Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:
| Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация | - Ребята, назовите раздел лингвистики, который изучает наименьшие значимые части слова?
- Как называются эти наименьшие значимые части слова?
- Как вы думаете, с какой морфемой связана одна из самых трудных для школьников орфограмма?
- Давайте вспомним, всегда ли мы можем проверить безударную гласную в корне?
|
|
|
3. Постановка проблемного вопроса | - Прочитайте предложение: На д...ревьях загорелась л...ства, но в предчувствии первых морозов всё больше мр...чнеет этот пестрый загар леса. - Как мы можем проверить пропущенные гласные? - Найдите в предложении однокоренные слова, найдите в них общий корень. Определите значение этого корня (*пылать) - Как вы думаете, как называются эти корни? - Как мы сформулируем тему нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня? - Откроем тетради, запишем число и тему: «Правописание корней с чередованием»
|
| К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками п. анализ части речи с целью определения её основных признаков |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
| - Запишите в тетрадь пару однокоренных слов из нашего предложения, подумайте, почему в одном случае пишется гласная О, а в другом случае А (В случае, если понять самостоятельно не получается, ставят ударение) загорелась — загар -Сделаем вывод, чтобы правильно выбрать гласную в корнях с чередованием «гор» и «гар», нужно…? (поставить ударение) - Как бы мы могли схематично представить правило корней с чередованием «гар» и гор»? (Рисуют в тетради корень гор под ударением) - Заглянем в учебник. О чем мы не сказали? (стр 186) (Исключения) Составьте и запишите словосочетания со словами пригарь и выгарки) На слайде: * ПРИГАРЬ Привкус гари в пригоревшей, подгоревшей пище ВЫ́ГАРКИ Остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь. * пригарь в каше, терпкая пригарь остывшие выгарки, выгарки перетопки, печные выгарки |
| р. целеполагание п. самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели, формулирование проблемы |
5. Первичное закрепление | - Теперь давайте наше правило учиться применять. - Распределите сочетания слов в три колонки, обозначьте корни, поставьте ударение. Как вы назовете колонки? (На распечатке) Сильное г...рение, сг...рать от стыда, приг...ревшая каша, заг...релый спортсмен, г..рящие звезды, лампочка перег...рела, ог...рок свечи, суп с приг...рью - Повторим, какую гласную мы пишем в безударной позиции? - Какие исключения мы запомнили? «Лингвистическая сказка-загадка» В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением. Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали другие корни благополучию братьев. Решили разрушить их покой. – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горка, горец. Бери нас в свою семью! Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко прогонять, и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -гор-! |
| р. планирование, прогнозирование п.моделирование, решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование к. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Постановка проблемного вопроса | - В русском языке корней с чередованием много. От ударения зависит еще один. Давайте узнаем, какой - Найдите лишнее: Заря, зарница, зорька, озарить, зарядка, зарево *зарница — мгновенная вспышка света при грозе зарево — отсвет пожара или заката на небе - Почему слова «зарядка» - «лишнее»? - Какое значение у корня «зар» - «зор» в остальных словах? (Значение связано с явлением природы, с зарей) - Расставьте ударения в оставшихся словах. В каком положении пишется гласная А? - Какую гласную мы пишем в ударной позиции? (То, что слышим) - Сделаем вывод: чтобы правильно написать гласную в корнях с чередование зар-зор, надо…? - Нарисуйте схематично в тетради правило корней зар-зор-
|
| р. контроль, оценка, коррекция П.умение структурировать знания, выбор наибулее эффективных способоы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия к. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
7. Первичное закрепление | Распределите словосочетания в две колонки, выделите корень, поставьте ударение. Как мы назовем колонки? (Распечатка) Оза...рять землю, угасание з...ри, редкие з….рницы, ясная з...рька, з...рево над лесом, неожиданное озарение -Повторим, какую гласную мы пишем в безударной позиции? Игра «Корректор» (На слайде) - Сейчас мы почувствуем себя в роли редактора Найдите слова с ошибками, запишите в тетрадь правильное написание, объясните свой выбор схематично: Догарала румяная зоря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг всё озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. |
|
|
8. Физминутка
| Игра «о» «а» горит, загар, запах гари, разгар, зорька, озаривший, перегоревший, разгорится, заревой, загораем, зарница, подгорели, выгарки, погорельцы, возгораться, встречать зарю, горло |
|
|
9. Закрепление | «Творческий диктант» (Докажите, что это текст. Замените подчеркнутые слова на слова с нашей орфограммой, вставьте пропущенные буквы, запишите слова с офрограммой в тетрадь, выполните морфемный разбор глагола «спускался») Мы устроились на отдых у реки. З...ря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали в...ршины деревьев. По ...врагам спускался туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали к...стры. Работа в группах: Г...рбатый, уг...реть, оз...ренность, г...родской, г...ризонтальный, разг...релся, з...рюшка, пригарь, подг...релый, з...рничный, г...роховый, разг...р, оз...рять, возг...раемость, уг...р, г...рделивый, ог...рок, выг..рки. Слова с корнем гор | Слова с корнем гар | Слова с корнем зор | Слова с корнем зар | Исключения | ? |
|
|
|
|
|
|
- Ребята, дополните четверостишия (На слайде): 1. «Гор» и «гар» берет сомненье, - Только «О» - и всё решенье! 2. «Зар» и «Зор» не знаешь ты, - «А» пиши без суеты! |
|
|
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Только человек способен излучать чудесный свет своего горящего сердца, озаренного добротой. | Выполняют ср и сами проверяют по слайду, ставят отметку | р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё полежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения л.самоопределение |
11.Рефлексия деятельности (итог урока) 0,5 | - Удалось ли нам сегодня запомнить условия выбора гласной в корнях с чередованием гар-гор, зар-зор?
| Отвечают на вопросы | к. Умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли р. рефлексия л. смыслообразование |
12. Домашнее задание 0,5 | - Выучить правило. Стр 186 - №94 стр 187 — по заданию - Творческая работа: Подобрать слова на правило «Корни с чередованием гар-гор и зар-зор» для буквенного диктанта | Записывают дз | Познавательные выбор задания |