Технологическая карта урока "Фразеологизмы". УМК А.Д.Шмелева, 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по ФГОС. В данном уроке четко прослеживается системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istomina_marina_alekseevna_tehnologicheskaya_karta.rar | 270.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 74 Фразеологизмы. Дата: ____________
Цель: формирование знаний о фразеологизмах как особом ресурсе русского языка.
Задачи: в результате изучения данной темы у обучающихся сформируется понятие о фразеологии как разделе лингвистики, о фразеологизме как особом ресурсе языка; ребята научатся определять значения фразеологизмов, находить фразеологизмы-синонимы; обучающиеся продолжат работу с толковым и фразеологическим словарями русского языка, осознают необходимость употребления в речи фразеологических оборотов.
Планируемые результаты (Формируемые УУД)
Личностные: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Понимать роль лексических единиц (слова, фразеологизма) в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Познавательные: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Наблюдать за ролью фразеологизмов в речи, использовать их в собственной речи.
Коммуникативные: Строить продуктивное речевое взаимодействие в паре и группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.
Предметные: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
УМК Шмелёва А.Д.
Учитель: Истомина Марина Алексеевна
Оборудование:
- Русский язык: 5 кл. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. – М.: Вентана-Граф, 2014;
- Приложение к учебнику;
- презентация к уроку;
- тетради-справочники обучающихся.
Этапы урока | Дидактические задачи | Содержание этапа. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организа-ционный момент | Создание благ. эмоц. настроя | Приветствие обучающихся. Проверка их готовности к уроку. - Запишите число, «Классная работа». Объясните орфограммы в записи. | Приветствие учителя. Готовность к уроку. Записывая число и вид работы (классная работа), ребята объясняют орфограммы. | Слайд 1 |
Проверка домашней работы | Проверка знаний о синонимах и антонимах | Проверка домашнего задания: - письменно упражнение 60. Как вставили слова-синонимы? - упражнение 70 – отгадки. | Отвечают на вопросы. Выявляют трудности, возникшие при выполнении работы. | |
Этап целе-полагания | Стимулирова-ние самостоятельной познавательной деятельности обучающихся | Организует работу уч-ся по определению темы и целей работы на уроке, комментирует ответы уч-ся. - Упражнение71 – устно, по вопросам и заданиям учебника. 1) Сравните пары предложений. Можно ли сказать, что они передают один и тот же смысл? 2) Определите, какие слова или словосочетания в первом предложении соответствуют значению выделенного словосочетания во втором предложении. 3) Какие предложения более яркие, выразительные? (Пары предложений на слайдах 2, 3)
- Встречались ли вы с подобными выражениями? Как они называются? - С каким понятием будем работать? Сформулируем тему урока и задачи. | Осознают своеобразие темы урока, формулируют для себя цели и задачи урока. Устно выполняют предложенные задания. - Да, пары предложений передают один и тот же смысл. Выразительнее вторые примеры в парах (с фразеологизмами). Формулируют тему урока и задачи. | Слайды 2, 3. Слайд 4 Тема урока |
Этап открытия знаний | Расширение знаний учащихся о фразеологизмах | Используя разные дидактические методы и приёмы, организует работу уч-ся по получению новых знаний о фразеологизмах. - §11, с.266 – 267. Изучите теоретический материал учебника, работая в парах и группах.
- Обобщим изученное с помощью таблицы. | Осмысливают, выполняют задания, сопоставляют, делают выводы об особенностях фразеологизмов как особом ресурсе русского языка; подчеркивают важность понятия устойчивое выражение: - используем в готовом виде; - нельзя заменять слова в составе фразеологизмов. Делают выводы о фразеологизмах как средстве выразительности русского языка. Записывают выводы в тетрадях-справочниках. | Слайд 5 Работа в парах и четвёрках поможет лучше разобрать материал. Слайд 6 Тетради для справочных материалов по русскому языку ведём в 5 – 9 кл. – хорошая шпаргалка в подготовке к ОГЭ. Физминутка в середине урока |
Этап первично-го приме-нения знаний | Применение знаний в ходе выполнения тренировочных упражнений | Разъясняет действия, организует работу, осуществляет выборочный контроль. - Упражнение 72 – выборочное письмо, объяснение ЛЗ выписанного фразеологизма «заморить червячка» - «поесть». - Упражнение73 – составление пар предложений с данными словосочетаниями: 1 – употребив данное словосочетание в прямом значении (свободные), 2 - употребив данное словосочетание как фразеологизм. Всего в упражнении 9 словосочетаний: по 3 для трёх вариантов. После выполнения устная проверка, обсуждение. - Упражнение 74. «Кто быстрее?» Замените данные фразеологизмы со словом ходить свободными словосочетаниями из справок. Прокомментируйте свои результаты (по 1 словосочетанию). Выполните запись по образцу, данному в учебнике. - Упражнение 75 – распределительное письмо с комментарием по цепочке. - Упражнение 76. 1 задание: устно определите значения фразеологизмов. 2 задание: «Кто быстрее?»: найдите и выпишите фразеологизмы-синонимы (во что бы то ни стало, любой ценой). Кто быстро найдёт, поднимайте руку.
- Упражнение 77 – работа с толковым словарём. В «Учебном толковом словаре» («Приложение», с.12 – 29), найдите примеры таких словарных статей, в которых есть фразеологизмы. Зачитайте их. | Выполняют задания, реализуя умение решать языковые задачи Анализируют особенности употребления фразеологизмов, их значения. Самостоятельное выполнение задания, обсуждение составленных предложений. Первые 6 учеников, поднявшие руки, объясняют свой выбор, остальные записывают по образцу, данному в учебнике. Записывают словосочетания в две колонки, объясняя свой выбор.
Находят примеры словарных статей в «Учебном толковом словаре с фразеологизмами, зачитывают их. | Слайд 7 Проверка упр.72. |
Этап контроля | Контроль усвоения темы | Разъясняет задание самостоятельной работы. Упр.76, задание 3 – самостоятельная работа в парах. Взаимопроверка по ключу: пара на пару. | Выполняют самостоятельную работу с целью проверки усвоения изученного. | Слайд 8 Взаимопро-верка |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | Подведение итогов урока. Выставление отметок. | Задает вопросы, комментирует выставляемые оценки. Рефлексия «Светофор»: зеленый – «Всё получилось!» желтый - «Справился, но было трудно!» красный – «Не всё получилось!» - Скажите, кто какие отметки сегодня заслужил. Обоснуйте выставляемые вами отметки. | Называют степень понимания материала урока, задают возникшие вопросы, оценивают свою работу на уроке, поднимая карточки-кружочки «светофора» | Слайд 9 |
Инструк-таж по выполне-нию до-машнего задания | Прокоммен-тировать, разъяснить задание | Комментирует домашнее задание, позволяя обучающимся выбрать задание базового или повышенного уровня сложности. - Всем выучить (что?)_____________. - Выполнить письменно: упражнение 79 или
| Задают вопросы, познакомившись с заданиями. Выбирают задание для домашней работы по степени сложности предложенных учителем упражнений. | Слайд 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной
Технологическая карта урока. Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Оборудование: д...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание союзов" по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Правописание союзов" (По учебнику под редакцией А,Д. Шмелева)...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР" (по учебнику под редакцией А.Д. Шмелева)...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....