Д ка, ду Б ки. 3. Фу Т бол, а Т летика, извесТный , гим Н аст. Проверка!
Проверка теста! Я А А И Е Я О И 1. 2. А А О И И А Е А 3. 4. Б З Т Д Ж Ш Т З В Т Д Т Т Т К Д Т Т Т К Б Н 5.
Поз Д ним - опоз Д ать го Д - Го Д ы б А гровые (листья) – под А рить – д А рит громоз Д кий – взгромоз Д иться разгл Я деть – взгл Я д т Е мнота – т Е мный д О лина – д О лы экипа Ж - экипа Ж и Проверка теста!
Планета «Гении орфографии» Добро пожаловать!
Домашнее задание! Придумать грамматическую сказку про изученные орфограммы
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием здоровьесберегающих, развивающих технологий и ИКТ
Тема: «Отдых на пляже» Цель: формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1. Образовательные: Speaking - научить вести ди...
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....