Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Интегрированный урок - особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Образ метели - излюбленный в творчестве А.С. Пушкина. Мы встречаем вьюгу в его лирике («Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»), метель «устраивает судьбы» героев повести «Метель». В своей работе мы пытаемся определить, какие значения несет этот символический образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_po_muzyke_i_literature_v_8_klasse.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по музыке и литературе в 7 классе.
Тема: «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве»
(По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
Цели:
1. Образовательные: сравнить тему и подход к ней представителей
разных видов искусства (Бетховен и Пушкин), выяснить
символический смысл образов метели-вьюги, пути-дороги.
2. Развивающие: совершенствование навыка сравнивать
художественные произведения разных видов искусства, развитие поисковых умений.
3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру Человека, расширение представлений школьников о духовном
опыте человечества, осознание вечных тем искусства и жизни.
4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного
мышления, воспитание интереса к русской музыкальной и литературной классике.
5. Коррекционные: развитие памяти, мышления, логики, внимания.
Музыкальный материал:
- Фрагмент 5 симфонии Л.Бетховена,
- Фрагмент оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».
Литературный материал:
А. Пушкин. Повести «Метель»;
Стихи: «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимний вечер».
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
II. Вступительное слово учителя музыки.
Звучит Фрагмент 5 симфонии Бетховена.
- Кто узнал этот мотив? Откуда он?
- Как называется?
- Как ответил герой симфонии Бетховена на вызов судьбы?
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы сравним подход к теме судьбы представителей разных видов искусства - музыки и литературы, выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве, прикоснемся к уже знакомому миру поэзии А. С. Пушкина и новой для вас музыки композитора нашего времени Г. Свиридова. Общение с искусством поможет вам «воспитать в себе человека, воспитать личность». (Ф.М.Достоевский)
IV. Беседа по теме урока учителя литературы.
В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина (не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше все»).
V. Актуализация опорных знаний. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их.
Вопросы учителя:
- Как вы считаете, была бы счастлива Маша в браке с Владимиром? Свое мнение подтвердить цитатами.
- Почему?
Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью.
Метель, застигающая героев, путаюшая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Давайте вспомним знакомые нам пушкинские стихотворения.
VI. Чтение стихов наизусть. Чтение детьми стихов «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимний вечер» (слайд ).
Как узнаваем в этих произведениях зимний русский пейзаж со снежной равниной, с непередаваемым завыванием ночной вьюги. Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам.
«Ты стоишь пред метелицей дикой
Роковая, родная страна».
Так писал А.Блок о России уже в 20 веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.
VII. Слово учителя музыки.
Наверное, поэтому непременным спутником образов метели-вьюги является дорога: именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии (слайд).
Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы -тройки), казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого.
Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве.
- Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой- «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги.
Вопросы:
- Что слышится вам в музыке сюиты?
- Какова музыка по своему характеру?
- Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека?
Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся и композиционная техника, и язык. Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.
VIII. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...
Урок по литературе в 9 классе «Слово о полку Игореве» в русском искусстве»
Данный урок поможет1. Раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки.2. Формировать ум...
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...