Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 41.95 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 762.44 КБ |
tabakov_-_chelovek-legenda.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Кожушко Елена Викторовна
Предмет: русский язык Класс: 9 Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема урока: Интервью как жанр публицистического стиля
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, презентация, учебник, газеты с различными видами интервью, раздаточный материал
Цель урока: формирование представления учащихся об интервью как о жанре публицистики, развитие речи учащихся, их творческих способностей, воспитание гуманизма.
Задачи урока: Обучающие: дать понятие об интервью как жанре публицистики; познакомить с классификацией интервью; познакомить с правилами ведения интервью; создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях. Развивающие: развивать речь учащихся, умения составлять и формулировать вопросы, отвечать на вопросы. Воспитательные: воспитание умения слушать и слышать собеседника, уважительного отношения к собеседнику, умения вести диалог; способствовать воспитанию нравственных качеств, таких как: интеллигентность, тактичность, самокритичность, чуткость и другие.
Универсальные учебные действия: Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, монологической речью; умение задавать вопросы. Познавательные: установление причинно-следственных связей и построение логических рассуждений; осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана; – освоение поискового чтения.
Планируемые результаты: Предметные: уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой ценности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств; создавать высказывание публицистического стиля; делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана; выступать перед аудиторией сверстников с развернутыми ответами. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и групповой), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников.
Методы и формы: системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов, фронтальная и групповая работа, мозговой штурм, кластер.
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, элементы деловой игры.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
| ||||
Приветствует учащихся. Пробуждает интерес к газете и деятельности журналиста. - У меня в руках газета. Это очень необходимая вещь. Ею можно убить муху. А можно и человека. С помощью газетного материала можно также показать лучшее, что есть в людях. Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». - Ребята, вы с этим согласны? | Объединяются в 3 группы для работы на уроке. Личностные УУД: проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности; Познавательные УУД: фиксируют проблему; Коммуникативные УУД: слушают учителя, строят понятные для других учащихся и учителя высказывания. Ожидаемые результаты: научиться анализировать, сравнивать. | |||
| ||||
Организует работу по повторению основных понятий темы «Речь», создает затруднение. Словарная работа Группам выдаются пронумерованные карточки с терминами и пронумерованные карточки с определениями данных терминов (стиль, публицистический, жанр, статья, эссе, интервью) Проверяет задание. - Все ли понятия вам были знакомы? Какое из них требует уточнения? (интервью). Как оно, на ваш взгляд, связано с понятиями стиль, жанр, публицистика? Сформулируйте тему урока. (Слайд 1) - Какова же цель урока? (Слайд 2) | Учащиеся уже имеют представление о стилях речи, в том числе публицистическом, о жанрах журналистики (статья, эссе). «Интервью» для них новое понятие. Задача учащихся - соотнести слово с его лексическим значением. В ходе обсуждения группы учащихся находят решения. 1человек от группы записывает ответ на доске в таком виде 1-4,2-6 и т.д. (у каждой группы свой столбик на доске). По окончании работы ответы сравниваются, корректируются. Группами озвучиваются затруднения при выполнении данного вида работы. Формулируют и записывают тему урока. Узнать, что такое интервью и научиться его писать. Личностные УУД: осознают и принимают собственную позицию по отношению к учебной задаче; Познавательные УУД: анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения; Коммуникативные УУД: осознанно строят речевые высказывания; Регулятивные УУД: исследуют условия предметной задачи, обсуждают способы ее решения; Ожидаемые результаты: использовать аргументы, говорить связно, комментировать тексты. | |||
| ||||
- Какое слово является ключевым в определении интервью? (беседа) Наверное, вам не составит труда подготовить интервью для нашей газеты «Школьное эхо», ведь каждый из вас умеет беседовать? -Что объединяет дружескую беседу и интервью? (устная речь) - Замечу, что интервью – это и метод сбора информации, и жанр журналистики. - Чем же интервью отличается от бытовой беседы? | Учащиеся предполагают, что это не так просто, потому что интервью не простая беседа. В интервью у каждого из участников своя роль, обстановка – официальная, речевая ситуация влияет на речевой этикет и др. Личностные УУД: осознают внутреннюю потребность включения в деятельность на уроке и недостаточность знаний по теме урока; Познавательные УУД: осознают и формулируют границу своего незнания по теме урока; | |||
| ||||
Итак, вы получаете редакционное задание – подготовить для газеты интервью с учеником нашей школы, а еще лучше - со взрослым человеком, известным в нашей станице. Что же нужно, чтобы успешно справиться с заданием? Мозговой штурм «Прежде чем отправиться на интервью, нужно…» Слайд 3 Учитель: Да. Мы должны, прежде всего, узнать, что такое интервью, какова его композиция, языковые особенности, какие бывают виды интервью, как составляются вопросы, а главное – для чего пишут интервью. - Что нам поможет в освоении нового материала? (отключить интерактивную доску) | В процессе «мозгового штурма» и обсуждения в группах могут быть такие предложения: узнать, что такое интервью, как оно строится, какие бывают виды интервью, продумать тему интервью, выбрать собеседника, узнать как можно больше о личности собеседника, подготовить вопросы, продумать свое поведение во время беседы и др. Учащиеся называют источники информации (учебник, дидактические материалы, подготовленные учителем, Интернет, газеты с различными видами интервью). Личностные УУД: осознают границы собственного незнания; Познавательные УУД: фиксируют затруднения, формулируют задачи урока; Коммуникативные УУД: осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы учащихся; Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и задачи; Ожидаемые результаты: работа с различными источниками информации. | |||
| ||||
Предлагает задания для групп, организует и направляет учебное исследование в группах, корректирует информацию, полученную от учащихся. Группа 1.Используя материалы учебника (параграф 6), составить таблицу «Интервью как жанр журналистики» (в таблице несколько столбцов: определение, цель, особенности, композиция интервью) Группа 2. Составьте кластер «Виды интервью», используя дидактический материал (материал представлен в приложении 1). В кластере предложить ключевое понятие «Виды интервью», можно сориентировать на количество респондентов и цели каждого вида интервью. Группа 3). Составить памятку «Как организовать и провести успешное интервью», используя указанный сайт (можно предложить школьный сайт или личный сайт учителя, где есть, например, раздел «Школьная газета»). (материал представлен в приложении 2). Учитель: Итак, вы узнали, что такое интервью, каким может быть интервью, как его организовать и провести. Проанализируем текст, представляющий собой фрагмент интервью с народным артистом СССР Олегом Табаковым. (включить интерактивную доску, презентацию «Олег Табаков в театре и кино») Физминутка | Работают в группах, используя различные источники информации, выполняют взаимопроверку, корректировку. Готовят краткие выступления. Результаты своей работы в виде плакатов (формат А3) фиксируют на доске с помощью магнитов. После проверки и корректировки учителя фотографируют плакаты и отправляют в группу класса в WhatsApp. Этот вспомогательный материал пригодится учащимся для выполнения домашнего задания, а также юнкорам «Школьного эха» для выполнения редакционного задания. Личностные УУД: проявляют готовность к активной познавательной деятельности; Познавательные УУД: проводят коллективное исследование и формируют понятия; Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении материалов; Регулятивные УУД: принимают и осуществляют учебную цель и задачи, осуществляют взаимоконтроль; Ожидаемые результаты: работа с информацией: найти, переработать, систематизировать. | |||
| ||||
Организует работу по комплексному анализу текста – фрагмента интервью (презентация с фото на тему: «О.Табаков в театре и в кино») Работа с тестом из упражнения 65 учебника Чтение текста на стр. 91-92 Вопросы для всех: - Что вы узнали об Олеге Павловиче как об актере и человеке, ознакомившись с данным фрагментом? Определите основную мысль данного текста и подберите к нему заголовок. Учитель: В интервью должна прослеживаться основная мысль – авторская идея. Она поможет раскрыть личность респондента. Этой же задаче подчинены содержание интервью, его композиция, используемые автором языковые средства. Работа в группах по тексту на стр. 91-92 Группа 1. На какие микротемы можно разбить основную часть интервью с О.Табаковым? Сформулируйте и запишите их в виде плана. Группа 2.Найдите в тексте фразеологизмы и определите их значение. Подберите контекстные синонимы к выделенным словам. - Какие виды предложений встречаются в данном тексте? Группа 3. Выделите композицию интервью. Какие композиционные части здесь упущены? К какому виду интервью мы отнесем данный текст? Вопросы для всех: -Какие жизненные ценности являются для актера главными? - Как вы понимаете выражение «отпущенными мне способностями я могу ответить лучше, нежели ущемляя достоинство или унижая человека»? Учитель: Как видим, роль журналиста не сводится к простому записыванию ответов на вопросы. Успех интервью зависит от подготовки корреспондента к беседе, его заинтересованности, доброжелательного отношения к человеку, заранее продуманной авторской идеи. (выключить интерактивную доску) | Анализируют текст, сопоставляют с теоретическими сведениями об интервью, полученными на предыдущем этапе урока, в ходе анализа расширяют свои представления об особенностях интервью как жанра. Отвечают на вопросы, формулируют основную мысль, предлагают заголовки. Обсуждают ответы на вопросы в группе, формулируют устный ответ с учётом мнений членов команды. Группа 1. Работает по содержанию. Учащиеся выделяют 4 микротемы (по вопросу и ответу) и формулируют их как пункты плана. Группа 2. Выявляет лексико-синтаксические особенности интервью (фразеологизмы, разговорная и общественно значимая лексика, контекстные синонимы, простые неполные и сложноподчиненные предложения, парцелляция и др Группа 3. Работает по форме интервью. Выделяет вступление и основную часть. Определяет вид интервью (интервью - диалог). Личностные УУД: проявляют учебную мотивацию, адекватно реагируют на трудности; Познавательные УУД: осуществляют работу на соотнесение теоретических и практических знаний и навыков; Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию при работе в группе; Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль. | |||
| ||||
Организует работу групп по подготовке и интервью. Выступает в роли редактора, дает задание корреспондентам, корректирует выполненное задание, вносит свои предложения. Группа 1. Интервью к 105летнему юбилею нашей школы (у кого возьмете интервью? какие вопросы зададите?) Группа 2.Интервью у любимого телеведущего (как будете готовиться к встрече? какие вопросы зададите? Какие фрагменты из его передачи включите в свое интервью?) Группа 3. Интервью во время перемены (выясните общественное мнение на интересующую вас тему. Кого будете интервьюировать?) Учитель: Вы провели хорошую работу. Это поможет вам при выполнении домашнего задания, а также для выполнения редакционного задания, если вы юнкор. | Обсуждают варианты выполнения задания в группах. По ходу обсуждения составляют опорный конспект в тетради: тема, респондент, вид интервью, вопросы. Озвучивают выполненное задание. Респонденты: люди разных поколений, выпускники и нынешние ученики (опрос), директор школы (диалог или монолог). Перед интервью (диалог) необходимо как можно больше узнать о ведущем и его программе. Это поможет сформулировать интересные вопросы. Тема должна быть актуальной, например, «Хорошо или плохо, если школьники 4-7 классов начинают подрабатывать и имеют карманные деньги?» Интервьюируемые – люди разных возрастов, мужского и женского пола, учителя, школьники и их родители. Личностные УУД: оценивают содержание урока, исходя из социальных и личных потребностей; Познавательные УУД: моделируют жизненную ситуацию; Коммуникативные УУД: строят рассуждения, понятные для собеседника; Регулятивные УУД: прогнозируют применение полученного знания в реальные действия; Ожидаемые результаты: оценка результатов собственной работы. | |||
| ||||
Организует работу по систематизации и повторению изученного материала. (Слайд 2,3) - Над чем мы сегодня работали? - Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? - Чем интервью отличается от дружеской беседы? - Все ли интервью одинаково строятся? - Какой вид интервью самый популярный? - Влияет ли речевая ситуация на характер интервью? - Чем интервью отличается от статьи или эссе? - Что главное в интервью? - Какова цель написания интервью? Вопрос от учителя в роли интервьюера: - Какими качествами должен обладать корреспондент? - Сможете ли вы теперь написать интервью? Оцените свои возможности по шкале от 1 до 5. - Если бы вы были журналистом, какой вопрос задали бы Нику Вуйчичу? | Отвечают на вопросы. Проводят анализ изученного, своей работы на уроке и работы товарищей. Жанровые особенности интервью позволяют читателю, видеть то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук». Главное в интервью – вопрос. Важно, как сформулированы вопросы, в какой последовательности заданы. Интервью пишут, чтобы информировать, рассказать об интересном человеке или событии. Личностные УУД: учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности; Познавательные УУД: реализуют рефлексивный алгоритм; Коммуникативные УУД: учатся осмысливать, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; Регулятивные УУД: Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества. Ожидаемые результаты: уметь анализировать, оценивать эмоциональную ситуацию. | |||
9. Домашнее задание (по выбору) | ||||
| При необходимости задают вопросы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
формирование представления об интервью как о жанре публицистики, развитие устной и письменной речи, творческих способностей Цель урока
Задачи урока узнать, что такое интервью, как оно строится, каковы его языковые особенности; познакомиться с классификацией интервью; узнать, что нужно сделать, чтобы интервью прошло успешно; научиться формулировать и систематизировать вопросы.
Респондент - Корреспондент
Ник Вуйчич : жизнь без границ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в городе Саратове в семье врачей. Его семья познала все тяготы войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции железной дороги.
Детство прошло в коммунальной квартире. Олег Табаков много читал, очень увлекался театром.
Олег Табаков учился в мужской средней школе г. Саратова, посещал театральный кружок, который оказал решающее влияние на выбор профессии будущего актёра.
Олег Табаков учился в Школе-студии МХАТ, на курсе Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Будучи студентом третьего курса, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера .
Работал с О. Ефремовым в новом театре-студии молодых актеров, из которой впоследствии родился театр "Современник". Тогда у молодого актера Олега Табакова возникло убеждение в необходимости "постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения".
Театр-студия под руководством Олега Табакова , который в народе окрестили "Табакеркой".
Спектакль «Обыкновенная история»
Спектакль «Чайка»
Художественный ф ильм «Достояние республики»
Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»
Фильм «Д Артаньян и три мушкетера»
Олег Табаков озвучивал роли в мультфильмах: Кот Матроскин в «Трое из Простоквашино »
Барбос в м/ ф «Бобик в гостях у Барбоса»
Олегу Табакову к 80-летию со Дня рождения ( 2015г .) в Саратове поставили памятник.
Олег Павлович награждён многими орденами и медалями.
Про Олега Табакова можно сказать: «Человек-легенда, победитель, счастливчик »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...