Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Касимова Ирина Юрьевна

Интегрированный урок -  особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Образ метели - излюбленный в творчестве А.С. Пушкина. Мы встречаем вьюгу в его лирике («Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»), метель «устраивает судьбы» героев повести «Метель». В своей работе мы пытаемся определить, какие значения несет этот символический образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_po_muzyke_i_literature_v_8_klasse.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по музыке и литературе в 7 классе.

Тема: «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве»

(По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

Цели:

1. Образовательные: сравнить тему и подход к ней представителей

разных видов искусства (Бетховен и Пушкин), выяснить

символический смысл образов метели-вьюги, пути-дороги.

2. Развивающие: совершенствование навыка сравнивать

художественные произведения разных видов искусства, развитие поисковых умений.

3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру Человека, расширение представлений школьников о духовном

опыте человечества, осознание вечных тем искусства и жизни.

4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного

мышления, воспитание интереса к русской музыкальной и литературной классике.

5. Коррекционные: развитие памяти, мышления, логики, внимания.

Музыкальный материал: 

  • Фрагмент 5 симфонии Л.Бетховена,
  • Фрагмент оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Литературный материал: 

А. Пушкин. Повести «Метель»;

Стихи: «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимний вечер».


ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

II. Вступительное слово учителя музыки.

Звучит Фрагмент 5 симфонии Бетховена.

  • Кто узнал этот мотив? Откуда он?
  • Как называется?
  • Как ответил герой симфонии Бетховена на вызов судьбы?

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы сравним подход к теме судьбы представителей разных видов искусства - музыки и литературы, выясним символический смысл образов метели-вьюги в русском искусстве, прикоснемся к уже знакомому миру поэзии А. С. Пушкина и новой для вас музыки композитора нашего времени Г. Свиридова. Общение с искусством поможет вам «воспитать в себе человека, воспитать личность». (Ф.М.Достоевский)

IV. Беседа по теме урока учителя литературы.

В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина (не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше все»).

V. Актуализация опорных знаний. Стихия судьбы настолько сильна, что человеку не удается ее обмануть, даже если он решается на такой шаг: вспомните повесть Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их.

Вопросы учителя:

  • Как вы считаете, была бы счастлива Маша в браке с Владимиром? Свое мнение подтвердить цитатами.
  • Почему?

Но эта же стихия в конце концов становится и спасительной: Избавив Машу от наверняка несчастливого брака, она вознаграждает ее счастливой взаимной любовью.

Метель, застигающая героев, путаюшая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Давайте вспомним знакомые нам пушкинские стихотворения.

VI. Чтение стихов наизусть. Чтение детьми стихов «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимний вечер» (слайд ).

Как узнаваем в этих произведениях зимний русский пейзаж со снежной равниной, с непередаваемым завыванием ночной вьюги. Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам.

«Ты стоишь пред метелицей дикой

Роковая, родная страна».

Так писал А.Блок о России уже в 20 веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.

VII. Слово учителя музыки.

Наверное, поэтому непременным спутником образов метели-вьюги является дорога: именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии (слайд).

Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы -тройки), казалось бы навсегда ушедшей из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого.

Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве.

- Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г.Свиридова «Метель» (по повести Пушкина), первая часть которой- «Тройка», воссоздает именно образ снежной дороги.

Вопросы:

  • Что слышится вам в музыке сюиты?
  • Какова музыка по своему характеру?
  • Как вы считаете, это зарисовка природы или чувства и мысли человека?

Приходят новые времена, принося с собой новые обычаи и новый литературный и музыкальный язык. Современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся и композиционная техника, и язык. Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, возвышенным и ясным одновременно. И снова звучат в нем мотивы судьбы и образы метели-вьюги - эти бессмертные знаки непрекращающегося движения.

VIII. Подведение итогов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Урок по литературе в 9 классе «Слово о полку Игореве» в русском искусстве»

Данный урок поможет1. Раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки.2. Формировать ум...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...