А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.
Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством лицейского периода;
- формировать умение работать со статьей учебника;
- воспитать любовь и уважение к своему учебному заведению.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы: эвристический, творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: запись по ходу лекции, ответы на вопросы, выразительное чтение статьи учебника, составление цитатного плана.
Оборудование: репродукции: В. А. Тропинина «Портрет Пушкина», И. Е. Репина «А.С. Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читает «Воспоминания о Царском Селе»», В. А. Фаворского «Пушкин – лицеист».
План урока:
- Организационный этап (2 мин.)
- Проверка домашнего задания ( 10 мин.):
- пересказ сна Светланы (баллада Жуковского «Светлана»);
- комментарий гаданий по тексту баллады;
- сообщение о гаданиях, которых нет в тексте;
- чтение статьи в учебнике, цитатный план (итог).
- Получение новых знаний (25 мин.) :
- биография;
- поступление в Лицей, лицейские друзья;
- рукоположение в поэты.
- Подведение итогов (5 мин.)
- Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
(приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку)
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Все ли выполнили домашнее задание? Проверим. Начнем с пересказа сна Светланы (2 человека).
В самом начале баллады есть описания действий гадающих. Прокомментируем их (2 человека).
А нашли ли вы другие гадания, которых нет в тексте? (2 человека)
Молодцы, отлично справились с домашним заданием. И чтобы завершить нам тему по Жуковскому, предлагаю прочитать статью учебника на странице 144. Прочитаем по абзацам.
(чтение, составление цитатного плана)
Теперь вы знаете об истории создания баллады «Светлана», о ее прототипах. А сегодня мы перейдем к изучению не менее известного поэта, чье имя знает каждый из нас. Это – Александр Сергеевич Пушкин.
3. Получение новых знаний
Учитель: Открываем тетради, записываем число. И тема нашего урока – «А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта». Тема записана на доске, спишите правильно. Основные даты записаны на доске слева, а трудные слова для написание – справа.
Приготовились слушать и записывать в тетради.
Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве, в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны.
Дядя Пушкина был известным поэтом, в доме часто бывали московские литераторы. Еще ребенком Пушкин слушал разговоры на литературные темы.
Домашнее воспитание было беспорядочным. Дома родители читали детям книги только на французском языке и говорили только по-французски. И детям они старались дать французское воспитание, пригласив гувернеров и гувернанток. Из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского языка и любовь к чтению.
Важным этапом в формировании Пушкина как поэта стал период его обучения в Лицее.
Лицей – привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение, не разделенное на факультете.
Лицей помещался в Царском Селе. Обратите внимание как пишется Царское Село. Задача Лицея – готовить юношей к государственной службе.
Учеба в Лицее сильно повлияла на поэта – развила чувство изящного, любовь к природе. Пушкин вспоминал о Лицее как об отеческом крове, родном доме. Особенно его восхищали лицейские сады. В 1827 г. он пишет следующие строки:
Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок Библии – безумный расточитель –
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев, наконец, родимую обитель,
Главой поник и зарыдал …
И во многих других стихотворениях видна та же нежная привязанность.
19 октября 1811 г. (запишем эту дату) был открыт Царскосельский Лицей. Пушкин посвятил этому событию следующие строки:
Вы помните, когда возник Лицей,
Как Царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей.
Куницын – один из преподавателей Лицея. В этот день 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Возраст у всех был разный – от 11 до 16. А сколько было Пушкину на момент поступления? Посчитайте.
- 12 .
Да, Пушкину было 12 лет. Перед вами репродукция гравюры Фаворского «Пушкин – лицеист». Так выглядел поэт в годы учения в Лицее.
Уровень подготовки у ребят был самый разный. Кто-то из пансионов, кто-то из гимназий, а кто-то (как Пушкин) – приехали в Лицей, имея только домашнее обучение.
Распорядок в Лицее был твердый, установленный раз и навсегда.
6:00 – подъем, утренняя молитва.
7:00 – 9:00 – занятия, которые назывались «класс».
9:00 – чай.
До 10:00 – прогулка.
10:00 – 12:00 – «класс».
12:00 – 13:00 – прогулка.
13:00 – обед.
14:00 – 15:00 – чистописание или рисование.
15:00 – 17:00 – «класс».
17:00 – чай.
До 18:00 – прогулка.
Затем повторение уроков.
21:30 – ужин и отдых.
22:00 – вечерняя молитва, сон.
Как видите, свободных минут у лицеистов было мало. Тем более лицеистов редко отпускали домой. Приезд родственников тоже был ограничен.
Воспитанники изучали множество предметов: языки (русский, латинский, французский, немецкий), риторику, русскую и мировую историю, географию, статистику, науки математические и физические, рисование, пение, танцы, фехтование, верховую езду и плавание.
Лицей отличался от других учебных заведений тем, что здесь не поощрялись телесные наказания; поощрялся дух чести и товарищества.
Обучение делилось на 2 курса: начальный и окончательный. На каждом курсе учились по 3 года. При переходе с курса на курс – публичный экзамен.
Пушкин учился в Лицее до 1817 г. (запишем)
Именно здесь Пушкин почувствовал себя Поэтом. «Начал я писать с 13-летнего возраста…»
Именно в Лицее Пушкин приобрел настоящих друзей. С ним учились такие известные личности, как Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Корсаков Николай, Малиновский Иван, Дельвиг Антон, Кюхельбекер Вильгельм, Пущин Иван. Именно последние три имени – лучшие друзья Пушкина. Поэтому я предлагаю вам на следующий урок приготовить небольшие сообщения по трем лучшим друзьям (по выбору – 3 учащимся).
Лицей помог ему, окружил его могучую юность красотой и простором. До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этой радостной свободной поре. Сколько раз в воздушных стихах помянет он Лицей:
Я думал о тебе, приют благословленный,
Воображал сии сады,
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
(«Воспоминания в Царском Селе». 1829).
Пушкин в Лицее был дважды посвящен в поэты. Первый раз – на публичном экзамене, где присутствовал Державин. Рассмотрим репродукцию И. Е. Репина ««А.С. Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читает «Воспоминания о Царском Селе»». Найдем здесь Пушкина, Державина. Рассмотрим обстановку.
А что же происходила на экзамене? В этом нам поможет статья в учебнике на странице 150.
Второй раз был посвящен, когда его приняли в неофициальное литературное общество «Арзамас».
4. Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята, мы окунулись в эпоху того времени, когда Пушкин учился в Лицее. Вы увидели распорядок в Лицее, по репродукциям рассмотрели форму лицеистов, форму проведения переводных экзаменов. Вы увидели, насколько тяжело было учиться в таком учебном заведении и наверняка сравнили тот распорядок с нашим.
Запишем домашнее задание.
5. Домашнее задание
Учитель: Открываем дневники и записываем: страница 149, задание №1 (составить цитатный план статьи), №2 (дать толкование слов прогрессивный, культ, мемуарист). И сообщения о друзьях-лицеистах ( Салтамурадов Умар – о Дельвиге; Кальчев Федор – о Кюхельбекере; Королев Никита – о Пущине).
Оценки за урок получают: Умар, Никита, Лиза и Катя – пятерки. Правильно выполнили домашнее задание. Подробно пересказали эпизод баллады (сон Светланы), дали комментарий гаданий по тексту баллады. Молодцы. Леша и Федя – четверки. Дали неполный комментарий, допустили фактические ошибки в пересказе.
Всем спасибо. Урок окончен.
Использованная литература:
- Г. С. Меркин. Литература. 6 класс. М., «Русское слово», 2009.
- Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: М., «Русское слово», 2009.
- Ф. Е. Соловьева. Методические рекомендации к учебнику Г. С. Меркина «Литература 6 класс». М., «Русское слово», 2009.
- Т. Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. Часть 1. М., «Дрофа», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропаганда здорового образа жизни при изучении биографий писателей (поэтов)
Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы при изучении биографий писателей и поэтов....
Творческая биография Н.Е.Палькина, саратовского поэта
Николай Палькин - талантливый лирик второй половины минувшего столетия и рубежа XX и XXI веков, продолжатель лучших традиций русской поэзии. Николай Палькин создал выразительный поэтический...
Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина
Урок литературы в 6 классе на тему "Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина" по программе Г.С. Меркина представляет собой литературную композицию с использованием мультимедийной презентации...
Информационный проект "Лицей в жизни А.С. Пушкина.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников. ЗАДАЧИ: 1) развитие познавательной деятельности обучающих...
Факт и образ российской истории в творческой биографии и произведениях А.С.Пушкина.
Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся....
В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.
Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....