Факт и образ российской истории в творческой биографии и произведениях А.С.Пушкина.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 90.47 КБ |
seminar_7.02.ppt | 1.62 МБ |
algoritm_dlya_teksta.docx | 18.08 КБ |
algoritm_dlya_filma.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Факт и образ российской истории в творческой биографии
и произведениях А.С.Пушкина».
Интегрированный урок.
Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.
Цель педагогической деятельности на уроке:
Путем самообразовательной деятельности формировать умение связать информацию, полученную из прочитанного текста, со знаниями из других источников, своими представлениями о мире для создания собственного текста.
Задачи урока:
- создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
- создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
- создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка;
- интегрировать материал информатики и литературы, создать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.
Планируемые результаты изучения материала:
- учащиеся раскрывают содержание темы, учатся понимать текст с первого прочтения, применяя алгоритм учебных действий;
- учащиеся умеют составлять связный текст;
- учащиеся получают представление о принципах веб-навигации (меню, разделах первого и второго уровня вложенности, ссылках и т.п.).
Формы организации учебной деятельности:
- приёмы деятельности учителя: опрос, беседа, организация исследования, организация работы в парах, организация разноуровневой самостоятельной работы;
- деятельность учащихся: схематизация изученых понятий, выделение изученного понятия по алгоритму, работа в парах, лингвистическое исследование, самостоятельная работа.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений (с использованием ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: Кейс-технология, Технология развития критического мышления, исследовательский, частично – поисковый.
Используемые источники:
Сайт Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
Фильм-видеоэкскурсия «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей;
Покровский В.И. «Сокращенная историческая хрестоматия: пособие при изучении словесности для учеников старших классов», ч.4; Стоюнин «Последние годы жизни Пушкина».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, персональные компьютеры, раздаточный материал для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1.Приветствие. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня мы работать будем в парах. У вас на партах стоят ноутбуки, лежит раздаточный материал: алгоритмы, проблемный вопрос, лист самооценки.
2.Актуализация знаний.
Давайте напомним друг другу, что за дата в истории нашей страны-10 февраля?
(День смерти А.С.Пушкина)
Да, горькая дата. Вспоминая о поэте, хотела бы задать вопрос, который задают себе, наверное, все мыслящие люди: что такое талант и как распорядиться им?
(Дети высказываются)
Сегодня мы будем работать с информацией, которая частично дает ответ на этот вопрос, что-то придется додумать самим.
Я предлагаю вам для разминки следующую работу.
По какому алгоритму мы действуем, оценивая человека, явление или предмет?
1.Мы устанавливаем ФАКТЫ (совершенное действие, даты, события)
2.В сознании выстраиваем ОБРАЗ личности (наглядное представление, синоним)
3.Образ вызывает у нас определенные АССОЦИАЦИИ (лат.взаимосвязь)
Задание: за три минуты составить кластеры трех понятий, с которыми мы будем работать сегодня: что такое ФАКТ, ОБРАЗ, АССОЦИАЦИЯ (дети работают в парах).
Обсудив прописанные кластеры, делаем вывод, что в результате мы устанавливаем связи между фактической стороной и обликом. Сравниваем свои ассоциации с тезисами на СЛАЙДЕ.
А какие виды связи мы знаем? (ОБОБЩЕНИЕ и ВЫДЕЛЕНИЕ)
Слайд. (Метапредметность - это теоретическое мышление, сквозное мышление: ОБОБЩЕНИЕ, систематизация, умение определить ПРОБЛЕМУ и найти ее РЕШЕНИЕ, умение отличить ФАКТЫ от МНЕНИЙ…)
Проблемный вопрос. Представьте, что лицеист Александр Пушкин в 1815 году готовится к экзамену. О ком он мог бы рассказать? Мое мнение – обо всех, а ваше? Выберите из списка:
Слайд. 1.Борис Годунов
2.Николай I
3.Лев Николаевич Толстой
4.Наполеон
5.Гомер
6.Александр I
7.Емельян Пугачев
8.Д.С.Лихачев
9.Михаил Юрьевич Лермонтов
(Ответы учеников: выделили факты и не согласились с моим мнением).
Таким образом, мы можем сказать, что метапредметность - это глобальное обобщение: каждый из нас, имея свою картину мира, мгновенно извлекает из нее необходимые знания для решения конкретной сиюминутной задачи?
Какие еще мы знаем примеры надпредметных связей в жизни? (Домашнее задание).
А можно ли внутри предмета что-то обобщить, систематизировать?
Не по тому же принципу мы работаем с текстом, АНАЛИЗИРУЯ и ИНТЕРПРЕТИРУЯ его?
3.Формулирование темы урока.
Можем ли мы сформулировать тему сегодняшнего урока, при этом опираясь на наши знания?
Тема.
Сегодня мы хотели бы предложить вам поработать на сайте Президентской библиотеки.
Часть учеников посмотрит обзорную видеоэкскурсию, которая так и называется: «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей»;
Вторая часть проанализирует текст в учебнике Покровского В.И «Сокращенная историческая хрестоматия: пособие при изучении словесности для учеников старших классов», издание унмкальное,1905 года.
4. Целеполагание и закрепление изученных понятий. Тренировка алгоритма их применения.
Итак, если мы с вами имеем дело с определенными текстами, обсудили ключевые понятия, имеем понимание - какими видами связи можем воспользоваться, то можем ли мы сформулировать ЦЕЛЬ сегодняшнего урока?
-Будем искать в источнике ответ на вопрос – как связаны исторические факты с творчеством и образом поэта.
5.Организация лингвистического исследования. Работа в парах.
Задание: Вы получаете лист с проблемным вопросом и выписанными ключевыми позициями. Ваша задача – по окончании просмотра создать собственный текст-эссе, используя предложенные клише.
Поскольку нам предстоит совместное обсуждение, предлагаю договориться о связи.
(WiFi).
Работа в парах.
Фонд Президентской библиотеки представлен на интернет-портале www.prlib.ru. Пройдя авторизацию в Личном кабинете, пользователь получает доступ ко всему электронному фонду Президентской библиотеки, включая значительный массив архивных материалов и издания, находящиеся под авторским правом.
Все источники можно детально изучать в различных ракурсах и степени приближения, используя максимально комфортные режимы просмотра: постраничный, с возможностью перехода на любую выбранную страницу, книжный разворот с эффектом перелистывания страниц. Для просмотра карт, газет, фото-, кино-, видео-, аудиоматериалов существуют специальные форматы.
А теперь зададимся вопросом: что мы можем делать со всей этой информацией?
Какими свойствами обладает информация?
Предлагаю алгоритм, который позволит вам хорошо ориентироваться в ресурсах Президентской библиотеки и ответить на поставленные вопросы.
Алгоритм работы группы 1:
- Откройте интернет-портал Президентской библиотеки по адресу: www.prlib.ru.
- Войдите в систему, введя свой логин и пароль.
- Группа 1. Работа с текстом:
Каталог фондов → Все каталоги → Социальные (общественные) и гуманитарные науки → Филологические науки. Художественная литература → Литературоведение → История и критика мировой литературы → Литература России и СССР → Пункт 64
Сокращенная историческая хрестоматия ч. 4. Покровский, Василий Иванович (историк литературы; 19 в.). Сокращенная историческая хрестоматия. Москва: типография Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1902-1911. Ч. 4. 1905 г.
- Откройте в хрестоматии страницу 161.
Алгоритм работы группы 2:
- Откройте интернет-портал Президентской библиотеки по адресу: www.prlib.ru.
- Войдите в систему, введя свой логин и пароль.
- Группа 2. Видео экскурсия по материалам выставки:
Коллекции →Темы → Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей → Литература → Об авторах → Факт и образ: история в произведениях русской художественной литературы XVIII-XX вв.: [видеоэкскурсия по материалам выставки] / сцен.: Д. Соловьев, М. Евсеева, А. Симанова; [и др.]. СПб., 2015. 13 мин. 34 с. цв., зв. → Просмотреть.
6. Обобщение и закрепление знаний.
Зачитаем пару работ, дополним.
Задание: поменяться работами, оценить их по критериям.
Слайд. Критерии оценивания.
Афишировать на доску.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
Достиг ли урок цели? Что изменилось в ваших знаниях после урока?
Можем ли мы ответить на вопрос, какие факты исторические использовал поэт в своем творчестве? (мы ПОНИМАЕМ, что Пушкин отображал великие личности, а так же создал образ « маленького человека»)
Что мы УМЕЕМ (Умеем находить информацию в первоисточнике, который является взглядом современника)
Стал ли понятнее вам образ Поэта? Что УДИВИЛО? (Как подробно трудился Пушкин, насколько активной была его гражданская позиция, сколько он готов был делать одновременно)
Слайд. Самооценка.
- Выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Зайти на сайт Президентской библиотеки, прочитать в учебнике Покровского, ч. 4, письмо Жуковского к С.Л.Пушкину о последних часах жизни А.С.Пушкина. Составить сложный план для пересказа текста.
Зайдите на сайт президентской библиотеки, найдите несколько словарей, выпишите формулировки терминов, с которыми мы работали сегодня на уроке.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С. Пушкин
ФАКТ (лат. factum — свершившееся) Действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло. "Факты говорят за себя"
О́БРАЗ - вид, облик. Визуальный образ, зрительный образ, изображение. Живое, наглядное представление о ком/чём-н. "Поэт мыслит образами" В художественном произведении: тип, характер.
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. "Научная ассоциация" «Ассоциация по сходству» .
Лицеист А.Пушкин в 1817 г. О ком мог бы рассказать ? Борис Годунов Николай I Лев Николаевич Толстой Наполеон Гомер Александр I Емельян Пугачев Юрий Гагарин Михаил Юрьевич Лермонтов
ВЫДЕЛЕНИЕ Борис Годунов Николай I Наполеон Гомер Александр I Емельян Пугачев Л.Н.Толстой Ю.Гагарин М. Ю.Лермонтов
Тема урока ФАКТ И ОБРАЗ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В БИОГРАФИИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА
Получение Передача Информационные процессы Обработка Хранение
Свойства информации
Критерии оценки Пунктуационные ошибки 3 ошибки, - 3 балла 4 и более ошибок - 0 баллов 1-2 ошитбки - 4балла 0 ошибок – 5 баллов Графические ошибки 2 1 0 Орфографические ошибки 2-3 ошибки – 3 балла, 4 и более ошибок – 0баллов 1 0 Итог: 15-14 баллов – отметка «5» 13-11 баллов – отметка «4» 10-8 баллов – отметка «3»
Самооценка Я ничего не понял- 2 балла Для полного понимания мне нужно повторить тему- 3 балла Сам все понял, но объяснить другому не берусь- 4 балла Все понял, могу материал объяснить другому- 5 баллов
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Ф.И. ____________________
Действуй по алгоритму
1. Набери в поисковой строке «Президентская библиотека» официальный сайт»
2.Зайди в личный кабинет.
3.Найди текст Покровского В.И. «Сокращенная историческая хрестоматия:пособие при изучении словесности для учеников старших классов»,ч.4;Стоюнин «Последние годы жизни Пушкина».
4. Прочитай внимательно вопрос: «Какие грани писательского таланта проявил Пушкин в последние годы жизни, а что, возможно, не успел сделать?»
5.Определи ключевые понятия.
6.Прочитай внимательно текст,отвечая на вопрос: «В связи с какими событиями автор статьи использует эти высказывания?»:
-«Свобода труда»,
-«Патриотическое негодование»,
-«Пушкин-поэт»,
-«Пушкин-журналист-издатель».
Сконструируй текст-эссе из 10-12 предложений по плану,используя предложенные клише:
1.Пушкин занимался различными видами деятельности, блистая всеми гранями своего таланта.
2.Он дорожил свободою труда, поэтому_______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________________________________________________________________
4Пушкина очень волновала ситуация в стране, и ,исходя, из своего политического негодования, он написал_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________
6.________________________________________________________
7. Александр Сергеевич пытался поднять литературу, дабы возвысить ее нравственную силу, поэтому__________________________________________
8._________________________________________________________________9._________________________________________________________________10.Таким образом,_______________________________________________________________
Проверял____________________ Оценка_____________________
Взаимооценивание
Критерии | Отлично | Хорошо | Требует доработки | балл |
Качество работы | ||||
Сотрудничество | ||||
Умение выделить главное | ||||
Содержание согласно плану | ||||
Грамотность |
Предварительный просмотр:
Ф.И.___________________
Действуй по алгоритму
1. Набери в поисковой строке «Президентская библиотека» официальный сайт»
2.Зайди в личный кабинет.
4. Прочитай внимательно вопрос: «Как же литературный талант Пушкина прославил сложные исторические события?»
5.Определите ключевые понятия при просмотре видеоэкскурсии.
6. Какие ассоциации возникают у вас от таких произведений
А. С. Пушкина, упомянутых в этом фильме, как:
- «Борис Годунов»,
- «Медный всадник»,
- «Полтава»,
- Стихотворение «Александру I» (война 1812г.)
Сконструируй текст-эссе из 10-12 предложений по плану, используя предложенные клише:
1.Пушкин постоянно обращался к историческим событиям.
2.Он раскрывал грани характера исторических личностей, поэтому_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Одновременно он создал незабываемый образ «маленького человека», который_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поэт не ждет позволения, а высказывается в минуту, когда созрела его творческая дума, поэтому он ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________...о войне 1812 года.
5._________________________________________________________
6.________________________________________________________
7. Александр Сергеевич пытался поднять литературу, дабы возвысить ее нравственную силу, поэтому__________________________________________
8._________________________________________________________________9._________________________________________________________________10.Таким образом,_____________________________________________________________________________________________________________________________
Проверял__________________ Оценка___________________
Взаимооценивание
Критерии | Отлично | Хорошо | Требует доработки | балл |
Качество работы | ||||
Сотрудничество | ||||
Умение выделить главное | ||||
Содержание согласно плану | ||||
Грамотность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эволюция образа Петра I в произведениях А. С. Пушкина"
Главная цель урока – сопоставительный анализ нескольких произведений с последующим обобщением и выводом. Для более полной разработки темы привлекается дополнительный материал, в том числе и произведен...
Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина
Урок литературы в 6 классе на тему "Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина" по программе Г.С. Меркина представляет собой литературную композицию с использованием мультимедийной презентации...
Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....
Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
Интегрированный урок - особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...
А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта
Представлен конспект урока по литературе в 6 классе...
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...