Конспект урока русского языка на тему: "Двойные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок составлен с применением сингапурских структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smo_5_klass.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сингапурский метод обучения на практике.

Урок русского языка в 5 классе МБОУ «Староюмралинская СОШ» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Мингазова  Р. Р.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Двойные согласные.

Цели:

-познакомить с понятием «двойные согласные» и тренировать в написании слов с двойными согласными в корне; 

Задачи урока:

-познакомить с правилами переноса слов с двойными согласными;

-обогатить словарный запас и формировать навыки употребления слов с двойными согласными в речи учащихся;

-развивать мышление, прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову

Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов, работа со словарями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, таймер 

Технологии: презентация к уроку (слайды №1 - №8)

Записи на доске: буквосочетания слова с удвоенными согласными

 

Использованная литература:

Учебник 5 класс. Русский язык Л. 3. Шакирова, Л. Л. Умарова, Казань, изд. Магариф. 2005.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфографический словарь

                                                    Ход урока:

№ п/п

Структура

Действие учителя

Действие ученика

I

Организационный момент       (2 мин)

                                 

Мэнедж

мэт

-Добрый день. Садитесь. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Тема  нашего урока  «Двойные согласные».  Запишите в тетрадях число и тему урока. Ребята,
сегодня на уроке мы с вами изучим очень интересную тему, узнаем много нового,
познакомимся с новыми словами.  

партнеры по плечу и по лицу приветствуют друг друга

II

                                      Актуализация знаний (3мин)

 

 

На доске запись: жк, нн, дк, кк, ск, лл, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр, сс. 

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему?

-Хорошо. А как вы думаете, какие из этих сочетаний являются удвоенными согласными? (дети говорят, я обвожу цветным мелом).

- Хорошо. А как вы думаете, какие из этих сочетаний являются удвоенными согласными?

- Значит, вам понятно, что означает слово двойные? Подберем однокоренные слова.  

 

-  Это не слоги, т.к. здесь нет гласных

  •  (дети говорят, я обвожу цветным мелом).

- два, двойка, удвоенные, удвоить

III

                                Объяснение нового материала (5 мин)

 Слайд №2

-Давайте прочитаем хором слова:

-Как вы думаете, почему именно эти слова записаны здесь?

-В какой части слова находятся удвоенные согласные?

  • Значение каких слов вам не очень понятно?

  • Какие слова написаны с большой буквы? (Анна, Кирилл, Филипп, Римма)
  • Почему?
  • Правильно. В дальнейшем мы будем называть их имена собственные.

 

- аллея, аппетит, вожжи, грипп, дрожжи, ссора, класс, можжевельник, перрон, эффект, Анна, Кирилл, Филипп, Римма 

- Это слова с удвоенными согласными.

- В корне слова.

  • Вожжи - у запряженной лошади - дилбегэ.  

- Это имена людей

IV

                                      Формирование новых умений  (30 мин)

 

Слайд №3

МЕНЕДЖМЭТ

Слайд №2

Слайд №4

  • Выполним  упражнение 299

  • Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и подумайте, что хочет объяснить вам Кирилл?
  • Отвечает участник №4

№2- дополняет,

№3 –делает вывод

Слушайте внимательно задание. Из этих слов выберите три слова с удвоенной согласной в середине слова и разделите для переноса. Потом - в начале слова и в конце слова.

-Какие слова выписали? Участник №1

         одного слога).

 Чтение теоретического материала по учебнику.

  • А теперь откройте страницу 115, прочитаем теоретический материал (читает учитель).
  • Ребята, обратите внимание, что русских  слов с удвоенными согласными немного. Все остальные -  заимствованные, т. е. пришли  в русский язык из других языков, например, из немецкого, французского, греческого, латинского, английского.
  • При затруднении в написании слов к какому   словарю мы обращаемся?

 (К орфографическому) (показываю).

Работают в тетрадях

-Он хочет показать, как переносятся слова с удвоенными согласными.  Одна буква из удвоенных согласных остается на одной строчке, вторая переносится на другую строчку

(работа у доски и в тетрадях).

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ -

 

Слайд         №5

СЛАЙД №6

СИНЛ РАУНД РОБИН

-Найдите упражнение по учебнику 300. Прочитайте задание. Значит, при затруднении обращаемся к словарю.  Проведем СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

-Участник №3, Справился ли ваш партнер с заданием?

-Почему ты так считаешь?

Оцените работы партнеров

-А теперь со словом из второго столбика составьте предложение.

-Проведем СИНЛ РАУНД РОБИН. Сейчас каждый из вас прочитает свои предложения в своей команде по кругу  (по часовой стрелке). Внимательно слушайте своих партнеров.

-Участник №1, какое слово использовал ваш партнер по лицу?

- А каким словом  составил партнер по лицу?

- Участник №3, о чем составил  предложение ваш партнер по плечу?

-Правильно ли составил предложение партнер по лицу? Почему так считаешь?

самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях; на партах орфографические словари . Партнеры по плечу обмениваются тетрадями

 (ставят оценки по критериям оценки на слайде)

Каждый ученик читает по кругу свои предложения)

Слайд №6

СТЁ ЗЕ КЛАСС

СИНЛ РАУНД РОБИН

Словарная работа

-Обратите внимание на слово телеграмма.

  • Из каких частей состоит слово? (теле    грамма)
  • Теле (от греч. - даль, далеко), грамма (от греч. -буква), т.е. мы буквами отправляем в даль слова.

Проведем СТЁ ЗЕ КЛАСС.

- Придумайте и запишите на листочках список слов, в состав которых входит слово грамма. Проведите черту. А потом молча передвигаясь по классу добавляйте новые слова у других партнеров. Не забудьте поблагодарить партнера.

       

-Проведем СИНЛ РАУНД РОБИН, прочитайте полученные слова в своей команде,  добавляйте в свой список.

-Участник №1, сколько  слов записал сам?

- Сколько слов добавили ваши партнеры?

-Какие слова записал самостоятельно участник №2?,

-Какие слова добавили партнеры?

Записывают слова, в состав которых входит слово грамма(программа, телеграмма, орфограмма, грамматика)В конце ставят вертикальную черту. А потом молча передвигаются по классу, для того чтобы добавить как можно больше слов участников

Каждый ученик читает по кругу свои слова

Мэнэдж

мэт

 Разноуроовневые задания на карточках

Участникам №4

 Прочитайте текст.  Прочитайте текст. Как можно его озаглавить? Выпишите слова с удвоенными согласными и запомните их написание.

Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки иллюстрации к статьям.

 

Участникам № 1,2

Найди однокоренные слова и запиши их группами. Подчеркни удвоенные согласные.

Касса, ссора, класс, жужжит, ванна, аллея, кассир, поссорились, классный, ванная, прожужжал, кассовый (аппарат), кассирша, жужжание, аллейка.

Участникам №3

 Составь и напиши небольшой текст с данными словами по такому началу:

В нашем классе все ребята чем- то увлекаются...

Слова для справок: коллекция, кроссворд, группа, бассейн, хоккеист, теннис, гаммы,

аккорды, Филипп, Анна, Инна, Кирилл, Вова.

 Проверка заданий  участников №3 (чтение рассказов). Остальные сдают работы для проверки.

Работают  в тетрадях

 

V

                                            Итог урока  (5мин)

 

  •  О чем мы сегодня говорили?
  •  Как вы заметили, правил никаких у нас сегодня не было. Слова с удвоенными согласными надо запомнить, а в самых трудных случаях обращаться к словарям.
  • Как переносятся слова с удвоенными согласными?

со словами с удвоенными согласными в корне

При переносе слов с удв. согл. одна буква остается на строке, другая переносится

Слайд

№ 7

 Домашнее задание.

1.Упражнение 299 или 301 (на выбор).

2.Составить словарный диктант из 20 слов по теме «Двойные согласные»

Оценивание

-Урок окончен, можете идти

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"

В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Конспект урока русского языка "Звонкие и глухие согласные"...

Конспект урока русского языка в 5 классе с элементами проектного обучения по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Конспект урока русского языка в 5 классе с элементами проектного обучения по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я»....

конспект урока русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"

Конспект урока в 5 классе содержит задания занимательного характера, подходящие для учащихся данного возраста. В работе использованы приёмы критического мышляения. Учащиеся самостоятельно формулируют ...