Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе на тему "Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина" по программе Г.С. Меркина представляет собой литературную композицию с использованием мультимедийной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_16.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Тема. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.
Цель:
- выявить факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта;
- совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся;
- воссоздать особую атмосферу «лицейского духа»; выявить примеры нравственного поведения, гордой независимости, достоинства; формировать чувство товарищества, уважения к людям.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм «Мой живой журнал. А.С.Пушкин».
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала. Литературная композиция.
1.Вступительное слово учителя.
19 октября 2011 г. Царскосельскому Лицею исполнилось 200 лет. Хотя, конечно, поистине всероссийскую славу Лицею составил один его выпускник – Пушкин. (Слайд 2) Если бы не этот живой, кудрявый лицеист, о Царскосельском лицее знал, быть может, узкий круг специалистов, занимающихся историей образования России. Но сегодня о Царскосельском лицее знают все в нашей стране.
2.Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из стихотворения А.Ахматовой «Городу Пушкина».
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ.
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
3.Слово учителя об истории Лицея.
- Каким же был Лицей во времена А.С.Пушкина?
Слово «лицей» (Слайд 3) происходит от греческого «ликей» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась.
Позже лицеи появились во многих странах Западной Европы.
Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе
В 1811 году в России (Слайд 4) было открыто привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих. Это - знаменитый Царскосельский лицей. За 33 года существования лицей выпустил 286 человек. Практически все они достигли больших высот на государственной службе. Инициатива создания лицея принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу министра юстиции М. М. Сперанскому.
Вступительный экзамен в Лицей был назначен на август. В зале роскошного дворца министра просвещения А.К.Разумовского собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Экзаменовали: сам Разумовский, директор департамента Мартынов, директор Лицея Малиновский.
Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик. Отвечает легко и уверенно.
4.Инсценирование «Вступительный экзамен».
Экзаменатор. Какого французского писателя вы знаете лучше всего?
Пушкин. Вольтера!
Экзаменатор. Не родственник ли вам писатель Василий Пушкин?
Пушкин. Точно так, ваше сиятельство, родной дядя.
Экзаменатор. В таком случае вы, конечно, знаете и других русских писателей?
Пушкин. Ещё бы! Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков – у нас в доме свои люди.
Экзаменатор. Примите за правило, молодой человек, выслушивать старших до конца, не прерывая. Итак, я спрашиваю вас, читаете ли вы произведения наших лучших писателей?
Пушкин. Кажется, всё перечитал, что интересного в библиотеке моего отца, а библиотека у него в тысячу с лишним томов.
Экзаменатор. Но если вы всё перечитали, то любопытно знать, кого вы почитаете первым русским поэтом?
Пушкин. По времени первым русским поэтом надо считать Ломоносова…
Экзаменатор. А про Кантемира небось и забыли или не слыхали?
Пушкин. Кантемир – не поэт, у него рубленая проза.
Экзаменатор. Вот как!
Пушкин. Не один я так считаю: я от многих слышал. По качеству же стихов первым поэтом хотя и приято у нас считать Державина, но стих у него чересчур напыщен, у Жуковского он гораздо натуральнее и благозвучнее.
Экзаменатор. Вы прочитали малую толику. Запомнили, несомненно, кое-что наизусть?
Пушкин. Очень многое.
Экзаменатор. Например… ну хотя бы карамзинскую «Марфу Посадницу»…
Пушкин. «Раздался звук вечевого колокола, - и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить туда, куда зовёт их отечество…»
Экзаменатор. В арифметике, я уверен, вы всего слабее.
Учитель. И он не ошибся.
Экзаменатор. Что вы учили по обязанности, то усвоили плохо, что читали без спроса, то усвоили прекрасно. (Директору Малиновскому) Сей птенец сколь необуздан, столь и даровит.
5.Слово учителя.
Торжественное открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года (Слайд 5) в Екатерининском дворце Царского Села. Присутствовали: царь Александр I, (Щелчок) царская семья, члены Государственного Совета, министры, придворные. На открытии лицея (Щелчок) выступили директор В.Ф.Малиновский и профессор А.П.Куницын. Воспитанниками стали 30 мальчиков 11–14 лет из дворянских семей.
Система обучения в лицее
Обучение (Слайд 6) было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй (Слайд 7) курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.
Внутреннее управление лицея
Принципиальное (Слайд 8) значение имело комплектование лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. Первый список учащихся утвердил лично император.
Внутреннее управление в лицее осуществлял директор, кандидатуру которого также утверждал сам император. Первым директором (Щелчок) был статский советник В. Ф. Малиновский. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел.
Следует отметить, (Слайд 9) что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Кроме того, граф А. К. Разумовский официально именовался главой лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.
6.Сообщение подготовленного учащегося о наставниках лицея.
Учебно-воспитательный процесс (Слайд 10) в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта (помощники профессоров), один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.
Русский язык (Слайд 11) и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку. Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других мировых классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де-Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Уроки по этому предмету проводили ежедневно, кроме того, лицеистам рекомендовалось в свободное время читать литературу Франции в подлинниках. Директор лицея требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой по-французски.
Немецкому (Слайд 12) языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф.-Л. де-Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Его отличали методическое мастерство, дисциплинированность и требовательность к обучаемым. Заслуженный профессор И. К. Кайданов преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Он был автором нескольких учебников и пособий для лицеистов.
Профессором (Слайд 13) нравственных наук был А. П. Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Профессор Куницын был в числе лучших преподавателей своего времени.
Яков Иванович Карцев (Слайд 14) основал в Царскосельском лицее кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты.
Основным (Слайд 15) специалистом по военным наукам был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. (Слайд 16)
7.Слово учителя.
Занятия лицеистов
Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями и (Слайд 17) фехтованием.
Обучение юношей (Слайд 18) верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере.
Занятия по плаванию (Слайд 219 начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль.
Уроки (Слайд 20) танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы, специально приглашенные в лицей.
Распорядок дня лицеистов
Царскосельский лицей (Слайд 21) являлся закрытым учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня.
В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак (чай с белой булкой) и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед из трёх блюд (Слайд 22) и короткий перерыв.
В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов лицеисты шли на ужин, состоящий из двух блюд, потом были (Слайд 23) прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
Форма лицеистов
Отличительной особенностью Царскосельского лицея (Слайд 24) являлась единая форма одежды. Мундир лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.
Как выглядел лицей
Для нужд лицея при его образовании (Слайд 25) был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников.
В нижнем (Слайд 26) этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором (Слайд 27) этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Рядом (Слайд 28) с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора лицея. Во дворе (Слайд 29) располагалась церковь, а за ней (Щелчок) был большой сад.
В парадном (Слайд 30) зале лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы. В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора.
Каждому (Слайд 31) лицеисту полагалась отдельная комната, классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Лицейская библиотека
Огромное значение в жизни Царскосельского лицея (Слайд 32) имела его библиотека.
Первоначально фонд библиотеки лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц). (Слайд 33) Затем в библиотеку стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги. Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров лицея.
А еще в лицее была так называемая Газетная комната со стенами, расписанными под зелёный мрамор. Посередине стоял круглый стол. На нём свежие газеты, журналы: «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Северная почта», журналы немецкие, французские…
Наступил 1812 г., и политические известия с каждым днём становились всё тревожнее. Все – от императора Александра Павловича до лицейских дядек – толковали о войне, о неминуемом нападении на Россию Бонапарта.
Война не была ещё объявлена, а части русской армии уже двинулись навстречу врагу.
В середине лета узнали: Бонапарт с полумиллионной армией перешёл Неман и вторгся в Россию.
Отечественная война началась.
Через Царское Село шли полки: драгуны, гусары, конные, пешие, отряды ополченцев, бородатые казаки с пиками… Они шли и шли, и подростки в синих мундирах выбегали им навстречу:
Вы помните, текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас.
Всё внезапно переменилось. Казалось, рухнули крепкие лицейские стены, ограждавшие от жизни, и открылась им Россия – необъятная, огромная, её города и сёла, её бесконечные дороги, затерянные среди полей и дремучих лесов.
Вечерами в лицейском зале играли в войну. Командовал войсками «генерал от инфантерии» Алексей Илличевский.
Вскоре узнали и другое: чтобы сохранить русскую армию, Кутузов приказал оставить Москву. Москва сдана… Многие лицеисты плакали.
И вдруг радостное известие: «Неприятель вынужден был очистить Москву». Как шумно и весело стало теперь в Газетной комнате!
Война стала народной. Весь народ с ожесточением ополчился на иноземцев. Тысячи крестьян укрываются в лесах в одиночку, и отрядами донимают пришельцев. Даже женщины сражаются.
В Газетной комнате появилась большая карта, и лицеисты внимательно следили по ней за ходом военных действий. «Профессора приходили к нам и научили нас следить за ходом дел и событий, объясняя иное, нам недоступное», - вспоминал Пущин. Не лавры победы, а позор поражения пожинал Бонапарт на полях России. Голодные, оборванные, замёрзшие остатки разгромленной «великой армии» шли на запад.
Победоносная русская армия перешла Неман 29 декабря 1812 г.
Испытания лицеистов
Существенное воспитательное значение (Слайд 34) имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода.
8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали (1-ый щелчок) (2-ой щелчок) великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения.
И вот наконец вызвали его – Александра Пушкина.
Он стоит посреди зала в двух шагах от знаменитого поэта.
Пушкин сдаёт экзамен Державину на высокое звание российского поэта…
8.Выразительное чтение подготовленным учеником фрагмента стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» от слов «О вы, которых трепетали…» до слов «И благотворный мир земле». (Слайд 35)
О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О Галлы хищные! и вы в могилу пали. -
О страх! О грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру и закон,
В гордыне возмечтав мечем низвергнуть троны? -
Исчез, как утром страшный сон!
В Париже Росс! - где факел мщенья?
Поникни Галлия главой. Но что я зрю?
Герой с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленьи,
Москва в унынии, как степь в полночной мгле,
А он идет - несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворной мир земле.
9. Слово учителя.
Он читал с необыкновенным воодушевлением. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание следили за малейшим его движением.
Державин был в восторге. Сколь миролюбиво выбрался он из-за стола, чтобы прижать к груди этого мальчика, но тот убежал.
После экзамена граф Разумовский задал по своему обыкновению пышный обед для почётных гостей. Приглашён был отобедать и Сергей Львович Пушкин. Все поздравляли его с успехом сына. А министр заявил: «Я бы желал, однако же, образовать вашего сына в прозе».
«Оставьте его поэтом!» - горячо воскликнул Державин.
«Воспоминания в Царском Селе», присланные ему Пушкиным, Державин подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний. Приезжавшим к нему не уставал рассказывать, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который ещё в Лицее перещеголял всех писателей».
10. Рассказы о лицеистах-друзьях А.С.Пушкина подготовленными учащимися.
Лицейское братство.
Для лицеистов первого выпуска дружба была самым светлым чувством. Она не измерялась ни числом встреч на жизненном пути, ни перепиской, ни литературными интересами. Известный библиограф и библиофил 19 века С.А.Соболевский, который хорошо знал А.С.Пушкина, в своих воспоминаниях писал, что Пушкин «любил своих друзей за дружбу».
Дельвиг Антон. (Слайд 36)В будущем - создатель Альманаха «Северная звезда». Прозвище Тося, Тосенька. Близкий друг Пушкина. Это он в 1815 году возвестил миру о рождении нового поэта:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением.
В Лицее он отличался только познаниями в российской словесности. Все остальные занятия и лекции проходили для него как бы в тумане: он дремал. Он не любил шумные игры, возню.
О его лени в Лицее ходили легенды. Да он и сам поддерживал репутацию увальня-лентяя, задумчивого и рассеянного:
Я благодарности труда
Еще, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.
Но эта манера поведения не помешала мне стать одним из первых лицейских поэтов. Зная о его "дружбе с Музой", Е.А. Энгельгардт (второй директор Лицея) попросил написать прощальную песнь для выпуска. Он просьбу исполнил, написал гимн Лицея, который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении.
Пушкин. Пушкин Александр. Прозвища Егоза, Француз.
В те дни, когда в садах Лицея (Слайд 36)
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея
А над Вергилеем зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз,
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала,
Когда Французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что век повесой буду я.
Самолюбивый и задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший. Он всегда готов судить себя так же строго, как и другого. Он был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя. (Слайд 37)Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, он мучил себя воспоминаниями о неудачах прожитого дня и доверял свои муки соседу по комнате, Пущину.
Кюхельбекер. Вильгельм Кюхельбекер. (Слайд 38) Кюхля! Так называли его все.
Он был предметом для шуток, но все уважали его за трудолюбие и упорство, с которыми он шел к поставленной цели.
Пушкин ценил в нём любовь к поэзии, литературный вкус и широкую эрудицию. Он всюду носил с собой толстую тетрадь, это был его знаменитый словарь, в который он переписывал все мысли, казавшиеся мне замечательными. Этот словарь стал любимым чтением Пушкина. Особенно он любил одно из выражений словаря: (Слайд 6) «Кто мечтает о дружбе, тот уже достоин иметь друга.» Восхищение Пушкиным и трогательную любовь к его поэтическому дару Кюхельбекер пронес через всю жизнь. Когда весной 1820 года Пушкину грозила царская расправа, он, как мог, ринулся на защиту друга:
Пущин Иван. (Слайд 39) Прозвище Большой Жано, Иван Великий.
С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Очень близок был ему будущий пароль декабристов: «Честь, польза, Россия».
14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. В Лицее учился прекрасно. (Слайд 40)
Лицейское братство было ему близко, лицейское панибратство не всегда. Лучшим другом был Пушкин. Пущин, как сосед, часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня. Вместе они, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нём была смесь излишней смелости с застенчивостью. Они были рядом в течение шести лет. А потом их дороги разошлись. Они поступали на службу. Кстати, Пущин был единственным из лицейских друзей, кто посетил Пушкина в ссылке в Михайловском. (Слайд 41)
Малиновский Иван. (Слайд 42)
Сын первого директора Лицея. Прозвище Казак получил за отчаянность и задиристость.
Он знал много пословиц и поговорок. За что один из надзирателей назвал его Санчо-Панса.
С Пушкиным Малиновского сблизила смерть его отца. Пушкин первый подошел к Малиновскому во время похорон, обнял его. В этот день их дружба была скреплена на всю жизнь. А еще их дружба была проверена любовью.
Трое близких друзей - Пушкин, Пущин и Малиновский - влюбились в сестру своего товарища Катеньку Бакунину (Слайд 43) и честно признались друг другу в этом.
Екатерина часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин писал о ней:
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты…
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Данзас. (Слайд 44)
данзас был не в самых близких отношениях с Пушкиным в Лицее, и, если бы не трагические обстоятельства в конце января 1837 года, (Слайд 45) его имя, скорее всего, было бы нам не известно. Он стал секундантом Пушкина на дуэли: «Друзья мои, простите меня за то, что, может быть, я допустил какие-то неточности в соблюдении дуэльного кодекса. Поверьте мне, я был подготовлен не к роли секунданта, а к роли истинного друга Пушкина. Я не мог допустить, чтобы там, за Черной речкой, он остался одинок, без преданного друга.
Простите и не судите строго. Есть только один человек, который судил меня всю жизнь, не давая покоя ни на день, ни на минуту. Этот человек – я сам.
Многие годы я собирал и хранил сувениры, связанные с Пушкиным, создавая свой собственный пушкинский музей».
УЧИТЕЛЬ. (Слайд 46)Чувству родства между лицеистами можно только позавидовать. Без своих друзей, без их шуток, насмешек, помощи, памяти Пушкин не стал бы Пушкиным. А они без него, без его мыслей, строчек, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился.
Первый выпуск лицеистов
В 1817 году (Слайд 47) состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии.
Лицей окончен. Было грустно и радостно.
Расставаясь, лицеисты поклялись ежегодно отмечать день Лицея – 19 октября. Так и было.
10.Выразительное чтение подготовленным учеником фрагмента стихотворения «19 октября».(Слайд 48)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
11. Слово учителя.
В шестидесятилетие первого выпуска – 19 октября 1877 г. телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Их осталось двое от первого выпуска.
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придётся одному?
В годовщину 1880 г. из первых лицеистов в живых остался один Горчаков.
В 1883 г. А.М.Горчаков скончался. У него было 35 правительственных наград. Всего же 29 лицеистов получили 200 русских и иностранных орденов. А Пущин, Кюхельбекер и Пушкин – ни одного.
Наградой Пушкину стали вечная память народная и слава великого русского национального поэта.
11. Просмотр видеофильма об А.С.Пушкине «Мой живой журнал».
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать и пересказать вводную статью учебника об А.С. Пушкине.
2.Составить рассказ о лицейских годах А.С.Пушкина с использованием материалов учебника и урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9-м классе на тему "Жизнь и творческая судьба А.С.Пушкина"
Урок литературы в 9-м классе Тема: Жизнь и творческая судьба А.С.ПушкинаЦели:1. Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина.2. Вы...
Информационный проект "Лицей в жизни А.С. Пушкина.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников. ЗАДАЧИ: 1) развитие познавательной деятельности обучающих...
Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".
Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...
Внеклассное мероприятие по литературе "Лицей в жизни А.С. Пушкина"
Данное мероприятие я проводила с учащимися 6-го класса. В разработку (помимо сценария мероприятия) входят презентация и викторина по данной теме....
«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»
Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...
А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта
Представлен конспект урока по литературе в 6 классе...
Факт и образ российской истории в творческой биографии и произведениях А.С.Пушкина.
Представленный урок направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся....