Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Проверка знаний | Прежде всего давайте вспомним тему прошлого урока. В данных предложениях (см распечатку №1) найдите 5 орфографических ошибок. Исправьте, записав рядом только слово, в котором нашли орфографическую ошибку (Слайд №1) 1).В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры. 2).Договорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались. 3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4).Урожай был невысоким в следствии засухи. 5).В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей. На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи). -Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос). | Проверяют по слайду, выставляют себе отметку, отвечают на вопросы учителя 1). В течениЕ мая всё чаще дули северо- западные ветры. 2).Договорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня , они расстались. 3). Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4). Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи. 5). В следствиИ по делу о хищении было допущено много неточностей.
|
|
2. Актуализация | - С какой ещё служебной частью речи вы познакомились в этой главе учебника? - Отметьте в распечатке из предложенных мною утверждений только верные: 1.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного. 2.Союзы являются членами предложения. 3.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.4.Подчинительные союзы делятся на 3 группы: соединительные, противительные и разделительные. 5.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный. 6.Союз ЧТОБЫ (ЧТОБ) относится к подчинительным союзам (целевым) | - С союзом Находят две ошибки | К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками п. анализ части речи с целью определения её основынх признаков |
3.Постановка учебной задачи, проблемного вопроса | -Ребята, союзы появились в 17 веке, и сразу, как появились, возникли вопросы написания некоторых из них. Взглянем на два примера на слайде! -Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному? 1. Он мал, зато удал. 2. Я поблагодарил друга за то, что он помог. (Разные части речи, разные члены предложения) О чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О правописании союзов) Какова наша основная задача? (отличать союзы от других омонимичных частей речи) Оформим нашу тетрадь!(уточнить тему о 4-х союзах) | Отвечают на вопрос, записывают число, тему, ставят цель и задачи | р. целеполагание п. самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели, формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | - Теперь мы разделимся на 4 группы, каждая из которых подготовит памятку из 4 шагов для остальных ребят, затем мы с вами создадим одну общую. Группа 1 - Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
- Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
- Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?
1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему. 2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала. Группа 2 - Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
- Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
- Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?
1. Я так(же) поеду летом на море. 2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое. Группа 3 - Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения?
- Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
- Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?
1. Коля то(же) прочитал эту книгу. 2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово. Группа 4: - Можно ли задать вопрос к выделенным словам как к членам предложения
- Можно ли убрать выделенные слова или переставить?
- Можно ли заменить выделенные слова союзом, близким по значению?
1). Берись(за) то, что тебе по душе. 2). Приют наш мал, (за) то спокоен. Союзы. | Омонимичные словосочетания. | - Нельзя убрать или переместить часть на другое место.
- Нельзя поставить вопрос.
- Не является членом предложения.
- Играет связующую роль.
- Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.
| - Можно переместить часть на другое место.
- Можно поставить вопрос.
- Является членом предложения.
- Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Эмоциональная разрядка: - нахмуриться, как злая волшебница
- улыбнуться, как кот на солнце, ребенок, который увидел чудо
- устать, как папа после работы, муравей, притащивший большую муху
- вздохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, как ученик 7 класса на 7 уроке
| В группе определяют, в каком предложении союз, а в каком омоним, отвечают на вопросы и делают памятку для класса, затем делают общий вывод, что для всех этих союзов одинаковая схема рассуждения | р. планирование, прогнозирование п.моделирование, решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование к. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Закрепление | Упр. 61 запись в тетрадь и комментирование по памятке из 4 шагов
| Запись в тетрадь, комментирование поэтапное, выполняют дополнительные задания - разборы | р. контроль, оценка, коррекция П.умение структурировать знания, выбор наибулее эффективных способоы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия к. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Природе надо, что(бы) ее любили.
- Хаджи Мурат надел оружие, Элдар сделал то(же).
- После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе
- За что купил, (за)то и продаю.
- Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался
- Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он. Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумаги
| Выполняют ср и сами проверяют по слайду, ставят отметку | р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения л.самоопределение |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке. 1. Сегодня на уроке я узнал … 2. Лучше всех на уроке работал (а) … 3. Я могу похвалить своих одноклассников за … 4. Я могу похвалить себя за … 5. Своей работой на уроке я … 6. Урок сегодня был … | Заполняют карточку | к. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли р. рефлексия л. смыслообразование |
8. Домашнее задание | 1) Стр 241 таблица — изучить Памятку — выучить 2) Стр 242 №62 1-4 предложение+разборы — Б 3) Найти и записать в художественном тексте изученные союзы (10-15 примеров) — П | Записывают дз | Познавательныевыбор задания |