"Эволюция образа Петра I в произведениях А. С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Главная цель урока – сопоставительный анализ нескольких произведений с последующим обобщением и выводом. Для более полной разработки темы привлекается дополнительный материал, в том числе и произведения разных видов искусства: живопись, скульптура, музыка. На уроке прослеживается разработка темы Петра I и в более поздней литературе (Серебряный век), что позволяет значительно расширить литературный кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Класс: 10
(сдвоенный урок, 90 минут)
Тема: «Эволюция образа Петра I в творчестве А.С.Пушкина».
Цель: проследить, как изменялся образ Петра 1 в произведениях
А.С.Пушкина.
Задачи:
- Проанализировать, каким показан Петр 1 в таких произведениях, как «Стансы» (1826), «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник».
- Сопоставить оценки Петра 1, данные А.С.Пушкиным в этих произведениях
- Познакомиться с дополнительными материалами по теме (репродукции картин, лирические произведения поэтов Серебряного века о Медном всаднике)
- Сделать вывод о том, как изменялся образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина.
Тип урока: обобщение знаний.
Технологии: проблемная, групповая, интегрированного обучения.
Оборудование:
- Тексты произведений «Стансы» (1826), «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник».
- Репродукции картин
- Каравакк. «Полтавское сражение. 27 июня 1709 г.»
- Таннауэр. «Полтава»
- Никитин. Портрет Петра 1 (круг)
- Изображения памятников Петру 1.
- Л.А.Бернштам «Царь-плотник»
- М.Фальконе «Медный всадник»
- Тексты стихотворений В. Брюсова «Медный всадник», В. Иванова «Вариации на тему «Медного всадника».
- Музыкальные фрагменты.
- Р.Вагнер «Полет валькирий»
- И.С.Бах «Шутка»
- С.Прокофьев «Танец рыцарей»
Ход урока.
Время. | Этап урока, содержание. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников, предполагаемые ответы. | Дополнительный материал | Примечания |
2 мин | Постановка цели | Учитель знакомит с целью и задачами урока. | |||
3мин | Проверка домашнего задания | Исторический портрет Петра 1 (индивидуальное домашнее задание) | |||
4 мин | Беседа | В чем причина интереса А.С.Пушкина к образу Петра 1? |
| ||
5 мин | Слово учителя | Проследим, как эволюционирует образ Петра 1 в творчестве А.С.Пушкина. Помогут нам в этом другие произведения искусства: портреты, скульптуры и стихи, созданные в разные годы разными авторами. | Показать репродукции картин и изображения скульптур, назвать авторов. | ||
8 мин | Анализ стихотворения «Стансы» (1826) | Какие черты Петра 1 подчеркивает Пушкин, на что обращает особое внимание? | Выразительное чтение наизусть стихотворения (индивидуальное домашнее задание)
| Запись опорных слов-характеристик Петра | |
2 мин | Знакомство со скульптурой Л.А.Бернштама «Царь-плотник» | Как скульптура дополняет образ, созданный Пушкиным? |
| Работа с изображением скульптуры Л.А.Бернштама «Царь-плотник» | |
7 мин | Анализ незаконченного романа «Арап Петра Великого» | Пушкин не случайно обращается к этой истории. Петр 1 принимал участие в судьбе африканского предка поэта Ибрагима Ганнибала.
|
2. Человечность, простота, доброта, умение веселиться, то есть Петр показан человечным, лишенным царского блеска. | Запись опорных слов-характеристик Петра | |
5 мин | Знакомство с портретом Петра, сделанным Никитиным. | Перед нами необычный портрет. Редко кому удавалось отразить человеческую сущность императора. Обратите внимание на то, как показывает Петра художник. Что необычно в этом портрете? |
| Работа с портретом Петра 1 (круг), сделанного Никитиным | |
10 мин | Образ Петра 1 в поэме «Полтава» | Победа под Полтавой – это наша гордость, наша слава. Каким должен быть полководец, одержавший столь блестящую победу? Каким Пушкин показывает Петра в момент боя? После боя? В противоположность Петру показан Карл XII. Какой он? | Чтение отрывка из поэмы со слов «Горит восток зарею новой…» до слов «И грянул бой, Полтавский бой!»
| В сопровождении музыкального фрагмента «Полет валькирий» Вагнера Запись опорных слов-характеристик Петра | |
5 мин | Знакомство с картинами Каравакка и Таннауэра | Добавляют ли что-то картины к образу Петра, созданного Пушкиным? | Нет, но они усиливают впечатление, созданное Пушкиным. Художники идут вслед за поэтом. | Работа с репродукциями картин Каравакка и Таннауэра. | |
15 мин | Образ Петра 1 в поэме «Медный всадник» | Петербург – красивейший город. Гимн его великолепию звучит в поэме. Мог ли ошибаться Петр I, основывая город в устье Невы? С точки зрения государственной и стратегической – нет! А с точки зрения простого маленького человека? О том, как расплатился за это решение Петра спустя два столетия маленький петербургский чиновник Евгений, рассказал в своей поэме А.С.Пушкин Какой эпизод является в поэме кульминационным? Каким теперь показан Петр 1? В чем, по-вашему, причины такого изменения в восприятии Петра? | Чтение отрывка из поэмы со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» до слов «Тревожить вечный сон Петра!» Краткий пересказ фабулы поэмы Чтение отрывка из поэмы со слов «Евгений вздрогнул…» до слов «С тяжелым топотом скакал»
| Изображение Медного всадника Фальконе. | Музыкальное сопровождение И.С.Бах «Шутка» Музыкальное сопровождение С. Прокофьев «Танец рыцарей» Запись опорных слов-характеристик Петра |
5 мин | Знакомство со стихотворением В. Иванова «Вариации на тему Медного всадника» |
| Выразительное чтение стихотворения
| Раздаточный материал | |
5 мин | Знакомство со стихотворением В. Брюсова «Медный всадник» | Еще более страшную картину рисует В. Брюсов в своем стихотворении «Медный всадник» В чем заключена основная мысль этого стихотворения? | Выразительное чтение стихотворения. Для тирана, самодержца простой человек – ничто. Брюсов использует для подтверждения этой мысли очень яркие образы, например, несколько раз повторяет слово «трупы» | Раздаточный материал | |
10 мин | Обобщение | Прочтите записи в своих тетрадях (опорные слова), сделанные во время урока. Проследите, как изменялся образ Петра 1 в творчестве Пушкина от «Стансов» (1826) до «Медного всадника» (1833) |
| ||
5 мин | Подведение итогов. Домашнее задание. | На выбор.
|
Комментарии.
- Соединение в одном уроке разных искусств (живопись, скульптура, музыка) используется для создания более полного представления об образе Петра 1. Привлечение портретов, изображений скульптур позволяет наглядно продемонстрировать особенности восприятия образа Петра 1 в искусстве; предложенные портреты по своему содержанию близки оценке, данной Пушкиным Петру 1 на разных этапах его деятельности. Музыкальное сопровождение создает необходимую атмосферу для более яркого впечатления от произведений поэта.
- В содержание урока включены два стихотворения Серебряного века: В. Брюсов «Медный всадник», В. Иванов «Вариации на тему «Медного всадника». Привлечение этих произведений расширяет и углубляет представление о Петре 1 как о тиране, создает ощущение непрерывности темы в литературе, помогает более полно осознать влияние творчества Пушкина на дальнейшую литературу. Краткий анализ этих стихотворений представлен в плане урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"
Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить о...
Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....
Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина
Презентация предназначена к уроку литературы в 10 классе....
Проект «Эволюция образа дворника в художественных произведениях XX века»
методическая разработка...
Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)
Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....
Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"
Внеклассное мероприятие "Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина"...